Тема: «Тихий Дон» — эпопея о всенародной трагедии.
Жанр. Широта эпического повествования, герои.
Цель: определить жанр произведения;
дать общую характеристику романа;
рассмотреть систему образов;
показать всенародную трагедию, описанную в романе.
Задачи: — формировать мнение учащихся о романе как о трагедии народа в
начале 20 века, о главном герое как об обычном человеке, чуждом
политике и желающем прожить нормальную человеческую жизнь
без войн и смертей, т.е. формировать мнение о романе как о
гуманистическом произведении;
— определить жанровые особенности романа;
— показать широту эпического повествования, систему образов.
Оборудование: переносная доска, экран, компьютер, проектор, иллюстрации
к роману, плетень, подсолнухи, фото из к/ф «Тихий Дон»,
коромысло, ведра, фото прототипа главного героя, казачьи
костюмы (мужские и женские), плетка, толковый словарь,
казачьи песни, цифровой фотоаппарат.
Ход занятия:
Оформление доски:
Эпиграфы:
Величие Шолохова заключается в его
эпическом таланте, в его правдивости. У
него то же спокойное дыхание, что и у
Льва Толстого в «Войне и мире» …
Ханс Кирк,
датский писатель, 1947 г.
Шолохов – одна из ярчайших фигур,
крупный художник, подлинный гуманист.
Его «Тихий Дон» … уже сегодня
принадлежит мировой литературе.
Вилли Бредель,
немецкий писатель, 1955 г.
Осень 1925 г — начало работы над «Тихим Доном».
1940 г — вышла последняя, четвертая, книга.
1912 – 1922 гг – временные рамки романа. Это 10 лет.
Исторические события, которые отражены в произведении:
I Мировая война
февральская революция 1917 г.
Октябрьская революция
гражданская война.
В романе – жизнь и судьба огромного количества людей, которых коснулись эти события.
I. Вступительное слово учителя о теме, целях, задачах урока. Комментарий эпиграфов и фактов, записанных на доске.
II. Ведущий 1 (в это время на экране – слайды с фото донских степей, реки Дон):
… Бескрайние степные просторы под ярким голубым небом, величественный «батюшка Дон»… Издавна эти великолепные места полюбились людям. Они основали здесь станицы и хутора, насадили весной покрывающиеся белой пеной сады, засеяли необъятные степи пшеницей. А называли этих людей казаками.
Кто же они такие? Откуда взялись?
III. Ведущий 2:
Во времена крепостного права бежали крестьяне на юг от ненавистной неволи и селились по берегам больших рек Кубани и Дона. Тогда это были окраинные земли, и правительство, порой, сквозь пальцы смотрело на этих «беглых», надеясь, что они станут и защитниками южных рубежей государства. Так оно и оказалось.
Вольные, свободные, ни от кого не зависящие люди – казаки – стали не только земледельцами, но и воинами-защитниками своей земли и своей вольной жизни. Нрав имели необузданный, горячий, непокорный.
Толковый словарь дает такое определение слову «казаки»:
(На экране – выдержка из «Толкового словаря
русского языка» С.И.Ожегова)
Казак — вольный поселенец на окраинах государства (на Дону, на Кубани, на Тереке), активно участвующий в защите ее границ, свободолюбивый, непокорный.
(Запись определения в тетрадь)
IV. Ведущий 3:
В силу своего «беглого» положения со временем у казаков сложилась своя культура, свой быт, обычаи и традиции, которые несколько отличались от культуры и обычаев остального народа, населяющего Россию. Казаки живут замкнуто, в свою среду «чужаков» пускают очень неохотно, честь казака всегда высоко ценят; они очень мужественные, преданные и надежные воины.
Еще более прилежно работают они на земле: пашут, сеют и убирают хлеб, кормят свои многочисленные семьи; дают, порой, работу и «пришлым», когда нанимают их помогать управляться с хозяйством. А хозяевами казаки в большинстве своем были справными: имели наделы земли, лошадей, скот, сельхозинвентарь. Жили большими семьями, вместе работали на земле.
V. Учитель:
Жизни донского казачества посвятил свой знаменитый роман «Тихий Дон» Нобелевский лауреат 1965 года Михаил Александрович Шолохов.
(По ходу изложения фактов учащиеся записывают их в тетрадях)
Начат роман осенью 1925 года. Последняя, четвертая, книга вышла в 1940 году. Работа длилась почти 15 лет.
1912 – 1922 годы — 10 лет, которые охватывает роман. Они были очень бурными в историческом плане:
Первая Мировая война;
февральская революция 1917 года;
Октябрьская революция;
гражданская война.
Происходящее так глобально, что эти 10 лет стали целой эпохой в истории страны.
Писатель показал в романе жизнь и судьбу огромного количества людей, которых коснулись эти события.
А в толковом словаре мы можем прочитать определение такого жанра художественного произведения
(на экране – выдержка из толкового словаря):
Эпопея — это произведение о значительных исторических событиях, на фоне которых показана жизнь огромного количества людей; охватывающее большой промежуток времени.
Вопрос к классу:
— Значит, чем по жанру будет произведение М.А.Шолохова?
VI. Ведущий 4 (в казачьем костюме):
Герои «Тихого Дона» — казаки, они и труженики-земледельцы, и воины. Живут в затерянном в донских степях хуторе Татарском, на берегу Дона, вдали от больших городов.
(По ходу рассказа — на экране слайды с фото героев «Тихого Дона)
— Перед нами мятущаяся душа, «простой и бесхитростный» ум Григория Мелехова;
— пламенное сердце Аксиньи;
— страдающая, но любящая и верная Наталья;
— друг детства, а потом враг Мишка Кошевой;
— вспыльчивый, иногда смешной, но строгий и работящий Пантелей Прокофьевич – отец Григория;
— хлопотливая Ильинична — мать;
— хуторские казаки — однополчане Гришки.
У главного героя романа Григория Мелехова был прототип — казак Харлампий Ермаков. Был прототип и у Аксиньи.
V. Ведущий 5 (в казачьем костюме):
Медленно, неторопливо течет хуторская жизнь. Автор рассказывает о хозяйственных заботах Пантелея Прокофьевича, описывает неприхотливый быт его семьи, баз с хозяйственными постройками.
Мелеховы — дружная, работящая семья. Гришка Мелехов — еще молодой, неотслуживший казак, живет спокойно, ни о чем не задумываясь. Он и его сверстники участвуют в лихих скачках, ходят на игрища, работают до горького пота в поле, рыбалят. Вот их жизнь.
Пишет М.А.Шолохов и о жестоких, нелепых или унизительных старых обрядах и обычаях казаков. Но это не мешает автору видеть и красоту в их
жизни.
VI. Сценки. (у доски: плетень, за ним – подсолнухи. Все действия разворачиваются у плетня).
Первая.
Аксинья с коромыслом и ведрами, неторопливо идет. Ее нагоняет Гришка. Говорит громко, весело:
— Здорово, Аксинья!
— Ой! Чертяка бешеный! Чудок не померла со страху!
— Не пужайся, соседка!
Наклонившись к уху, он тихонько говорит:
— Приходи сегодня на игрища, погутарим.
— Ты со мной не заигрывай, а то мужу скажу словцо…
— Не пужай. Нарошно глядеть буду.
Аксинья (с улыбкой, взглянув на Гришку):
— Ну и гляди!
Она уходит, а Гришка смотрит ей вслед.
Вторая.
Девушки собрались в группку, очень жизнерадостные, смеются, грызут семечки. Одна говорит:
— Давайте песню заведем!
(Поют: Трава моя, трава, трава зеленая,
Трава моя, трава, трава зеленая…
Я ж по той по траве ходила-гуляла,
Я ж по той по траве ходила-гуляла,
Ходила-гуляла, да не нахожуся,
Ходила-гуляла, да не нахожуся,
А кого я люблю, да не налюблюся,
А кого я люблю, да не налюблюся.
Трава моя, трава, трава зеленая,
Я ж по той по траве ходила-гуляла…)
На последних словах одна из девушек оглядывается и восклицает:
— Вон ребята идуть. Плясать будем!
Слышна песня: По Дону гуляет,
По Дону гуляет,
По Дону гуляет казак молодой,
По Дону гуляет казак молодой.
А дева там плачет,
А дева там плачет,
А дева там плачет над быстрой рекой,
А дева там плачет над быстрой рекой.
Ребята подходят к девушкам, здороваются, смеются. Шумной гурьбой все уходят…
Третья.
К плетню подходит Гришка, останавливается, потягивается.
Из-за плетня, «из хаты», слышен строгий голос Пантелея Прокофьевича:
— Гришка! Опять до свету на игрищах был? Запрягай коня, пора пахать ехать!
— Я зараз, батя.
VII. Ведущий 1.
Центр художественного мира «Тихого Дона» — хутор Татарский, курень Мелеховых. Мирная жизнь была прекрасной: игрища, работа, любовь… Она заканчивается с началом Первой Мировой войны… А потом будут революции… А потом начнется гражданская…
Недаром эпиграфом к своему роману М.А.Шолохов взял горькие слова из старинной казачьей песни (на экране слайд со словами песни):
Не сохами-то славная землюшка наша распахана…
Распахана наша землюшка лошадиными копытами.
А засеяна славная землюшка казацкими головами,
Украшен-то наш тихий Дон молодыми вдовами,
Цветен наш батюшка тихий Дон сиротами,
Наполнена волна в тихом Дону отцовскими,
материнскими слезами.
События начала века стали трагедией для народа:
так много крови было пролито;
так много жизней они унесли;
так много судеб искалечили…
Эта народная трагедия раскрывается через судьбу Григория Мелехова — казака, прошедшего Первую Мировую и гражданскую войны. Он стал жертвой тех глобальных событий.
Идеологи говорили, что тогда надо было быть «белым» или «красным». Третьего не дано. М.А.Шолохов пишет:
«Через хутор словно кто борозду пропахал и разделил людей на две враждебных стороны. С одной — хуторская беднота; с другой — местные богатеи, часть середняков и те, кто не любил новую власть».
А Мелехов как раз и пытается найти этот третий путь, руководствуясь в своих поступках кодексом чести казака. Он хочет остаться просто человеком: жить, работать, завести семью, растить детей, пахать землю и выращивать хлеб…
VIII. Ведущий 2.
Через страшные испытания прошел герой: он подвергался смертельной опасности и убивал сам, а потом мучился угрызениями совести; он метался от «белых» к «красным» и обратно, пытаясь понять, где его место; он потерял почти все — многих товарищей-односельчан, жену Наталью, свою возлюбленную Аксинью…
«…Похоронив ее, он поднимает глаза и видит в небе черное солнце…»
Возвращается Григорий к своему опустевшему дому, где уже есть другой хозяин — муж сестры Дуняшки Мишка Кошевой, когда-то в детстве — друг, а сейчас — враг.
«Григорий взял на руки сына… Что ж, вот и сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына…
Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром».
IХ. Письменная работа по вопросам.
1. В каком году М.А.Шолохову была присуждена Нобелевская премия?
2. Почему «Тихий Дон» называют романом-эпопеей?
3.Как показана в романе всенародная трагедия?
Х. Итог занятия (подводят учащиеся):
— Что вы сегодня узнали о романе «Тихий Дон» и его авторе?
ХI. Домашнее задание:
— конспект (в тетради)