Учитель Полякова Светлана Анатольевна.
МОУ СОШ №1 г. Михайловки Волгоградской области
ул. Ленина 66.
Учитель начальных классов.
Высшая квалификационная категория.
Урок по литературному чтению (система Л.В.Занкова)
Тема урока: «Секреты загадки»
Цель: учить сочинять загадки;
учить подбирать сравнения, для составления загадок;
учить работать группой;
развивать умение ориентироваться в словаре и книгах;
развивать речь;
воспитывать ответственность, трудолюбие, взаимовыручку.
Оборудование: словари, книги с загадками, предметные картинки, фрагмент видеофильма про лягушку.
Ход урока.
I. Орг. момент.
— Каким вы хотите, чтобы у нас был урок? Поднимите карточку с тем цветом, который у вас ассоциируется с нашим уроком. ( У детей карточки 4 цветов: красный (солнышко) – энергичный , зеленый (травка) — веселый, голубой (небо) – спокойствие, черный (земля) – беспокойность, неуверенность.
II. Работа по теме урока.
1.Речевая разминка.
Живой букварь.
Нас в любое время года
Учит мудрая природа:
Птицы учат пению,
Паучок — терпению,
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
И к тому же, в их труде
Все по справедливости;
Отражение в воде
Учить нас правдивости. Учит снег нас чистоте. Солнце учит доброте,
Каждый день, зимой и летом,
Дарит нас теплом и светом.
И взамен ни у кого
Не попросит ничего!
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Нас деревья всех пород,
Весь большой лесной народ
Учат крепкой дружбе.
В. Орлов.
Класс разбит на 5 групп (произвольно). Текст стихотворения разрезан на строчки. Каждая группа получает отрывок стихотворения. Дети по группам из строчек собирают свой отрывок и карандашом пишут № строчки. Когда группы выполнили задание, учитель просит прочитать свой отрывок. Получается целое стихотворение.
Учитель открывает на доске исходный текст стихотворения.
Прочитайте еще раз стихотворение жужжащим чтением.
А теперь выразительно хором.
— Так чему нас учит природа?
2. Введение в тему. Кроссворд (работа в группах).
— Разгадав этот кроссворд, вы узнаете, чему будет посвящен сегодняшний урок.
1. Комочек пуха, Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку.
2.Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет.
3. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
4. Мохнатенькая, усатенькая, Молоко пьет,
Песенки поет.
5. Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой, Спит в избушке снеговой.
6. Кто зимой холодной
ходит хмурый и голодный?
7. То рыжая, то серая,
А названьем белая.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
На доске учитель открывает слова – отгадки: заяц, лиса, снегирь, кошка, медведь, волк, белка.
-Посмотрите внимательно на слова кроссворда. Что вы можете о них сказать?
( Обозначают одушевленные предметы; являются именами существительными; отвечают на вопрос кто?; начинаются с согласной…)
Чем эти слова отличаются?
На какие 2 группы можно разделить данные имена существительные?
(Называют животных и птиц;_эти слова м. р. и ж. р.; есть слова с 2 слогами и 1 слогом; ударение падает на 1слог и на 2; слова заканчиваются на гласную и согласную…)
На доске учитель вывешивает картинки этих животных и птиц.
— А какой предмет лишний?
(Кошка. Все эти животные и птицы живут в лесу, а кошка – домашнее животное; снегирь – птица, остальные животные).
-А какое слово получилось в выделенных клетках кроссворда?
Итак, тема нашего сегодняшнего урока — «Загадка».
Русская народная поговорка гласит: «Загадка — ума зарядка»
— А почему так говорят?
3. Постановка цели.
А какую цель вы можете поставить для урока. (Научиться отгадывать загадки; находить в книге загадки…)
4.Работа со словарем.
-А что такое загадка?
Чтение читающим ребенком из словаря С.И.Ожегова объяснение слову загадка.
5.Работа с книгами. (По группам)
Учитель. Там, где в травах ветер сладкий,
Где за полем бор стеной,
Собираю я загадки
В кузовок берестяной.
Кузовок мой —
В этой книжке.
Загляните, ребятишки!
В. Фетисов
Учитель берет корзинку. В ней лежат разные книги с загадками. Учитель раздает каждой группе по книге.
-Вы хотите побывать на лесной полянке? Полянка наша непростая, мы сами ее создадим и поселим на ней тех насекомых и растения, которые будут отгадками на наши загадки.
1 и 2 группы находят загадки про насекомых — жителей полянки;
3 и 4гр. — про травы и цветы, которые могут расти на нашей полянке.
Учитель дает время. Дети в книгах ищут загадки. Потом одна группа читает свои загадки, другие группы отгадывают. К доске прикреплен зеленый лист. Если загадку отгадали, то учитель прикрепляет картинку – отгадку. Так заполняется полянка.
Физминутка.
6. Наблюдение за характерными признаками загадки.
— Отгадывать загадки вы умеете, а сейчас мы попробуем сочинить
загадку. Но сначала давайте понаблюдаем, как она устроена.
— На зеленой тонкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И растаял этот шар.
Что же это за шар? (одуванчик)
А он назван в загадке?
Название какого предмета заменяет слово одуванчик?
Почему вдруг такое сравнение? (похож на шар)
Какие важные признаки этого предмета указываются?
А рифма есть?
Итак, прочитайте характерные признаки загадки?
Ученики читают вначале самостоятельно, а потом хором.
7. Продолжи сравнения.
А теперь попробуем сравнить предмет.
Луна-…;
лампочка -…;
паутина — …;
бусина -….
Теперь не называй предмет, называй только то, на что он похож.
(Часть загадки записана на доске). Белка.
Рыжая, но не … .(лиса, гриб – лисичка…).
Прыгает, но не … (лягушка, зайчик…).
Маленькая, но не …(горошина, бабочка…)
Живет в дупле, но не …. (сова, птица, …)
— Вот так и составляются загадки.
8. Сочинение загадки.
— А теперь, используя данную таблицу, давайте попробуем сами сочинить загадку про лягушку.
Фрагмент видеофильма о лягушке.
— Как называют лягушку ласково? (толстушка)
— Что делает наша «толстушка»?
-Какого она цвета?
— Так, значит какой у нее живот? (зеленый)
Живот, а по — другому? (брюшко)
А что делает лягушка? (квакает)
А кого ест лягушка? (комаров, мошек)
Вставьте слова в загадку.
Сидит в пруду …,
… брюшко,
Песни …,
… поедает.
-Прочитайте всю загадку.
Сидит в пруду толстушка,
Зеленое брюшко,
Песни распевает,
Комаров поедает.
— Постарайтесь, прочитав эту загадку, запомнить ее.
III. Работа с пособием «Я читаю!»
А сейчас прочитайте загадки ваших ровесников стр. 15 . (Жужжащее чтение)
Работа по группам. (Запишите отгадки на листочки) Проверка. Чтение вслух. От каждой группы 1 человек.
IV. Итог. Рефлексия.
Наш урок подошел к концу.
Покажите кружочки. Каким получился урок?
Что вам особенно понравилось на уроке?
Назовите признаки загадки.
Кому все удалось на уроке?
А у кого что — нибудь не получилось?
Источники информации:
1.В.В.Захарова, Н.Л.Круковская, М.В. Серова . Поурочные разработки по литературному чтению к учебнику В.Ю.Свиридовой 1 класс – Москва: «Вако», 2007;
Н. В. Нечаева, К. С. Белорусец, «Я читаю!», Самара: Корпорация Федоров, 2007
В.Ю. Свиридова «Литературное чтение» 1 класс. Самара: Корпорация Федоров, 2007
1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1996