Урок 69 дата «___» ______________
В.П. Катаев «Цветик-семицветик»
(2 часа)
Цели:
Познакомить с творчеством В.П. Катаева на примере сказки “Цветик – семицветик”.
Способствовать формированию функциональной грамотности учащихся.
Совершенствовать читательский опыт, расширять читательский кругозор.
Формировать навыки работы с книгой.
Продолжить работу по усвоению нравственных норм бытия; воспитанию милосердия и отзывчивости.
Оборудование: портрет В.П.Катаева; выставка книги В.П. Катаева; отдельный раздел: книга “Цветик – семицветик” разных изданий; большая аппликация “Цветик-семицветик”
Ход 1 урока:
1.Организационный момент
— Сегодня нас ждет увлекательное путешествие, но путешествие не обычное, а по страницам книги. -Как можно путешествовать по книге?
2.Сообщение о писателе — Катаев Валентин Петрович
1)Когда вы были маленькими мамы и бабушки читали вам сказку о чудесном и загадочном цветке который исполняет желания. И сегодня мы узнаем кто же написал для вас сказку «Цветик -семицветик» и ещё несколько прекрасных сказок. Имя этого писателя Валентин Петрович Катаев.
2)Валентин Катаев автор сказок: «Дудочка и кувшинчик» (1940),
«Цветик — семицветик» (1940), «Жемчужина» (1945), «Пень» (1945),«Голубок» (1949).
3.Чтение, обсуждение, анализ содержания сказки.
1) -А сегодня на уроке мы поближе познакомимся с его произведением «Цветик — семицветик», написанным в жанре литературной сказки.
2)Работа над содержанием -Докажите что это сказка?
-Понравилась вам сказка? Чем именно?
— Почему сказка называется “Цветик-семицветик”?
Какие чувства вы испытывали, когда читали сказку
3) Ответы на вопросы – выборочное
— Почему Женя заплакала, возвращаясь из магазина?
-Как у неё оказался «Цветик-семицветик»?
— На что похож «Цветик-семицветик»? (на ромашку)
— Каким волшебным свойством он обладал?
4. Итог урока:
— С творчеством кокого писателя мы познакомились на уроке?
— К какому жанру относитсся произведение?
5. Домашнее задание: читать сказку, отвечать на вопросы.
Урок 70 дата «___» ______________
Ход 2 урока
1.Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания
3.Чтение сказки учащимися
4. Беседа по прочитанному:
-Какая эта сказка? Почему вы так думаете? -Кто главный герой этой сказки?
-Какие свои желания исполнила Женя?
— На какое желание Женя потратила свой первый лепесток? Какого он был цвета?
-А второй, третий лепесток….
— Какие свои желания исполнила Женя?(У нее все желания были несерьезные, необдуманные, скоропалительные, зачастую они были вредны и опасны.)
-Как вы думаете, почему девочка, потратив шесть лепестков, не была счастлива?
——Что же произошло?(И вдруг Женя встречает мальчика, у которого больные ноги. Раньше Женя не встречалась с горем людей, не знала, что бывают больные дети и им необходима чья-то помощь.)
— А понравился ей мальчик? Ей жалко стало мальчика? Почему? (Да, действительно, она была удивлена и огорчена тем, что он с ней вместе не может поиграть. Она единственный раз поняла, что не все дети бывают здоровы, счастливы. Женя впервые в жизни сделала не себе подарок, а другому. Поэтому она была счастлива.)
5. Выборочное чтение
— Найдите описание Вити в сказке. О чем говорили Женя и Витя?
— На какое желание был потрачен последний лепесток?
— Почему она захотела потратить последний лепесток на выздоровление Вити- — Как вы думаете, почему Женя была так счастлива ? ( Она сделала доброе дело для спасения мальчика. Она помогла ему выздороветь и стать счастливым.)
— Как вы оцениваете поступок Жени?(Она поступила правильно. Потому , что она поняла, что только здоровый человек может быть счастливым.)
6.Обобщение -О чём мы сегодня говорили на уроке?
— Чему нас учит эта сказка?(Сказка учит заботиться о других людях)
— Какую же мудрую мысль хочет донести до читателя В.П. Катаев? Чему мы должны научиться?( Нам всем надо быть внимательными к людям. Надо научиться видеть, как живут другие, иметь чувства сострадания и, если это возможно, постараться помочь им, как это сделала Женя).
7.Работа с пословицами На доске написаны 3 пословицы.
Делу время, потехе час.
Жизнь дана на добрые дела.
Дело мастера боится.
— Подумайте, какая из пословиц выражает основную мысль сказки ?
— А что это значит? Какие дела можно назвать добрыми? — Скажите, обязательно ли нужно иметь волшебный цветок, чтобы делать добрые дела?
8.Домашнее задание: нарисовать свой цветик-семицветик и ответить на вопрос: Если бы у вас остался последний лепесток от цветика-семицветика, то какого цвета был бы он? А последнее желание загадали бы, чтобы………..(напишите, пожалуйста, свой вариант ответа).