Открытый урок
по литературному чтению
Разработала:
учитель начальных классов
Садвакасова А.А
— 2014 год —
Цель урока: Познакомить учащихся с творчеством В.В. Бианки.
Критерии успешности.
Я знаю о творчестве В.Бианки..
Я понимаю, что нужно бережно относится к природе.
Я умею и могу подробно пересказывать художественный текст согласно составленному плану.
Ход урока
Организационный момент. Зарядка «Сергиту» (Слайд 1) -47сек.
Деление на группы (по временам года: зима, весна, осень)
Учитель. Пусть книги друзьями заходят в дома. (Слайд 2)
Читайте всю жизнь. Набирайтесь ума.
— Что мы должны узнать и чему должны научиться на уроках литературного чтения?
(Ответы детей)
— Какие правила будем соблюдать, работая на уроке?
(Ответы детей)
Опрос дз «Верные и неверные утверждения»
Учитель: Оценим при помощи сигнальных карточек. (учащиеся оценивают пересказ-поднимают нужную карточку).
Что сказка «Девочка Снегурочка» народная?
Старики очень огорчились появлению Снегурочки?
Снегурочка вернулась из леса с подружками?
В конце сказки Снегурочка превратилась в облачко?
-Желаю вам удачи и узнать много интересного на уроке.
Актуализация знаний. Постановка проблемы.
Определение темы урока.
Учитель: Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (Ответы детей).
(Учитель открывает доску. На ней написано Виталий Валентинович Бианки). (Слайд 3)
Учитель: Используя запись на доске, прочитайте фамилию, имя, отчество писателя.
-Какова цель нашего урока?
(Другая часть закрыта.)
(Под надписью картинки с изображением деревьев, цветов, птиц, зверей.)
Учитель: Разделите эти картинки на группы. Сколько групп получилось?
Какие группы можно объединить? (деревья и цветы-растения, птицы и звери – животные). А если объединить все эти картинки, какая группа получится? (Природа). (3 Слайд)
Предположение: О чём писал Виталий Витальевич Бианки? – о природе.
Работа в группе .
Учитель:. Нам надо составить план урока. Возьмите конверты. Разложите карточки в нужном порядке.
(Учащиеся выполняют задание – составляют план урока, выбирают порядок деятельности при помощи карточек с надписями: Знакомство с писателем. Знакомство с произведением. Составление плана. Пересказ. Закрепление нового материала.) два-три ученика читают получившийся план. (4 слайд)
Учитель: Предлагаю отдохнуть.
3.Физкультминутка «Хомка»
4. Учебно – познавательная деятельность.
Слово об авторе (знакомство с писателем).
Человек – часть природы. Любовь к природе – естественное чувство нормального человека. Но бывают люди с какой-то особенной любовью: в их присутствии лучше растут самые капризные растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется, сама природа только и ждёт момента, чтобы раскрыть им свои тайны. Таким человеком был писатель и учёный Виталий Валентинович Бианки. Почему его называли не только писателем. Но и учёным, вы узнаете чуть позже.
Учитель: Предлагаю послушать сообщения о писателе. (5 слайд)
1. Виталий Бианки родился в Петербурге. От отца он унаследовал талант исследователя и интерес ко всему, «что дышит, цветет и растет».
2. Отец работал в Зоологическом музее Российской Академии наук. Квартира находилась прямо напротив музея, и он со своими братьями часто бывали в его залах. Там за стеклянными витринами замерли животные, привезенные со всего земного шара.
Ему хотелось найти волшебное слово, которое «оживило» бы музейных зверей. Настоящие были дома: в квартире расположился небольшой зоопарк.
Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь Виталий впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Было ему тогда лет пять-шесть. С тех пор лес стал для него волшебной страной.
Интерес к лесной жизни сделал его страстным охотником. А еще он очень любил поэзию. Одно время увлекался футболом. Разными были интересы. Но своим главным учителем Бианки считал отца. Он приучил сына записывать все наблюдения. Через много лет они превратились в увлекательные рассказы и сказки.
5.За 35 лет творческой работы Виталий Валентинович Бианки создал более 300 рассказов, сказок, повестей, очерков и статей. Всю жизнь он вел дневники и заметки о жизни животных, о природе. Читатели ему писали много писем и он отвечал на них. Его произведения переводили на многие языки мира.
