Муниципальное казённое образовательное учреждение «Фёдоровская ООШ»
Методическая разработка урока по литературному чтению для 4 класса
Подготовил : учитель начальных классов Стёпина Л.В.
2014год
Тема:« Стихотворение Ф.И. Тютчева «Ещё земли печален вид…». Анализ стихотворения .
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока: ознакомить детей со стихотворениями о весне Ф.И.Тютчева; научить анализировать произведения, воспринимать и понимать чувства и настроения стихотворений; развивать речь учащихся, развивать эмоциональное отношение к произведениям искусства; воспитывать любовь к природе.
Задачи урока: учить определять учебную задачу урока , планировать её выполнение , осуществлять самоконтроль .
Межпредметные связи: музыка, изобразительное искусство.
Планируемые результаты
Предметные:
• Читать стихи выразительно , отражая настроение автора;
• Находить средства художественной выразительности, помогающие увидеть картины, созданные автором
Метапредметные :
• Определять и выполнять учебную задачу урока;
• Владеть приёмами анализа поэтического текста;
• Находить в тексте ключевые слова, помогающие создать картину природы
Личностные :
• Проявлять интерес к поэзии;
• Получать эстетическое удовольствие от чтения стихов русских классиков
Оборудование: мультимедиа, интерактивная доска, учебник Климанова Л.Ф. 4 класс, «Литературное чтение» ,презентация «Ф.И.Тютчев»,аудиоприложение к учебнику, рабочая тетрадь к учебнику.
Ход урока
Содержание деятельности обучающихся | |||
1. Орг .момент. Актуализация необходимых знаний
| |||
Предлагает послушать муз.зарисовку «Песня жаворонка» из цикла П.И. Чайковского «Времена года». Предлагает определить количество частей в музыкальном произведении и настроение. Проводит беседу | Слушают музыку, делятся впечатлениями
| ||
2. Мотивация необходимых знаний
| |||
Предлагает определить тему и цели урока -О каком времени года мы будем говорить? -Сегодня прекрасный солнечный день. А это эмблема нашего урока . Показывает рисунок солнышка. А почему солнышко? Дети, солнце будет показывать наши знания и настроение на сегодняшнем уроке. Перед вами жёлтые кружочки. Во время урока за каждый правильный ответ вы будете рисовать солнцу лучики. И в конце урока каждый из вас покажет свое солнце и получит оценку.
| С помощью учителя формулируют учебные задачи -О весне.
-Оно дарит свет и тепло всему живому. Дарит жизнь . | ||
3. Организация познавательной деятельности | |||
Предлагает определить тему урока. -А чьи же стихи мы будем читать? Соедините стрелочками фамилию автора и название произведения. А потом вы мне прочитаете лишнюю фамилию. И.А.Крылов «Живая шляпа» Н.Н.Носов «Стрекоза и муравей» Ф.И.Тютчев«Кот и лодыри» С.Я.Маршак — Молодцы! Это Фёдор Иванович Тютчев. Мы будем сегодня читать стихотворение Тютчева о весне. | Дети соединяют стрелками автора и произведение. Выясняют о творчестве какого поэта на уроке пойдёт речь. Называют тему урока. | ||
— Эпиграфом к уроку я предлагаю взять слова Льва Николаевича Толстого « Без Тютчева нельзя жить» Предлагает послушать стихотворение в аудиозаписи и поделиться своими впечатлениями. Предлагает перечитать текст .
Предлагает выполнить словарную работу (объяснить слова и выражения)
| Слушают стихотворение в аудиозаписи. Высказывают свои мысли и чувства.
Читают текст, описывают возникшие в воображении картины. Высказывают своё понимание данных олицетворений.
| ||
4. Зарядка для глаз. Физкультминутка.
| |||
5. Применение теоритических положений в условиях выполнения упражнений
| |||
Предлагает выписать в тетрадь слова, которые помогают эти картины представить. Предлагает провести исследовательскую работу по заданию 3 учебника. Предлагает вспомнить биографию Ф.И. Тютчева «Он блистал, как сын природы, Играя взглядом и умом, Блистал, как летом блещут воды, Как месяц блещет над холмом.» Так о Тютчеве писал Рубцов. А что вы знаете о Тютчеве? Давайте вспомним его биографию. Показывает презентацию и рассказывает о поэте. |
Выписывают слова в тетрадь.
Выполняют задание.
Рассказывают, что помнят о биографии Ф.И. Тютчева
| ||
6. Самостоятельное использование сформированных умений и навыков | |||
Предлагает прочитать стихотворение под музыку — Спасибо вам. Ребята, чтение под музыку называется – художественным. Предлагает выполнить литературный диктант
| Читают 1-3 ученика
Дети отвечают на вопросы. Правильно + , не правильно — . | ||
7. Рефлексия | |||
Предлагает оценить свою работу на уроке. -А теперь вернемся к эпиграфу нашего урока « Без Тютчева нельзя жить». Почему? — А теперь все поднимите и покажите мне свои солнышки? Выставляет оценки. |
-Он нас учит любить и видеть красоту природы, понимать слово
Показывают солнышки
| ||
8. Объяснение домашнего задания | |||
Объясняет выполнение домашнего задания -Выучить стихотворение , нарисовать иллюстрации | Записывают задание в дневник |
Приложение 1.
И.А.Крылов « Живая шляпа»
Н.Н.Носов « Стрекоза и муравей»
Ф.И.Тютчев « Кот и лодыри»
С.Я.Маршак
Приложение 2. Литературный диктант
1. Тютчева зовут Федор Николаевич?(-)
2. Он родился в селе Овстуг?(+)
3. Его музей находится в селе, где он родился?(+)
4. Он пишет о детях.(-)
5.Его первого учителя звали Сергей Раич.( -)
6. С детства он хорошо знал французский язык.(+)
7. Мы сегодня читали его стихотворения о зиме?(-)
+ + + — — + —
— Рисуем лучики солнцу за каждый правильный ответ.
Использованные Интернет ресурсы:
https://gymn22.narod.ru/Systems/trof2.htm
https://www.tutchev.ru/book