Конспект урока чтения
Тема: С. Есенин « Пороша»
Цель: способствовать углублённому проникновению учащихся содержание художественного произведения и развитию видений; отрабатывать умение выразительного чтения( чёткая дикция, умение пользоваться диапазоном голоса, его силой, звонкостью, умение выбрать правильный темп.
Планируемые результаты: учащиеся научатся читать с выражением лирические произведения, выделяя голосом важные мысли и слова; сравнивать стихи разных поэтов, посвящённых одной теме; наблюдать, как меняется настроение поэта; ориентироваться в прочитанном произведении.
Ход урока:
Орг. Момент
Сообщение темы, цели.
-Вступительное слово учителя.
Сергей Есенин – прекрасный поэт. Он родился и вырос в селе Константиново под Рязанью, на берегу реки Оки. Он очень любил родную природу и воспел в своих стихах, его так и называют – певец русской природы. Цель нашего урока: научиться выразительно читать стихотворение вы понимаете. А что вы понимаете под словом «выразительно»? ( Сила голоса, чёткая дикция, звонкость, темп, умение представить в своём воображении то, что читаешь, выражать своё отношение к воображаемому.)
Но прежде нужно потренироваться в выразительном чтении. Небольшая разминка ( голос чётко, ясно произносит текст.)
Возьмём отрывок из народной новогодней песни « Новый год»:
Снежок сеем, подсеваем,
С Новым годом поздравляем!
С Новым годом,
Со всем родом.
— Читаем хором, чёткая артикуляция, с убыстрением и замедлением темпа, звонко и глуховато, громко и тихо. Прочитать так, словнр чтецы поздравляют с Новым годом.
Первичное восприятие.
Чтение учителем.
— Понравилось ли вам стихотворение?
-Какое чувство возникло у вас, когда вы слушали стихотворение?
— Почему поэт назвал его « Пороша»? Объясните значение этого слова.
( Пороша – это слой только выпавшего снега.)
Работа над текстом.
Чтение про себя.
Чтение по четверостишиям, разбор их. Словарная работа.
— А теперь, давайте внимательно почитаем текст, подумаем, поразмышляем над его содержанием.
Чтение 1-й части.
Представления.
1 часть. Зимний заснеженный лес. Вьётся дорога, по которой скачет всадник, большая заснеженная поляна, перелетают и каркают вороны.
— Что вы себе представили? Какие картины?
— Что нарушило тишину зимнего леса?
-Когда скачет конь, обычно говорят. Что слышен стук копыт. Почему поэт написал: « слышны звоны под копытом»?
Задачи чтения.
Подчеркнуть в чтении тишину леса.
Передать ритм скачки коня, звонкость цокота копыт.
Показать крикливость ворон.
Отработка выразительного чтения.
Представления.
2 часть. Конь замедлил шаг, пошёл тихо, а там и совсем остановился. Всадник очарован лесом, всматривается в него и поражён видом сосны.
— О какой невидимке идёт речь?
— Почему поэт говорит, что лес дремлет, а не спит?
— Что это за белая косынка, которой подвязалась сосна?
Задачи чтения.
Показать, как замедляется ритм скачки, конь переходит на шаг.
Передать настроение поэта, очарованного лесом.
Показать, как тих заколдованный лес.
Удивиться сосне – она подвязалась белой косынкой и похожа на человека.
Отработка выразительного чтения.
Представления.
3 часть.
Поэт продолжает любоваться сосной и удивляется ей, он немного жалеет её, как пожалел бы старенькую бабушку. Но вот застучал по стволу дятел и разрушил задумчивое очарование.
— С кем сравнивает поэт сосну?
— Докажите, что сравнение сосны со старушкой помогает ярко представить себе это дерево в зимнем убранстве?
— Прочитайте строки, в которых говорится о том, что жизнь в зимнем лесу не утихает.
Задачи чтения.
Удивиться тому, что сосна похожа на старушку, пожалеть.
Показать голосом, как дятел долбит ствол дерева.
Показать переход от задумчивого состояния к активному.
Отработка выразительности чтения.
Представления
4 часть. И снова конь скачет, быстро мелькает лес по сторонам дороги, уже некогда приглядываться к отдельным деревьям. Пошёл снег, перед глазами всадника только лента дороги, устремлённая вдаль.
— Объясните смысл слов: « Валит снег и стелет шаль» ( Шаль – большой вязаный или тканый платок).
— Почему поэт сравнивает дорогу с лентой?
Задачи чтения.
Показать быстрый ритм скачки.
Раздолье, простор дороги, ширь полей.
Отработка выразительности чтения.
Целостное перечитывание.
Итак, мы разобрали по строфам. Передайте главную задачу чтения: нарисуйте голосом картины заснеженного леса и передайте душевное состояние поэта. З человека у доски. Кто лучше?
Сравнительный анализ.
-Найти слово, выражения, образы, сближающее стихотворение с устным народным творчеством.
3-я строфа – загадка
2-я строфа – ситуация напоминает сказку.
— Как вы думаете, природа, описанная в стихотворении, показана глазами городского или сельского жителя?
Образы: скачущий конь, серые вороны, дремлющий лес, сосна,
похожая на старушку, лента дороги, снежная шаль поля.
Итог урока.