Конспект урока на тему «Секреты загадки»

Учитель Полякова Светлана Анатольевна.

МОУ СОШ №1 г. Михайловки Волгоградской области

ул. Ленина 66.

Учитель начальных классов.

Высшая квалификационная категория.



































Урок по литературному чтению (система Л.В.Занкова)


Тема урока: «Секреты загадки»

Цель: учить сочинять загадки;

  • учить подбирать сравнения, для составления загадок;

  • учить работать группой;

  • развивать умение ориентироваться в словаре и книгах;

  • развивать речь;


  • воспитывать ответственность, трудолюбие, взаимовыручку.

Оборудование: словари, книги с загадками, предметные картинки, фрагмент видео­фильма про лягушку.

Ход урока.

I. Орг. момент.

— Каким вы хотите, чтобы у нас был урок? Поднимите карточку с тем цветом, который у вас ассоциируется с нашим уроком. ( У детей карточки 4 цветов: красный (солнышко) – энергичный , зеленый (травка) — веселый, голубой (небо) – спокойствие, черный (земля) – беспокойность, неуверенность.

II. Работа по теме урока.

1.Речевая разминка.

Живой букварь.

Нас в любое время года

Учит мудрая природа:

Птицы учат пению,

Паучок — терпению,

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас труду.

И к тому же, в их труде

Все по справедливости;

Отражение в воде

Учить нас правдивости. Учит снег нас чистоте. Солнце учит доброте,

Каждый день, зимой и летом,

Дарит нас теплом и светом.

И взамен ни у кого

Не попросит ничего!

У природы круглый год

Обучаться нужно.

Нас деревья всех пород,

Весь большой лесной народ

Учат крепкой дружбе.

В. Орлов.

Класс разбит на 5 групп (произвольно). Текст стихотворения разрезан на строчки. Каждая группа получает отрывок стихотворения. Дети по группам из строчек собирают свой отрывок и карандашом пишут № строчки. Когда группы выполнили задание, учитель просит прочитать свой отрывок. Получается целое стихотворение.

Учитель открывает на доске исходный текст стихотворения.

  • Прочитайте еще раз стихотворение жужжащим чтением.

  • А теперь выразительно хором.
    — Так чему нас учит природа?

2. Введение в тему. Кроссворд (работа в группах).

— Разгадав этот кроссворд, вы узнаете, чему будет посвящен сегодняшний урок.

1. Комочек пуха, Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку.

2.Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет.

3. Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

4. Мохнатенькая, усатенькая, Молоко пьет,

Песенки поет.

5. Хозяин лесной
Просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой, Спит в избушке снеговой.

6. Кто зимой холодной
ходит хмурый и голодный?

7. То рыжая, то серая,
А названьем белая.


1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.



На доске учитель открывает слова – отгадки: заяц, лиса, снегирь, кошка, медведь, волк, белка.

-Посмотрите внимательно на слова кроссворда. Что вы можете о них сказать?

( Обозначают одушевленные предметы; являются именами существительными; отвечают на вопрос кто?; начинаются с согласной…)


  • Чем эти слова отличаются?

  • На какие 2 группы можно разделить данные имена сущест­вительные?


(Называют животных и птиц;_эти слова м. р. и ж. р.; есть слова с 2 слогами и 1 слогом; ударение падает на 1слог и на 2; слова заканчиваются на гласную и согласную…)

На доске учитель вывешивает картинки этих животных и птиц.

— А какой предмет лишний?

(Кошка. Все эти животные и птицы живут в лесу, а кошка – домашнее животное; снегирь – птица, остальные животные).

-А какое слово получилось в выделенных клетках кроссворда?

Итак, тема нашего сегодняшнего урока — «Загадка».

Русская народная поговорка гласит: «Загадка — ума зарядка»

— А почему так говорят?
3. Постановка цели.

А какую цель вы можете поставить для урока. (Научиться отгадывать загадки; находить в книге загадки…)


4.Работа со словарем.

-А что такое загадка?

Чтение читающим ребенком из словаря С.И.Ожегова объяснение слову загадка.

