Конспект урока на тему «В. Астафьев «Капалуха»

В. Астафьев «Капалуха»

Цели: знакомство с биографией и творчеством В.П.Астафьева; его произведением «Капалуха», идейно-смысловым и художественным содержанием; активизация «вдумчивого чтения», работа над совершенствованием навыков чтения; обогащение и уточнения словаря; расширение знаний о природе; развитие устной речи учащихся, формирование самоконтроля и взаимоконтроля; воспитание чувства любви к матери, экологической и эстетической чуткости

I. Организационная часть

II. Артикуляционная гимнастика

III. Актуализация знаний и мотивация

1. Введение в тему

На доске записаны слова: ненависть, любовь, сострадание, грусть.

Дети, как назвать эту группу слов одним словом? (Чувства)

Назовите самое светлое, на ваш взгляд, чувство. (Любовь)

Предлагаю вам обсудить понятие «любовь». Для этого вы разделитесь на три группы. Послушайте задания.

1 группа обсудит – «К кому может быть направлена любовь?»

2 группа подумает – «Как выражают любовь?»

3 группа скажет – «Какой может быть любовь?»

Дети в группах обсуждают задания, готовят ответы. Выступление каждой группы.

1 группа.

Мы считаем, что любовь может быть направлена к маме, папе, брату и сестре, к бабушке и дедушке. Мы очень любим своих домашних кошечек и собачек. У нас есть любимые вещи, игрушки, книги и диски с фильмами. Мы должны любить природу, т.к. от нее зависит наша жизнь.

2 группа.

Мы думаем, что свою любовь нужно выражать красиво. Взрослые дарят друг другу цветы. Мама ласкает и целует ребенка. Дети помогают старшим. На праздники дарят подарки. Часто говорят нежные слова. Бабушки нас балуют. Животные тоже любят своих детенышей. Они их облизывают, кормят, охраняют.

3 группа.

Мы хотим сказать, что любовь может быть очень сильной. Мама и папа живут вместе. И тогда это счастливая любовь. А иногда слабой, тогда папа уходит в другую семью. Эта любовь несчастливая.

Исходя из сказанного вами, дайте определение понятию «любовь» по опорным словам.

Любовь – это чувство, которое направлено на… (выступление детей 1 группы)

Любовь – это чувство, которое выражается … (выступление детей 2 группы)

Любовь – это чувство, которое может быть… (выступление детей 3 группы)

А теперь давайте прочитаем, как дается определение этого чувства в «Толковом словаре» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведова.

Зачитывание детьми понятия «любовь»

  1. Глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство.

  2. Чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности.

2. Определение темы урока

Как вы думаете, к кому направлена самая сильная любовь. Подумайте. (Самая сильная любовь направлена к ребенку)

Эту любовь можно назвать материнской любовью. Она самая сильная, чистая. Назовите тему нашего урока (Материнская любовь)



IV. Постановка учебной цели

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством писателя Виктора Петровича Астафьева.

1. Биография В.П. Астафьева.

Родился В.П. Астафьев в 1924 году в селе Овсянка Красноярского края. Он рано потерял мать. Некоторое время он жил с бабушкой. Потом были беспризорность, детский дом, интернат. После школы он учился в железнодорожной школе и работал составителем поездов. В 1942 году в 18 лет ушел на фронт добровольцем, был тяжело ранен. После войны работал слесарем, грузчиком, плотником. Лишь в 1959 году поступил на Высшие литературные курсы. К этому времени в Перми были изданы его первые книги «До будущей весны». «Огоньки», «Васюткино озеро», «Куры, лиса и кот».

— Отгадайте загадку и узнаете, о ком будете читать

У него хороший слух,
Но когда токует, — глух!
Можно даже, говорят,
Взять руками (Глухаря)

Что это за птица вы узнаете из деформированного текста, который находится у вас на столе.

2. Чтение деформированного текста «Глухарь»

Глухарь.
Глухарь – это крупная птица. Самка меньше самца. Самец краснобровый и бородатый. Самка буровато-рыжая. Живут в сосновых лесах.
Весной самка откладывает от 4 до 15 яиц. Глухарят водит за собой мать. Летом питается травой, семенами, ягодами. Зимой – хвоей сосны, почками.
День проводит на земле, ночует на деревьях. Очень осторожен. Обладает прекрасным слухом и зрением. Этих птиц осталось мало на Земле. Их надо беречь и охранять.

Глухарь – это наякруп цапти. Самка ньмеше цасам. Самец краснобровый и тыйдаробо. Самка буротова-жаяры. Живут в новыхсос сахле.
Весной кассам отдыклавает от 4 до 15 ция. Глухарят дитво за бойсо тьма. Летом писятает войтра, намимесе, дамигоя. Зимой – ейхво нысос, камипоч.
День – водитпро на лезем, чуноет на ревьдеях. Очень остоженро. Обдаетла краснымпре хомслу и ниемзре. Этих типц лосьоста лома на леЗем. Их надо речьбе и ранятьох. 

Почему этих птиц называют глухарями? (Эти птицы весной начинают токовать и не слышат окружающие звуки).

