Конспект урока на тему «Сказка – ложь, да в ней намёк»

Литературное чтение

Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк…»

Тема: Сказки дядюшки Римуса (сказка «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну»).

Цели: формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения;

обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.

Этапы урока

Ход урока


Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)


Ι. Актуализация знаний.





Проверка домашнего задания.

Какие вопросы возникали у вас по ходу чтения последних частей сказки?

Делали ли вы предположения? Какие?

Что же случилось дальше?

Чем закончилась сказка?

Такой ли развязки вы ждали?

Мы прочитали только одну из сказок дядюшки Римуса. Дядюшка Римус – старый негр, который рассказывает маленькому Джоэлю разные необыкновенные истории: например, о смоляном чучелке или о том, как лис ходил на охоту, а вся добыча кролику досталась. Истории о хитрости одного и незадачливости другого Джоэль слушает, затаив дыхание и позабыв свои игрушки. А как эту сказку читали вы?


Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.



II. Развитие умений.






























1. Повторное чтение и беседа по прочитанному.

1. Чтение 4-й части вслух.

Вопросы после чтения:

Почему братец Волк, братец Медведь и братец Лис поверили Кролику и Черепахе?

Выберите ключевые слова, которые относятся к Черепахе, к Кролику.

Черепаха Кролик

посоветовал полагаться на – прикрыл глаза, обдумывая

Кролика; решение;

вскричал; – отправился за неводом;

принялся объяснять: кто – предложил выловить луну.

поймает луну, тот достанет

горшок с золотом.

Можно сказать, что друзья действуют согласованно и последовательно? (Да, поэтому им верят окружающие.)

А ещё почему все верят Кролику? (Они простаки.)

Что ещё их заставляет вылавливать луну? (Жадность и глупость.)

2. Чтение 5-й части вслух.

Вопросы и задания после чтения:

Зачем Кролик стал раздеваться? (Чтобы все поверили, что он действительно хочет выловить луну.)

Почему все остальные «начали уговаривать его не мочить ноги»? (Они мечтали о золоте.)

Чем закончилась ловля луны?

Посочувствовал ли кто-нибудь Волку, Лису и Медведю? Почему?

Как вы понимаете последние слова Кролика?


2. Работа с текстом после чтения.

Обобщающая беседа.

Так что за развлечение придумали братец Кролик и братец Черепаха?

Найдите и прочитайте слова, в которых заключается главная мысль сказки (предпоследний абзац сказки).

Как вы понимаете выражение «насаживать на крючок простофиль»?

Как бы вы теперь ответили на вопрос прошлого урока: какие бывают развлечения?

Какой намёк заключён в этой сказке? Какие выводы для себя вы сделали?

Похож ли Кролик на своего собрата из русских народных сказок?

Выполнение задания 2 в тетради на с. 42.

А Медведь, Волк, Лиса похожи на персонажей русских сказок?

Почему же братцу Кролику удалось провести братца Волка, братца Лиса и братца Медведя?

Что можно сказать о голубях, какие они?

Вспомните, в начале сказки говорится, что когда-то все её герои дружили. Почему же сейчас братец Кролик развлекается, разыгрывая братца Лиса, братца Медведя и других? (Не смогут быть друзьями Лиса и Кролик: один из них хищник, другой – добыча. Сказка всегда на стороне слабого, поэтому в сказке более слабые Кролик и Черепаха побеждают с помощью ума и находчивости. Мы прочитали только одну из серии весёлых историй о похождениях братца Кролика, за которым, согласно неписаному закону природы, охотится братец Лис. Однако находчивому братцу Кролику неизменно удаётся перехитрить незадачливого Лиса.)

Если ребята на данном этапе урока не подходят к этим выводам, то рекомендуем принять их ответы, а затем вернуться к этому вопросу ещё раз после рассказа учителя об авторе, т.е. следующего этапа урока.

3. Рассказ учителя об авторе.

Братец Кролик – персонаж «Сказок дядюшки Римуса» американского писателя-фольклориста Джоэла Чандлера Харриса (1848–1908). Джоэль с четырнадцати лет пошёл работать, чтобы прокормить семью. В скором времени стал писать юмористические рассказы, которые охотно принимали местные газеты. Затем он работал в газете и выпускал рассказы, стихи, сказки по мотивам негритянского фольклора, позднее собранные в книги о дядюшке Римусе.

Хотите узнать, как начались сказки дядюшки Римуса? Слушайте:

БРАТЕЦ ЛИС И БРАТЕЦ КРОЛИК

Как-то вечером мама долго искала своего сынишку. Джоэля не было ни в доме, ни во дворе. Она услышала голоса в старой хижине дядюшки Римуса, заглянула в окно и увидела, что мальчик сидит рядом со стариком.

Мальчик прислонил голову к плечу дядюшки Римуса, во все глаза глядя в

морщинистое ласковое лицо. И вот что услышала мама.

