Урок внеклассного чтения. Урок-конференция.
Тема : В.Катаев « Цветик-семицветик»
Цель: развивать навык выразительного чтения, повышать интерес к чтении, способствовать нравственному воспитанию .
Наглядный материал: книжная выставка, набор открыток к сказке, рисунки, поделки уч-ся по теме, портрет В.Катаева.
Содержание урока: Ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством замечательного советского писателя В.Катаева.
-Какую книгу вы принесли сегодня на урок? ( рассмотрение книг, иллюстраций)
_ У книг В.Катаева поистине счастливая судьба. Проходят годы, давно стали бабушками и дедушками первые читатели катаевских повестей и рассказов. За эти долгие годы герои не постарели. В.Катаев написал много книг для детей и взрослых. С некоторыми из них вы познакомитесь в старших классах, другие прочитаете сами.
( на доске записаны произведения В.Катаева)
Об одной из этих книг мы поговорим сегодня на уроке. Я думаю, вы все прочитали эту книгу. Книга « Цветик- семицветик » В ,Катаев написал в 1940 году. Ей больше 70 лет, а когда я была такая как вы, я с удовольствием эту книгу и полюбила ее Она, наверное ,понравилась и вашим родителям, вашим старшим сестрам и братьям. Прошло много лет, а дети с удовольствием читают ее . В чем же здесь секрет? Сейчас разберемся. Перед вами выставка книг, все это книги «Цветик-семицветик», только изданы они в разное время и разными издательствами, иллюстрированы разными художниками.( рассматривание книг)По этому произведению поставлены мультфильм и сказка. А в чем же выгоднее книга? Ведь на экране телевизора нельзя остановить понравившийся эпизод. А в книге можно несколько раз прочитать место, рассмотреть рисунок.
Сейчас, ребята, мы с вами окажемся игроками клуба «Что? Где? Когда?». Но руг наших вопросов ограничится только сведениями по сказке В.Катаева « Цветик-семицветик».Давайте вспомним правила, по которым играют знатоки в клубе. ( на обсуждение- 1мин, в зале-тишина, капитан выбирает отвечающего).
Класс разделен на группы, жюри – учителя нач.классов.
Вопрос1 : Почему книга называется « Цветик-семицветик»?
Вопрос2 : Согласны ли вы , что в заголовке написано « сказка»? докажите.
Вопрос3 : Объясните значение слов из текста» зевать по сторонам».
Вопрос4 : Как бы ты посоветовал другу прочитать эту книгу?
Пока жюри подводит итог, дети могут посмотреть презентацию о В.Катаеве и его произведениях или набор открыток по сказке.
— Молодцы, ребята. А сейчас мы подробнее поговорим о сказке. ( один из учеников пересказывает начало сказки, другой – до встречи с волшебницей.
Разыгрывается сценка.
Входит Женя и плачет. « Что же делать? Как я попаду домой?»
Волшебница: Девочка, а как тебя зовут? Почему ты плачешь? Успокойся. Я помогу тебе .Денег у меня нет и баранок тоже нет, но я подарю тебе цветок.( дарит цветок, что-то шепчет на ухо) Слышится радостный голос жени: « Спасибо, добрая волшебница!»
— Ребята, что сказала добрая волшебница по секрету девочке Жене? ( ответы детей)
— А кто из вас знает эти волшебные слова? Так много желающих, давайте все вместе выразительно произнесем их.
— Что же произошло потом? ( пересказ детей)
— А как автор описывает северных медведей на Северном полюсе? ( зачитываем в книге)
— А какие игрушки прибежали к Жене?
« И вот Женя увидела, что лепесток остался один единственный»
— Ребята! Сколько же лепестков Женя использовала уже? А вы уверены, что 6? Дети вспоминают, на что потрачены лепестки.
— О чем же задумалась Женя? ( дети находят этот эпизод в книге и перечитывают)
— Что же произошло дальше? ( ребята пересказывают , а я зачитываю « Женя быстро оторвала последний лепесток и дрожащим от счастья голосом тихонечко запела: ( все хором)
— Чем же заканчивается сказка?
-Какое желание было самым важным?
— Какой эпизод вам показался самым смешным, а самым радостным? Самым грустным?
— Ну а сейчас… ( разыгрывается сценка) . Входят волшебница и 3 феи. Волшебница: Ребята, я пришла к вам не одна. Сейчас мы подарим вам по волшебному цветку. Только в цветочке не 7 , а 1 лепесток, поэтому вы можете загадать только 1 желание. ( дети вручают всем цветки, которые сделаны на уроках технологии уч-ся 4 класса)
Дети высказывают свое желание.
— А сейчас обратимся к плакату : Жизнь дана на добрые дела» А что это значит?
— На какие такие добрые дела? А кто из вас делает добрые дела?
— Скажите, пожалуйста, обязательно ли иметь волшебный цветок, чтобы делать добрые дела?
Достаточно иметь доброе сердце, не ждать, когда тебя об этом просят.
В начале урока вы мне сказали, что вам понравилась эта книга, а что именно вам понравилось?
В этой книге Женя усваивает, что такое доброта и сострадание, и как бережно нужно относиться каждому человеку. Я уверена, что вы всегда будете стараться делать только добрые дела и совершать только хорошие поступки.
Семь разноцветных лепестков – символ радуги над нашей головой – делают счастливым и радостным человеком , которому было не та весело жить на свете. И как чудесно понимать, сто счастье людей находится в твоих руках и стоит только захотеть и произнести волшебные слова, как сказка обернется явью, а добрые волшебники – твоими верными друзьями. Урок окончен.Молодцы! Вы очень успешно работали на уроке.