Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа»
г. Зима Иркутской области
Статья из опыта работы
«Развитие творческих способностей обучающихся через уроки литературного чтения»
подготовила
учитель начальных классов
Иванова Наталья Гумаровна
г. Зима 2012
В последнее время отношение к книге изменилось. С появлением телевидения и компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на человека. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Их литературный опыт ограничивается рассказами из «Азбуки» и хрестоматий, а впоследствии — попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном варианте. Как пробудить интерес к чтению, как его развивать, поддерживать — вот, на мой взгляд, одна из важнейших задач.
Работая 19 лет в школе, имея свой педагогический опыт, изучая новые технологии в образовании и обучении, пришла к выводу, что надо искать ту иголку, за которой потянется нить, длинною в школьную жизнь. Этой иголкой в моём понимании является творчество. Основой обучения должна быть не воспроизводящая деятельность, а творческая, когда большую часть знаний ученики должны усваивать не со слов учителя, а в процессе самостоятельного поиска информации и способов решения задач. Ведь современному обществу требуется не просто грамотный человек, а человек, который свободно владеет знаниями, умеет мыслить логично, научно, творчески, может свободно реализовать собственное «Я». Наиболее благоприятны для развития творческого потенциала ребёнка уроки литературного чтения. Использую в своей работе разнообразные формы уроков. Вы их видите на слайде. Они разнообразны по тематике.Мною создан образовательный ресурс с разработкой этих уроков. Литературное чтение должно решать комплексно задачи эмоционального, творческого, литературного и читательского развития ребёнка, а также его нравственно-эстетического воспитания. Следует помнить, что чтение для ребёнка – это труд, и творчество, и новые открытия, и самовоспитание, и конечно, удовольствие.
Заинтересовать и разнообразить работу детей на уроках помогают:
проблемные вопросы, проблемные ситуации;
дифференцированный подход к обучению;
дидактическая игра;
различные виды творческой работы;
здоровьесберегающие технологии.
Всю работу по развитию творческого потенциала я разделила на три этапа: Первый этап — это формирование у учеников качеств, служащих предпосылками для творческой деятельности: наблюдательности, общительности, речевой и общей активности, хорошо натренированной памяти и быстроты припоминания, сообразительности, привычки анализировать и осмысливать факты. Предпосылки творческой деятельности школьников я формирую на уроках литературного чтения языковыми играми и различными конкурсами, викторинами; выступлениями учащихся. Очень широко использую в практике прием драматизации художественных произведений, как на обычных уроках, так и на конкурсах и концертах.
Второй этап — это элементы исследовательской деятельности учащихся в познавательном процессе, а также их коллективная работа, совместное выполнение поставленных задач.
Для развития речевого творчества в своём классе я предложила детям интересное полезное творческое задание — исследование для всей семьи “Энциклопедия одного слова” под девизом: Мама, папа и я – выполняет вся семья! Каждый взял для исследования только одно слово и постарался раскрыть нам всю его прелесть, разгадать все загадки этого слова. На родительском собрании я подробно познакомила взрослых с темой, идеей, целями и задачами проекта. Вместе мы выяснили, чем родители могут помочь детям, как надо правильно им помогать, учить оформлять собранный материал, систематизировать его.
Для успешного выполнения исследования, каждому ребёнку я приготовила инструкцию:
В защите исследований участвовали и дети и взрослые. Совместная проектная деятельность создаёт ситуацию успеха, способствует формированию у ребёнка положительной самооценки: “Я сам собрал!”, “Я смог!”, “Я знаю!”. Свой общий труд дети и взрослые с удовольствием защищали на презентации. Как оценивать такие работы, ведь дети с нетерпением ждут отзыва, оценки? Лучше всего составить сводную ведомость
В конце презентации все дети получили грамоты за победу или свидетельства участников. Вот пример работы Абдулиной Кристины, которая исследовала слово-богатырь.
Третий этап — это самовыражение индивидуальности, личности ученика через творчество, главным образом, через различные виды искусства. Исполнительская деятельность тоже может подняться до уровня искусства, до самовыражения: в драматизации сказки ученик входит в роль сказочного героя, и тогда в произнесении реплик он поднимется до самовыражения. То же можно сказать и об иллюстрировании . Предновогодний проект «Подари радость детям» на базе д.сада № 56 позволил продемонстрировать интеграцию танцевального, музыкального , театрального и прикладного искусств. Костюмы и игрушки были созданы детьми при участии родителей. Отзывы о проекте были самые положительные.
С целью совершенствования литературно-творческого развития учащихся я составила список всевозможных упражнений, направленных на формирование литературно-творческих способностей учащихся. Все виды работы разделила на 3 группы, так как технология приобщения учащихся к литературному творческому развитию видится через три взаимосвязанных компонента.
Много внимания уделяю работе с текстом художественных произведений. Проблемой является анализ работы с текстом, так как в этом возрасте у детей развито наглядно-образное мышление, а им необходимо уметь анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы. Этой работе помогают разнообразные задания на формирование умений воспринимать художественный текст:
Последний мониторинг показал, что необходимо подбирать задания на нахождение изобразительно-выразительных средств, создавать словесные образы. Этому помогают задания второго компонента на формирование литературно-творческих умений.
Активно провожу литературные пятиминутки на развитие воображения и обучающих стихосложению на каждом уроке. В начале урока для мотивации, а в конце для рефлексии. (Упражнение «Буриме» )
Результатом этих пятиминуток явились сборники стихов.
Кроме стихов мои дети с большим интересом сочиняют сказки, а помогают им в этом задания, обучающие приемам творческого фантазирования.
Созданы сборники сказок.
Многие виды работ и заданий не ограничиваются рамками урока и перетекают во внеурочную деятельность и творческие домашние задания. Материал творческих работ собран в папках.
В процессе работы по развитию творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения очевидны положительные результаты.
В моём классе снизилось количество учащихся, работающих на репродуктивном уровне, и возросло количество школьников, способных выполнять задания творческого и даже исследовательского характера, дети являются активными участниками конкурсов разного уровня и занимают призовые места.
2.Отмечается высокий уровень развития творческих способностей
3.Наблюдается их разнообразие
4.Наблюдается положительная тенденция роста уровня образовательной подготовки учащихся:
— выросло качество знания по предмету;
— повысился уровень выполнения работ по развитию речи.
Используемые материалы:
Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Начальная школа.- 1998 г.-№4.-с.80-81.
Александрова, Л.А. Развитие личности школьника в условиях новой образовательной среды. // Образование в современной школе.- 2005.- № 5. – С.53-56.
Кубасова О.В. Прием драматизации на уроках чтения //Начальная школа. 1985. — №12. С. 30-34.
Кубасова О.В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения //Начальная школа. – 1991. — №9 с. 26-31.
Хуторский А.В.Развитие творческих способностей.- М.: Владос, -2000 г. с.22.