Гонялся братец Лис за братцем Кроликом, и так и этак ловчился, чтобы его поймать. А Кролик ловчился, чтобы Лис его не поймал.

Ну его совсем, – сказал Лис.

И только вылетели эти слова у него изо рта, глядь: вот он скачет по дороге – гладкий, толстый и жирный Кролик!

Погоди, братец Кролик! – сказал Лис.

Некогда мне, братец Лис.

Мне с тобой поболтать охота, братец Кролик.

Ладно, братец Лис. Только ты оттуда кричи, где стоишь, не подходи ко мне близко: блох у меня сегодня, блох! – так сказал Кролик.

Я видал вчера братца Медведя, – сказал Лис. – Он такую мне трёпку задал за то, что мы с тобой всё не ладим. «Вы, говорит, соседи, должны жить дружно». Я обещал ему, что потолкую с тобой.

Тут Кролик поскрёб лапкой за ухом – вроде как от радости, – встал и говорит:

Отлично, братец Лис. Приходи ко мне завтра, пообедаем вместе. Ничего такого нет у нас дома, да жёнушка с ребятками пошарят, уж найдут чем тебя угостить.

Я с удовольствием, – сказал Лис.

Ну, я буду ждать, – сказал Кролик.

Домой пришёл братец Кролик грустный-грустный.

Что с тобой, муженёк? – спрашивает матушка Крольчиха.

Завтра в гости обещал прийти братец Лис, – говорит Кролик. – Нужно нам держать ухо востро, чтобы он не застал нас врасплох.

На другой день братец Кролик и матушка Крольчиха встали ранёхонько, до света, и пошли в огород; набрали капусты, моркови и спаржи, состряпали знатный обед.

Вдруг один из крольчат, который играл во дворе, бежит и кричит:

Ой, мама! Ма! Братец Лис идёт!

Тогда Кролик живо – детишек за уши и усадил их, а сам с матушкой Крольчихой – у дверей: ждут братца Лиса.

Ждут они, ждут – не идёт Лис. Вот немного погодя выглянул братец Кролик за дверь потихонечку. Смотрит – из-за угла торчит самый кончик хвоста Лиса. Тогда закрыл Кролик дверь, сел, лапки положил за уши и запел:

Если миску уронить –

Разобьётся миска.

Если близко лисий хвост –

Значит, близко Лиска.

Вот пообедали братец Кролик, и матушка Крольчиха, и все ребятки, и никто им не мешал. А потом приходит братец Ёж и говорит:


Братец Лис просит прощенья: он захворал, никак не мог прийти. Он просит, чтобы братец Кролик завтра пришёл к нему на обед.

Солнышко поднялось совсем высоко; тогда Кролик вскочил и побежал к дому Лиса. Прибегает, слышит – стонет кто-то. В дверь заглянул и видит –

сидит Лис в кресле, весь закутанный в байковое одеяло, а вид у него слабый-слабый.

Глянул Кролик по сторонам – нигде не видно обеда. Миска стоит на столе, а рядом острый ножик.

Никак, на обед у тебя курочка, братец Лис? – говорит Кролик.

Да, братец Кролик, а какая молоденькая да свеженькая! – говорит Лис.

Тут Кролик разгладил усы и сказал:

Ты, никак, сготовил без укропа, братец Лис? Что-то мне в горло не лезет курятина без укропа.

Выскочил Кролик из дверей и стрельнул в кусты, присел и ждёт Лиса.

Долго ждать не пришлось, потому что Лис сразу скинул байковое одеяло –

и за ним вдогонку. А Кролик кричит ему:

Эй, братец Лис! Вот я тут положил на пенёк укроп. Бери скорей, пока не увял!

Так он крикнул и поскакал дальше. И Лис его не поймал.


Вот с этого всё и началось. Поняли, почему не дружат братец Кролик и братец Лис?

Мы ещё не прощаемся с дядюшкой Римусом и его сказками. Скажите, теперь, когда вы услышите «Сказки дядюшки Римуса», о чём подумаете? Что вспомните?




Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

Какое умение формировали?




Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.


Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последова-тельность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.







Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.





Духовно –нравственное развитие и воспитание:

1.Воспитание нравственног чувсива,этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые.

2.Воспитание здорового образа жизни.

3.Экологическое воспитание.



ΙΙΙ. Итог.

Похожи ли сказки дядюшки Римуса на русские народные сказки о животных? Чем похожи? Чем отличаются?

Чему учат сказки дядюшки Римуса?


С каким настроением уходите с урока?

Как бы вы сами оценили свою работу?




ΙV. Домашнее задание.



Перечитать сказку и озаглавить части (задание 1 в тетради на с. 42).

По желанию – прочитать другую сказку из книги «Сказки дядюшки Римуса».




Свежие документы:  Конспект урока внеклассного чтения "Женщина на войне" (по книге С. Алексиевич «У войны не женское лицо») 7-9 класс



Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: