Тема: Тема любви в творчестве А. Блока, В. Маяковского, С. Есенина. (13.04.10)
Тип урока: Подача нового материала.
Форма урока: Литературная гостиная.
Цели:
Образовательная: раскрыть особенности любовной лирики А.Блока, В.Маяковского, С.Есенина; выявить своеобразие поэтики каждого из поэтов.
Развивающая: развивать навыки выразительного чтения и анализа поэтического текста.
Воспитательная: воспитывать любовь к слову.
Оборудование: компьютер, проектор, презентации учащихся на электронных носителях, репродукции портретов А.Блока , В.Маяковского , С.Есенина; иллюстрации «свободных художников».
Ход урока
Вступление.
Литературную встречу проводит учащийся, заранее выбранный ведущим.3 группы учащихся представляют презентации-исследования (А. Блок, В. Маяковский, С.Есенин). В каждой группе 3 чтеца , выразительно читающих наизусть стихотворения изучаемых поэтов ,1-2 литературоведа ,исследующих особенности поэтики каждого из поэтов , 1-2 учащихся, готовящих презентации-исследования по биографиям и творчеству А. Блока , В.Маяковского, С.Есенина; свободные художники (после прослушивания стихотворений выражают свои эмоции посредством рисунков). На встрече присутствуют журналисты: корреспондент (задает вопросы , касающиеся особенностей поэтики каждого из поэтов) и фотокорреспондент(делает фоторепортаж).
Ведущий: — Здравствуйте, уважаемые гости. Тема нашей встречи «Тема любви в творчестве А.Блока, В.Маяковского, С.Есенина». Сегодня мы познакомимся с некоторыми фактами из биографии и творчества А.Блока, В.Маяковского. Расширим знания о личности С.Есенина и его творчестве. Исследуем особенности поэтики каждого из лириков, прослушаем выразительное чтение стихов и проанализируем поэтические тексты. На нашей встрече присутствуют литературоведы, журналисты, «свободные художники», которые представят свое восприятие поэзии «Серебряного века».
(1 минута)
Проверка домашнего задания
Ведущий: — Как вы понимаете выражение «Серебряный век»?
Учащиеся: — «Серебряный век» — сложное культурное явление, отразившееся в русской философской мысли, в произведениях разных видов искусства, прежде всего в литературе, а точнее — в поэзии, так как именно она с ее быстротой, силой и яркостью воплощения мироощущения смогла наиболее полно выразить настроения эпохи.
Ведущий: — Какие направления в поэзии «Серебряного века» вам известны? Назовите их особенности.
Учащиеся: — Символизм- движение романтиков, провозгласивших неприятие реальности, интерес к древним культурам, символизацию образа, огромную веру в искусство. Представители: Д.Мережковский, В.Брюсов, А.Блок и др.
— Акмеисты отрицали мистику символистов, провозглашали ценность земного бытия. Их поэтика наиболее близка реалистической: сохранение традиций золотого века, сжатость, конкретность слова, любовное обращение с эпитетом. Представители: Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова, О.Мандельштам.
-Футуристы создали эпатирующие манифесты, заявив: « Только мы — лицо нашего времени. Прошлое тесно…Сбросить Пушкина, Достоевского и прочих с Парохода современности». Объявляя классику устаревшей, утверждали свое право на революционное новаторство в поэзии. Представители: В.Маяковский, В.Хлебников, И.Северянин.
Объяснение нового материала.
Ведущий: — «он был Лермонтов нашей эпохи. И у него была та же тяжелая тяжба с миром, Богом , собою, тот же роковой демонический ток, та же тяжелость не умеющей приспособиться к миру души, давящей, как бремя».К.И.Чуковский говорил об А.Блоке. Представляем слово 1-ой группе.
(Презентация 1- ой группы содержит краткие сведения из биографии А.Блока . Выразительное чтение наизусть стихотворений «Мы встречались с тобой на закате…», «О доблестях, о подвигах, о славе…». «В ресторане».
Корреспондент:- Стихотворение «О доблестях . о подвигах. о славе…» перекликается со стихотворением А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье…». Как поэт рассказывает о личной драме?
Учащиеся:- Любовь в лирике Блока драматична. В этом стихотворении отображена история отношений поэта и Л.Д.Менделеевой. Лирический герой обращается к возлюбленной с исповедальным монологом о своих чувствах, он выполнен в жанре послания. Женщина — вдохновительница его поэзии, высшая истина, рядом с которой забывались иные идеалы «горестной земли» — доблесть, подвиги, слава. Она же – олицетворение его молодости. Расставшись с ней, он расстался и со своими символистскими иллюзиями: синий цвет плаща был знаковым образом в поэзии символистов. Именно поэтому в последней строке при чтении делается акцент на слове «убрал»:
Своей рукой УБРАЛ я со стола.