Итак, ребята, наш рассказ будет о птице глухаре, или, как ласково ее называют местные охотники «капалуха»



V. Первичное восприятие произведения

Чтение подготовленным учеником текста произведения В.П. Астафьева «Капалуха».

После прослушивания постарайтесь ответить на вопрос:

Какое чувство вы испытали, слушая этот рассказ? (Чувство грусти, жалость к капалухе, чувство гнева на ребят, которые потревожили птицу)

А какие чувства вы испытали к маме-капалухе? (Чувство восхищения, благодарности, уважения за такую сильную любовь)

Попутно ведётся объяснение слов:

  • пастьба – луг, где пасут скот

  • просека – дорожка, внутри густого леса, которую прорубают

  • валежник – сухие ветки, сломленные ветром

  • черничник – заросли черники

  • озираться – оглядываться

  • покоробленные леса – искривленные

  • редколапые ели – редкие ветви

  • робкая листва – в безветренную погоду легкое колыхание листьев

  • ощупывать глазами – осматривать внимательно

  • напружены – напряжены

  • закостенелые крылья – неподвижные

  • дрёмная пленка – закрывались глаза от удовольствия.

  • космы – взлохмаченные пряди волос

Физкультминутка

VI. Анализ текста

Как вы думаете, сколько основных моментов можно выделить в этом рассказе? Назовите их.

  1. Описание местности.

  2. Дети и гнездо.

  3. Поведение глухарки при виде детей.

Прочитайте I часть рассказа и попробуйте выделить то, на что вы обратили внимание. (Жужжащее чтение I части до слов «Я поспешил…»).

Я обратил внимание, как автор красочно описывает лес, черничник.

Читаем II часть про себя до слов « Капалуха металась…».

Какова основная мысль этой части рассказа?

Дети решают, как поступить с гнездом.



Прочитаем III часть рассказа. (Чтение вслух с элементами вычитывания).

Прочитайте, как вела себя глухарка, почуяв опасность для своих детей.

При помощи, каких слов автор помогает нам понять состояние птицы? (работа с текстом).

Как вы думаете, почему она «пыталась и не могла взлететь?»

Она боялась за своих детей.

Почему крылья птицы «закостенели»?

Она не двигалась, боялась, что ее яйца могут остыть от ее лишних движений.

Что увидели ребята, когда капалуха «наконец взлетела на ветку»?

Голое брюшко.

Почему же брюшко у птицы было голое?

Она выщипала его сама, чтобы перья не мешали ей греть яйца.

А еще что они увидели у птицы?

На груди трепещет кожа – так часто билось птичье сердце.

Найдите предложение, которое помогает нам понять тревожное состояние капалухи?

«Это от испуга, гнева и бесстрашия…»

Как вы понимаете такое состояние глухарки?

Капалуха боялась за своих будущих птенцов, она готова была отдать за них свою жизнь.

Как вы думаете, почему ребята пришли к решению не трогать гнездо?

– Они были восхищены смелостью птицы-матери, им стало её жаль.

Как чувствовали себя дети, когда убежали от гнезда капалухи?

Радостно, легко, весело.

Почему?

Они были довольны своим решением не трогать гнездо.

А капалуха успокоилась? Прочитайте об этом в тексте.

«Сидела на сучке, вытянув вслед нам шею», «Но глаза ее уже не следили за нами. Они целились на гнездо».

Правильно, ребята, капалуха думала только о своих будущих детях.

Как она слетела с дерева?

Плавно.

Почему плавно?

Она боялась потревожить яйца резкими движениями.

Птица потихоньку заползла в гнездо.

После этого она «замерла». Что это за состояние у человека, животного? От чего оно бывает?

Бывает от страха, от радости, от неожиданности.

Подберите близкое по значению выражение к словам «сидела неподвижно, затаив дыхание».

Она боялась, что ребята опять вернуться, была счастлива от близости со своим детьми.

Но вот дети ушли, мать рядом со своими будущими птенцами, ее глаза «стали затягиваться дремной пленкой…».

Стало ли спокойно на душе у капалухи?

Нет.

Почему? Докажите словами из текста.

«Но вся она была насторожена, вся напружена».

А как вы понимаете такое состояние?

Она еще не избавилась от своего волнения, страха за своих детей.

А что еще говорится в тексте о таком ее тревожном состоянии?

«Сердце капалухи билось сильными толчками».

Почему?

Она была счастлива, что с ее детьми не случилась беда.



VII. Итог урока

Чему учит нас этот рассказ?

Быть добрыми, заботливыми по отношению к птенцам и детёнышам животных; не обижать их.

О чем вы задумались, читая этот рассказ?

Какие материнские чувства ярко проявились в поведении глухарки?

Любовь, доброта, заботливость, самопожертвование, смелость.

Назовите тему нашего урока.

Что вы узнали об этом чувстве? (Это сильное, бескорыстное, чистое, способное на самопожертвование чувство).

С чего начинается жизнь?

– Мама – ребенок – семья – дом – Россия – планета – мир. А бережет и хранит все это «любовь»!



VIII. Домашнее задание

  1. Пересказ прочитанного произведения.

  2. Придумать к каждой части рассказа «Капалуха» свои вопросы



Свежие документы:  Сочинение на тему: "Мои любимые произведения Блока"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: