Конспект
непосредственно образовательной деятельности
Направление деятельности: «Познавательно-речевое»
Образовательная область «Коммуникация».
Тема: «Встреча с Лесовичком»
Подготовительная к школе группа
Подготовила: Панфилова Тамара Николаевна
первой
квалификационной категории МАДОУ № 6 п.Серышево
Октябрь – 2013 г.
Тема: « Встреча с Лесовичком»
Цель: Развитие интегративных качеств воспитанников в процессе развития связной речи.
Задачи:
Воспитательные:
Прививать умение применять новые способы преобразования впечатления, используя пример «оживления», развивать воображение.
Развивающие:
Развивать интерес к познанию мира природы, умение самостоятельно действовать, при затруднениях обращаться к взрослому за помощью; творческие способности, воображение и индивидуальное самовыражение при изготовлении жителей леса геометрическими фигурами.
Образовательные:
Формировать универсальные предпосылки учебной деятельности (умение работать по правилу, по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции).
Учить использовать вербальные и невербальные средства общения.
Работа над словарем:
Гром, молния, подосиновики, подберёзовики, жук-олень, сверчок, барсук, земляника.
Приемы руководства деятельностью детей:
Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей:
Прогулка в осенний лес, наблюдение в природе, заучивание стихотворения, коммуникативная игра.
Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД:
Беседа, создание развивающей среды, создание проблемной ситуации, загадывание загадок, обогащение органов чувств, анализ и выводы.
Приемы организации практической деятельности детей:
Использование схем, моделирование, продуктивная деятельность (выложить в виде геометрических фигур жителей леса), сюрпризные моменты, превращение.
Приемы поддержания интереса у детей:
Музыкальное сопровождение, физкультурная пауза, чередование детской деятельности.
Приемы оценки и самооценки:
Поощрение, определение качества продуктивной детской деятельности, взаимопомощь детей.
Создание среды для организации и проведения НОД:
Макеты деревьев, набор геометрических фигур на каждого ребёнка, печёные грибы для сюрпризного момента, картина «Осень в лесу», магнитофон, диск с записью
Виды детской деятельности в НОД:
Игровая.
Коммуникативная.
Трудовая.
Познавательно-исследовательская.
Продуктивная.
Музыкально-художественная.
Чтение художественной литературы…др.
Планируемые результаты:
Личностные
— Воспитание нравственных качеств.
— Умение действовать самостоятельно.
— Проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками.
Интеллектуальные
— Развитие у воспитанников интереса
— Формирование универсальных предпосылок к учебной деятельности
— Умение воспитанников решать интеллектуальные и личностные задачи.
Физические
Умение выполнять имитационные движения подражая лесным жителям (жук-олень, ёжик, бабочка, земляничка и др.).
Критерии оценки деятельности детей в НОД
Активность
— Ребёнок задаёт вопрос.
— Активно участвует в продуктивной деятельности
Самостоятельность.
— Самостоятельно решает поставленные перед ним задачи
Взаимодействие со сверстниками и взрослым.
— Обращается за помощью к взрослому и оказывает её своим сверстникам (поиск грибов, выкладывание картины с жителей леса)
Сопереживание.
— Высказывает сопереживание жителям леса через рассказ от 1 лица о жизни лесных зверей (находится в главной роли этого жителя леса).
Эмоциональность
— Сюрпризные моменты и музыкальное сопровождение помогает сохранить и поднять эмоциональный настрой детей
Проявление волевых усилий
— Составить рассказ о лесном жителе, а также сложить лесного жителя требует волевых усилий
Самооценка.
— Аргументирует самооценку (игра «С какого дерева этот лист»).