Ведущий: — Благодарим первую группу за выступление.
Нежные!
Вы любовь на скрипки ложите.
Любовь на литавры ложит грубый.
А себя, как я, вывернуть не можете,
чтоб были одни сплошные губы!
Презентационный материал 2-ой группы. Выразительное чтение наизусть стихотворений «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно».
Корреспондент:- К кому обращается поэт в этом стихотворении? В чем заключается конфликт поэта с окружающим миром?
Учащиеся:- ВЫ — окружающий мир поэта, который не соответствует его представлениям. Он — будничный- метафора «карта будняя» означает заведомую расчисленность будней, подобных географической карте, с отсутствием на ней таинственной, манящей неизвестности. Такой была карта мира к 1913 году. Героя окружают пошлые предметы быта . «Блюдо студня» из их числа, эта еда фигурирует как мещанская в поэзии Маяковского. Вывеска рыбного магазина «жестяная рыба» создает урбанистическую картину давящего, теснящего мегаполиса . «Водосточная труба» завершает картину противопоставленного человеку мира вещей, угрожающего своей пошлостью. Поэт переделывает этот мир. Он «сразу смазал» «карту дня» , плеснув на нее краски, то есть праздник. Преображение мира продолжается: поэт видит «косые скулы океана», преображается и «жестяная рыба» , ведь по форме она напоминает губы(а этот образ- метафора любви в лирике Маяковского). И мелодия ноктюрна — музыка ночи, сыгранная «на флейте водосточных труб», инструментирует мир, созданный поэтом по своим меркам.
Ведущий:- Любовь у Маяковского- понятие емкое и многозначное. Это огнедышащая страсть и затаенное волнение, испепеляющая лава и чудодейственный бальзам, питающий человеческое «сердце- мотор» .Более подробно с любовной лирикой В.Маяковского мы познакомимся в 11 классе.
Быть поэтом – это значит тоже,
Если правды жизни не нарушить,
Рубцевать себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души.
Кому с детства не знакомы стихотворения «Береза», «Пороша», «Осень» ? С.Есенин вошел в русскую литературу как один из самых ярких поэтов.
Презентация 3-ей группы. Выразительное чтение стихотворений «Шаганэ ты моя , Шаганэ…», «Ты сказала, что Саади…», «Я спросил сегодня у менялы…».
Корреспондент:- Вы сказали, что в любовной лирике Есенина обнаруживается одна общая черта, восходящая к поэзии М.Ю.Лермонтова.
Учащиеся:- В отношениях лирического героя и любимой нет безмятежности. Его любовь или прошедшая, или несостоявшаяся, или безответная, или конфликтная. В пятнадцати стихотворениях цикла особый лирический сюжет- динамика, развитие чувств и настроений лирического героя завершаются возвращением к родине:
Многие видел я страны,
Счастья искал повсюду,
Только удел желанный
Больше искать не буду.
Ведущий:- Хотелось бы отметить тот факт, что многие стихи С.Есенина стали известными песнями: «Отговорила роща золотая…», «Мне осталась одна забава…», «Да! Теперь решено. Без возврата…», «Я обманывать себя не стану…» и другие. И эта вторая жизнь лирики поэта стала частью нашей жизни.
(29 минут)
Закрепление нового материала.
Ведущий:- Сейчас предлагаю вам определить по небольшим отрывкам из стихотворений, кому они принадлежат.
На доске, сменяя друг друга, появляются слайды:
Вхожу я в темные храмы ,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.
(А.Блок)
Улеглась моя былая рана-
Пьяный бред не гложет сердце мне.
Синими цветами Тегерана
Я лечу их нынче в чайхане.
(С.Есенин)
Помните?
Вы говорили:
«Джек Лондон,
деньги, страсть»,-
а я одно видел:
вы- Джиоконда,
которую надо украсть!
(В.Маяковский)
«Свободные художники» и литературоведы представляют свои работы.
Ведущий:- Обратите внимание, какими увидели наши художники и литературоведы лирических героев А.Блока, В.Маяковского, С.Есенина.
(7 минут)
Подведение итогов
Ведущий: — Считаю, что наша литературная встреча была не только интересной, но и продуктивной. Мы познакомились с некоторыми фактами из биографий А.Блока, В.Маяковского, С.Есенина. Отметили своеобразие их лирики и особенности поэтики. Выразительно читали стихотворения и анализировали поэтические тексты. Работа на уроке была продуктивной, оцениваю на «отлично» всех учащихся (все учащиеся были задействованы).
(2 минуты)
Домашнее задание
Выучить и проанализировать стихотворение одного из представленных сегодня поэтов.
(1 минута)