Так как это произведение написано очень давно, в нём встречаются незнакомые или малознакомые слова. Давайте попробуем объяснить некоторые из них. (Данные толкования взяты из словаря Ожегова)
/Информация на интерактивной доске/
Гнев – чувство сильного возмущения.
Уступчивый — сговорчивый.
Досада – чувство раздражения и неудовлетворения вследствие неудачи.
Достоинство – уважение к себе за лучшие человеческие качества.
Унижение — оскорбление.
Калека – увечный человек.
Ассоциации со словом слепой.
Мама мальчика считала, что мальчику нельзя выходить на улицу, гулять, так как он не такой как все и его могли обидеть. Он все время находился дома. Но приезд ее брата Максима изменил всю жизнь Петрика.
3.Просмотр 1 отрывка. Что вас удивило, какие чувства вызывает эта сцена?
4.Чтение по учебнику с.72, 1 часть.
5.Просмотр 2 отрывка.
Как встретились мальчик и девочка? Хотел ли Петрик общаться с незнакомкой? Почему? (Нет, не хотел, он не любил, когда нарушали его одиночество).
Как вы думаете, а почему Петрик так себя повёл, всячески стараясь не заводить знакомство с этой девочкой, только ли его грубость является причиной? А, что вы можете сказать про девочку?
На самом деле хотелось ли Петрику подружиться с девочкой?
6.С.73 2 часть (1-2 абзац). Просмотр 3 отрывка.(до слова Зачем?)
Почему девочка испугалась? (Чтение отрывка из текста с.75)
Потом он захотел тем же способом познакомиться и со своей собеседницею, взяв левой рукой девочку за плечо, он правой стал ощупывать её волосы, потом веки и быстро пробежал пальцами по лицу, кое-где останавливаясь и внимательно изучая незнакомые черты.
Все это было сделано так неожиданно и быстро, что девочка, пораженная удивлением, не могла сказать ни слова, она только глядела на него широко открытыми глазами, в которых отражалось чувство, близкое к ужасу. Только теперь она заметила, что в лице ее нового знакомого есть что-то необычное. Глаза мальчика глядели куда-то, без всякого отношения к тому, что он делал, и в них странно переливался отблеск закатывающегося солнца. Все это показалось девочке на одну минуту просто тяжелым кошмаром.
Петрик был рад встрече?
Чтение текста с.75 со слов Он сидел на том же месте…..
Впервые мальчик испытал чувство досады, унижения калеки. В первый раз он узнал, что его физический недостаток может вызывать на только сожаление, но и испуг. Почему он заплакал? /Чувство жгучей боли и обиды подступило к его горлу/
7.Продолжение чтения текста с.75 1 абзац.
/Продолжение просмотра отрывка/ Какие чувства овладели вами?
8.с.76 со слов Сле-пой?
Как вы думаете, Петрик с девочкой подружились?
Чем закончился рассказ?
9.Просмотр 4 отрывка.
Благодаря дяде Максиму Петрик узнал жизнь, которая ему очень нравилась, несмотря на его ограниченные возможности.
10. Рефлексия.
У вас на столах лежат листы, в которых вы видите две колонки, я вам предлагаю поработать в паре.
— На доске есть прилагательные, среди которых вы должны выбрать те, которые подходят для характеристики настроения, характера мальчика и девочки.
— Слова на доске:
Жизнерадостный, тоскливый, скромный, весёлый, печальный, добродушный, стеснительный, беспечный, грубый, общительный, милосердный.
Вам на работу 5 минут. Дети заполняют таблицу.
Девочка (какая?) | |
|
|
Ответы нескольких пар выслушиваются в классе, остальные собирает учитель.
11. Итог урока.
Учитель:
— Что мы с вами сейчас учились делать?
(Составлять характеристику героя, анализируя его настроение)
— Ребята, сравнивая их настроение, их внутренний мир во время первого знакомства, что мы можем сказать?
(Он был разный)
— А почему у мальчика было такое внутреннее состояние?
(Потому что он был слепой и стеснялся этого. Этот недуг не давал ему покоя. И к таким людям надо относиться более трепетно и осторожно.
Мальчику было очень больно говорить о своём недуге.
Ребята, что вы знаете о жизни слепых людей, как им живется?
Вернуться к ассоциациям.
Какова основная мысль произведения?
12.Просмотр видеоролика «Слепой».
Что написала девушка?
— Когда вам будет очень тяжело, вы обижены на друзей, на родителей или на весь мир, вспомните о слепом музыканте, которому было еще хуже, чем вам, но он нашел в себе силы, перестал жалеть себя и научился быть счастливым
13.Д/з с.72-77 выразительно читать по ролям.
4 «Г» класс
СШЛ №5 им.М.Ломоносова
г.Талдыкорган
Алматинская область