Учитель: Что вам запомнилось из жизни писателя В.В. Бианки? Теперь вы сможете ответить на вопрос. Я его напомню.
— Как вы думаете, почему В.В. Бианки называют не только писателем, а ещё и учёным?
(Ответы детей: он не просто писал о природе, он её изучал. Записывал все свои наблюдения и потом писал рассказы и сказки).
Учитель: Какой пункт плана мы уже выполнили? Что мы будем делать дальше?
(Знакомиться с произведением)
-Как можно узнать, о чём будет произведение?
(Ответы детей: можно догадаться по названию. Можно догадаться по иллюстрации).
Учитель: На какие же мысли вас наводит название произведения и иллюстрация? Чему вас научит?
Учитель:
Давайте послушаем произведение В.В. Бианки, которое называется «Хитрый лис и умная Уточка» (7 слайд) 3м.40с
Вопросы по тексту:
Учитель: Вы прослушали произведение «Хитрый лис и умная уточка».
Работа в бортом журнале
Автор | Жанр | Вид сказки | Положительный герой | Отрицательный герой | |
|
|
|
|
|
|
— определите, к какому жанру относится произведение?
— Кого в сказке можно считать положительным персонажем. А кого отрицательным?
— Кому из героев вы больше всего сопереживали? Поделитесь своими чувствами.
Учитель: Давайте определим, какие пункты плана урока мы уже выполнили и что будем делать дальше. (Ответы детей: познакомились с писателем, познакомились с произведением.
Теперь будем составлять план). (8слайд)
Учитель: План помогает правильно и красиво пересказать произведение.
(На доске алгоритм составления плана «Шаги к умению» (9слайд)
— прочитать произведение.
— определить тему каждой части и озаглавить её.
— выписать по порядку заголовки каждой части.
— прочитать получившийся план.
— сверить план с содержанием текста.
— пересказать текст по плану.)
Учитель: Переходим к составлению плана.
Чтение сказки – с каждого ряда по два человека.
Вы заметили. Что сказка делится на части? Назовите опорные слова, по которым сказку можно поделить на части. (Осень, Зима, Весна). 7слайд
Разделимся на группы.
1 группа будет читать об Осени и составлять план.
2 группа –о Зиме и составлять план.
3 группа –о Весне и составлять план. Записывайте заголовки. Приступаем к работе.
— 1 группа: сколько смысловых частей у вас получилось?
1. Осень. Хитрый Лис мечтает поймать уточку.
2. Лис хватает уточку за крыло.
3. Уточка спряталась в камышах.
-2 группа: 1. Зима. Хитрый Лис хочет найти уточку по следам.
2. Тёплая полынья спасла уточку.
— 3 группа: 1. Весна. Хитрый лис снова мечтает поймать уточку.
2. Лис хочет кинуться в воду.
3. Уточка улетела.
Учитель: Вот и план готов. Оцените свою работу в таблице. Напомните, что мы должны сделать дальше? (Пересказать текст). С каждого ряда по одному пересказу.
Оценивание пересказа.
Учитель: Оценим пересказ при помощи сигнальных карточек. (учащиеся оценивают пересказ-поднимают нужную карточку).
Учитель: Вот мы и с пересказом справились. Что у нас дальше по плану?
(Закрепление нового материала).
— С творчеством какого писателя вы сегодня познакомились?
— Что вы узнали о писателе?
— С каким его произведением вы познакомились на уроке?
— Чему вас научило это произведение?( добро побеждает зло. На всякую хитрость найдётся ум, который её победит. И т.д.)
6.Рефлексия.
Учитель:
— Как вы считаете, достигли ли мы поставленной цели? Почему?
-Что мы узнали?
— Чему вы научились на этом уроке?
— Кто в отличном настроении. Покажите сигнальную карточку с восклицательным знаком.
У кого просто хорошее настроение – поднимите карточку с плюсом.
Кто не может определить, какое у него настроение, пусть поднимет карточку с вопросительным знаком.
Учитель: Сегодня хорошо отвечали
Домашнее задание.
— Стр. 70-71 пересказ.