Интеграция образовательных областей:
Интеграция | Решаемые задачи | |
Познание | Рассматривание картин из серии «Осень»: «Ёж» — художник М.Ю.Алексеев, «Заяц» — В.Ф.Федотов Комментирование примет осени | Развивать интерес к познанию мира природы, умение самостоятельно действовать. Принимать активное участие в деятельности |
Социализация | Практические действия по определению шума и запаха леса. | Приучать решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту, применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым так и им сами. Развивать умения самостоятельно действовать, при затруднениях обращается к взрослому за помощью. |
Коммуникация | Беседа, составление рассказов о жизни лесных жителей осенью Коммуникативная игра «Превращение» | Учить использовать вербальные и невербальные средства общения, владеть конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми. (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве); Прививать умения планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения. |
Музыка | Музыкальное сопровождение при рассматривании иллюстраций и картин об осени, физминутки | Воспитывать эмоциональное реагирование на музыкальные произведения. Проявлять эмоциональную отзывчивость в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками. |
Труд | Вырезывание из картона геометрических фигур. Оказание помощи лесным жителям зимой | Владеть конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве); Воспитывать нравственные качества: взаимопомощь, бережное отношение к результатам своего труда и труда взрослых. |
Художественное творчество | Рассматривание иллюстраций и картин об осени, описание примет осени, слушание классической музыки, формировать у детей художественный вкус. | Развивать у детей творческие способности, воображение и индивидуальное самовыражение при описании примет осени Прививать чувства эмпатии, откликаться на эмоции воспитателя, реагировать на музыкальные произведения русских композиторов. |
Физическая культура | Физминутка игра «Дождь в лесу» | Соблюдать элементарные правила здорового образа жизни. Закреплять знания об окружающем мире. |
Чтение художественной литературы | Загадывание загадки, чтение стихотворения. | Формировать умения делать выводы, умозаключения. |
Безопасность | Знание правил поведения в лесу, умение свободно передвигаться в помещении. | Воспитывать бережное отношение к животным. |
План НОД
5 мин 22 мин 3 мин. 30 мин. |
Ход
непосредственно образовательной деятельности
Содержание | Области | |
1. Вводная часть. Создание проблемной ситуации. Создание мотива для деятельности детей Определение цели. Анализ обследование, выводы. Демонстрация иллюстраций и картин об осени. | Дети входят в зал, где звучит классическая музыка П.И.Чайковского «Осенняя песнь» из альбома «Времена года»… Загадка: Дни стали короче, длиннее стали ночи. Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (осенью) Воспитатель: Как вы догадались, что это бывает осенью? Ответы детей о приметах осени. Вы большие знатоки природы, давайте подойдем к окошку и посмотрим на осенний пейзаж. Посмотрите на небо, на траву, деревья, кусты. Все приметы осени мы смогли увидеть из окна. Ответы детей Ребята перед вами иллюстрации и картины об осени, чем они отличаются? Ответы детей. Сейчас звучит музыка А.Вивальди «Осень», которая совсем не похожа на музыку П.И.Чайковского. Ответы детей. Послушайте еще одну загадку: Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом, Чудеса увидишь в нем Лес Воспитатель: Сейчас я расскажу вам сказку о лесе.(Ю.Дмитриев Что такое лес?) Закройте глаза и представьте картину, которую нарисовал художник. Эту картину прислал нам один маленький волшебный старичок. Хотите с ним познакомиться? Тогда отгадайте кто он: В лесу, в бору живет старый старичок, На нем красный колпачок. Это старичок.. ЛЕСОВИЧОК (Воспитатель загадывает загадку и наряжается в костюм Лесовичка.Во время переодевания дети закрывают глаза) Лесовичок: Здравствуйте, грустные ребята! Дети: Мы веселые! -Лесовичок Здравствуйте ленивые ребята ! Дети: Мы трудолюбивые ребята! Лесовичок: Здравствуйте не дружные ребята! Дети: Мы дружные ребята! Лесовичок: Здравствуйте, незнайки! Дети: Мы всему учимся! Лесовичок: вот сейчас и проверю. Хотите попасть в мой сказочный лес? Ответы детей. Лесовичок: Хорошо, а отнесет нас туда мой волшебный ветерок. Закройте глаза колдует…
| Коммуникация Художественная литература Познание Социализация Музыка |
2.Основная часть. Показ иллюстраций и картин об осени, с музыкальным сопровождением классической музыки, комментирование, дискуссия. Определение примет осеннего леса. Весёлые превращения Лесовичка. Составление рассказов детьми из личного опыта о лесных жителях Физминутка: «Дождь в лесу» Изготовление геометрических фигур Обыгрывание (составление картины о лесе) Закончи рассказ Лесовичка
| Ветрено, ветрено Вся земля проветрена Ветер с листья с веток Разогнал по свету: Липовый, березовый Желтый лист и розовый, старый лист газетный. Красный, разноцветный. Пасмурно, ветрено Вся земля проветрена. Ветер деток унеси- В лесу осеннем отпусти
Выставляются макеты деревьев, вокруг них разбросаны их листочки. Дети открывают глаза и приземляются в осеннем лесу.
Лесовичок: А кто сумеет разгадать загадку? Слушайте: Весной вселит, Летом холодит, Осенью кормит, Зимой согревает. (Дерево) Ответы детей Физкультминутка « Собери листочки к своему дереву» Пока звучит музыка, все дети двигаются, гуляют по лесу. Когда музыка прекращается, берут любой лист, бегут к своему дереву и становятся вокруг него. Старичок лисовичок спрашивает каждого ребенка, какой листок у него в руке. Дети отвечают: березовый, кленовый, Дубовый, осиновый, рябиновый. Лесовичок: Что произошло с листочками?(Висели, пожелтели, покружились, упали) Лес, лесок стоит богат, Угощает всех ребят: Девчонок -земляникой, черникой, голубикой, Мальчишек – орешками, грибами сыроежками. Девчонок — малиной, Мальчишек — Хворостиной. Кто на свой пенек не сядет, Того хворостинка достанет. Дети садятся Лесовичок: Посмотрите на мою картину еще раз, Она не простая , а волшебная-она звучит. Закройте глаза. Какие звуки осеннего леса вы слышите? (Шепот листвы, треск сучьев, крик птиц и пр.) Вспомните, как пахнет в лесу. Лесовичок «Превращает» ребят в грибочки, ягодки, листья, насекомых ,камешки( кто кем хочет быть). Звучит музыка. Неподвижные предметы листья , камешки, Кустики остаются на месте, а насекомые , птички, звери резвятся вокруг них. Слышатся удары грома, барабанит дождь. Все птицы, звери, насекомые прячутся. Дети рассказывают: — В кого или во что превратил ребят Лесовичок? Воспитатель : -Что чувствовал ты Мурвьишка, когда в лесу была хорошая погода?(Обращается с этим же вопросом К каждому ребенку- ёжику, лисичке, зайчику, белочке, Бабочке и тд.) — когда пошел дождь и загремел гром? —:.Что можно пожелать сказать людям, гуляющим по лесу, по лугу* Лесовичок: А теперь давайте еще раз посмотрим на мою картину. Увидеть все, что есть на моей картине, могут только очень внимательные и зоркие ребята. Возьмите бинокли.(Руки поднести к глазам, пальцы сложить вместе скруглить). Что вы видите на картине? Дети: Лес, в нем много деревьев. Лесовичок: какие деревья изображены на картине? Дети: Они разные, высокие и низкие, красивые, нарядные, разноцвеные..( Выкладывается пиктограмма «Разные деревья») Лесовичок: Посмотрите в свои бинокли, что еще растет в лесу? Дети: В лесу растут грибы. Лесовичок: Расскажите какие грибы вы собирали в лесу с родителями. Ответы. -Из каких лесных ягод мама сварила вам варенье? -Кого трудно заметить в ваши зоркие бинокли? Дети: Трудно заметить лесных зверей и насекомых. Они прячутся за деревьями, кустами, под камнями, под корой деревьев (Выкладывается пиктограмма «Насекомые и лесные звери») Лесовичок: Ребята как вы думаете, какую пользу приносят леса человеку? Ответы детей. Лесовичок: Молодцы, правильно ответили. А теперь тот, кто сумеет красиво рассказать о моей картине, получит от меня сюрприз. Начните рассказ так: « Леса -всему свету краса. Когда леса не было….» А закончить рассказ можно, сочинив, что интересное может случиться в лесу. Дети придумывают рассказ по картине 2—3 человека с использованием «Биноклей» и составлением схемы. Лесовичок сразу оценивает каждый рассказ. Остальные дети рассказывают по картине индивидуально в свободное время. Лесовичок: А теперь пора прощаться, скажем громко: «Полон лес и загадок, и чудес!»
| Познание Коммуникация Художественное творчество Художественная литература Труд Безопасность Музыка Здоровье |
3.Заключительная часть. Оценка деятельности детей и самооценка. Подведение итогов НОД. Раздача сюрпризов от Лесовичка. | Лесовичок: — Ребята, много нового, интересного вы узнали, посетив осенний лес? — Теперь вы знаете, как живётся лесным жителям в лесу. А зима им страшна? (Дети высказывают тревогу за лесных жителей в зимний период) — Я прослежу, чтобы все зверюшки и растения успели подготовиться к долгой, холодной зиме, будьте за них спокойны. — Вы мне очень понравились, за ваши умелые действия и заботу о лесе я подарю вам лесное угощение — очень вкусные грибы. Только под какой ёлкой я их оставил, не помню. Помогите мне найти их. Дети разыскали корзинку с грибами. Вы заберёте с собой мою корзинку, и вернёте её весной, а я и жители леса будем ждать вас. Спасибо! До свидания! До весны!
| Коммуникация Социализация |
Длительность НОД: 30 минут.
Список литературы:
1. Альт Шуллер «ТРИЗ», С/Пб, Технологический институт, 2000г
2. О.С.Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет», М.,ТЦ,2011г.
3. В.В.Гербова «Занятия по развитию речи дошкольников»,М.,Просвещение, 2006г.