5.Работа с книгами. (По группам)

Учитель. Там, где в травах ветер сладкий,

Где за полем бор стеной,

Собираю я загадки

В кузовок берестяной.

Кузовок мой —

В этой книжке.

Загляните, ребятишки!

В. Фетисов

Учитель берет корзинку. В ней лежат разные книги с загадками. Учитель раздает каждой группе по книге.

-Вы хотите побывать на лесной полянке? Полянка наша непростая, мы сами ее создадим и поселим на ней тех насекомых и растения, которые будут отгадками на наши загадки.

1 и 2 группы находят загадки про насекомых — жителей полянки;

3 и 4гр. — про травы и цветы, которые могут расти на нашей по­лянке.

Учитель дает время. Дети в книгах ищут загадки. Потом одна группа читает свои загадки, другие группы отгадывают. К доске прикреплен зеленый лист. Если загадку отгадали, то учитель прикрепляет картинку – отгадку. Так заполняется полянка.

Физминутка.

6. Наблюдение за характерными признаками загадки.

— Отгадывать загадки вы умеете, а сейчас мы попробуем сочинить
загадку. Но сначала давайте понаблюдаем, как она устроена.

— На зеленой тонкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И растаял этот шар.

  • Что же это за шар? (одуванчик)

  • А он назван в загадке?

  • Название какого предмета заменяет слово одуванчик?

  • Почему вдруг такое сравнение? (похож на шар)

  • Какие важные признаки этого предмета указываются?

  • А рифма есть?

Итак, прочитайте характерные признаки загадки?

Ученики читают вначале самостоятельно, а потом хором.


1. Предмет не назван. (Назван другой, похожий на него)

2. Показаны важные признаки.
3. Рифма.

7. Продолжи сравнения.

А теперь попробуем сравнить предмет.

Луна-…;

лампочка -…;

паутина — …;

бусина -….

Теперь не называй предмет, называй только то, на что он похож.

(Часть загадки записана на доске). Белка.

Рыжая, но не … .(лиса, гриб – лисичка…).

Прыгает, но не … (лягушка, зайчик…).

Маленькая, но не …(горошина, бабочка…)

Живет в дупле, но не …. (сова, птица, …)

— Вот так и составляются загадки.

8. Сочинение загадки.

— А теперь, используя данную таблицу, давайте попробуем сами сочинить загадку про лягушку.

Фрагмент видеофильма о лягушке.

— Как называют лягушку ласково? (толстушка)

— Что делает наша «толстушка»?
-Какого она цвета?

— Так, значит какой у нее живот? (зеленый)

  • Живот, а по — другому? (брюшко)

  • А что делает лягушка? (квакает)

  • А кого ест лягушка? (комаров, мошек)

  • Вставьте слова в загадку.


Сидит в пруду …,
… брюшко,
Песни …,
… поедает.

-Прочитайте всю загадку.
Сидит в пруду толстушка,
Зеленое брюшко,
Песни распевает,
Комаров поедает.

— Постарайтесь, прочитав эту загадку, запомнить ее.
III. Работа с пособием «Я читаю!»

А сейчас прочитайте загадки ваших ровесников стр. 15 . (Жужжащее чте­ние)

Работа по группам. (Запишите отгадки на листочки) Проверка. Чтение вслух. От каждой группы 1 человек.

IV. Итог. Рефлексия.

Наш урок подошел к концу.

  • Покажите кружочки. Каким получился урок?

  • Что вам особенно понравилось на уроке?

  • Назовите признаки загадки.

  • Кому все удалось на уроке?

  • А у кого что — нибудь не получилось?


















Источники информации:


1.В.В.Захарова, Н.Л.Круковская, М.В. Серова . Поурочные разработки по литературному чтению к учебнику В.Ю.Свиридовой 1 класс – Москва: «Вако», 2007;


  1. Н. В. Нечаева, К. С. Белорусец, «Я читаю!», Самара: Корпорация Федоров, 2007

  2. В.Ю. Свиридова «Литературное чтение» 1 класс. Самара: Корпорация Федоров, 2007

  3. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1996






Свежие документы:  Конспект урока на тему "Никитин И.С"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: