Дата:6.02.2013
Тема: Украинская народная сказка «Колосок».
Цель: познакомить со сказкой, написанной украинским народом; осуществлять нравственно-эстетическое воспитание, на примере поступков героев прослушанного произведения.
Задачи: 1) познакомить со сказкой, написанной украинским народом; прививать любовь и интерес к чтению.
2) развивать речь и обогащать словарный запас детей; развитие навыка восприятия художественного произведения, творческой деятельности;
3) осуществлять нравственно-эстетическое воспитание, на примере поступков героев прослушанного произведения; воспитывать трудолюбие, отзывчивость, уважение друг к другу, результатам труда людей.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: учебник, РТ, ноутбук, мультимедиа, иллюстрации к сказке, слова для словарной работы, иллюстрации хлеба.
Ход урока
1.Организационный момент.
-Доброе утро, ребята! Улыбнитесь друг другу и в хорошем настроении начнем наш урок!
2. Проверка домашнего задания. Речевая разминка.
РЫ-РЫ-РЫ! РЫ-РЫ-РЫ!
Рубят бревна…топоры
РЫ-РЫ-РЫ! РЫ-РЫ-РЫ!
Надуваем мы…шары
РА-РА-РА! РА-РА-РА!
День вчерашний звать… вчера
РА-РА-РА! РА-РА-РА!
Мышкин домик звать… нора
Проверка домашнего задания с. 34-36 пересказ (для сильных учащихся), выразительное чтение- для слабых.
3.Работа по теме урока.
-Сегодня у нас необычный урок чтения и мне хотелось бы, чтобы его начали ребята со стихотворений (дети читают заранее подготовленные стихи):
1)Умными словами недаром сказано —
Всем лучшим книгам мы обязаны.
Книжки читают и стар и млад,
Книжке хорошей каждый рад.
2)Книжки читаю — значит мыслю!
Мыслю — значит, живу, а не кисну!
В книжках мудрость, слезы и смех,
Книжке хватит сердца для всех!
3)Итак, друзья, начнем урок!
Затей у нас большой запас.
А для кого они? Для нас!
Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интересней,
Чем наши любимые сказки!
— Да, речь на нашем уроке чтения сегодня пойдет о сказках. Мы попадем в мир сказок, где нас ждут встречи со сказочными героями, знакомство с новой сказкой.
-Сегодня мы познакомимся с произведением, которое называется “Колосок”.
— Прочтите, как называется раздел? Эти сказки нас познакомят с жизнью разных народов (украинского, татарского и др.), с их обычаями и бытом, трудом и традициями. Как и в русских народных сказках, в этих сказках всегда побеждает добро.
-А кто знает, что такое колосок? (Колосок – это соцветие, в котором находится плод – зерновка, а стебелек – это соломина) .
— Вы когда-нибудь видели колос?
— Для чего люди выращивают колоски?
(Беседа о хлебе, о бережном отношении к нему и к труду хлеборобов).
-И мы сегодня тоже читаем сказку о том, как из колоска можно получить хлеб.
1)Словарная работа
Молотить- выбивать зерна из колосьев
лапта- русская народная игра с мячом и битой
чехарда- игра, участники которой поочерёдно прыгают через своих партнёров, стоящих в согнутом положении.
-Я предлагаю вам прослушать это произведение. Внимательно послушайте.
2)Чтение сказки учителем.
3)Чтение по цепочке.
4)Работа по содержанию.
— Понравилась ли вам сказка?
— Какай народ ее сочинил?
— Кто главные герои сказки?
— Как звали героев нашей сказки?
— Почему у них были такие имена?
— Чем были заняты мышата? Петушок?
— Что нашёл Петушок, подметая двор?
— Что предложили мышата?
— Кто же вы полнил эту работу?
— Кто положительный герой? Почему?
— Кто отрицательный герой? Почему?
— На кого бы вы хотели быть похожими?
— Как из колоска получились пироги?
5)Выборочное чтение
— Найдите в тексте слова, которые характеризуют Петушка. Мышат.
— Чем же закончилась сказка? Почему?
— Почему Петушок не дал пирогов мышатам?
— Как повели себя мышата после возвращения Петушка с мельницы?
— Почему меняется голосок у мышат к концу сказки?
— Что же вы узнали о наших героях?
— Поняли ли мышата, почему Петушок не стал их удерживать за столом?
5)Работа в РТ.
6)Работа над пословицами в конце сказки:
а) Чтение и объяснение смысла каждой пословицы;
б) — Какая пословица больше подходит к сказке?
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Без хлеба не обедают.
Труд человека кормит, а лень портит.
Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
4.Итог урока.
-С каким произведением познакомились на уроке?
-Легко ли вырастить хлеб
-Как нужно относиться к хлебу?
-Чему учит нас сказка?
Домашнее задание. РТ, №4, с.24. Подготовить выразительное чтение по ролям.