УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
ТЕМА УРОКА: Ю. Ермолаев «Два пирожных»
ТИП УРОКА: урок знакомства с новым произведением
ЦЕЛЬ УРОКА: познакомить учащихся с рассказом Ю.Ермолаева «Два пирожных»; помочь осознать главную мысль произведения; воспитывать положительные качества личности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
прогнозирование содержания произведения;
чтение вслух с постепенным переходом на чтение про себя;
увеличение темпа чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста;
воспринимать на слух художественное произведение;
определение главной мысли;
прогнозирование содержания по заголовку, иллюстрации;
объяснение нравственного смысла рассказа;
понимание и объяснение поступков героев;
умение корректно высказать свою мысль, ответить на вопрос, доказать свою точку зрения;
умение эмоционально отзываться на прочитанное, высказать свою точку зрения и уважать мнение собеседника.
УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКТ, КЛАСС: школа России , 2 класс
ОБОРУДОВАНИЕ, ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ: презентация
ПЛАН УРОКА
Урок знакомства с новым произведением
Организационный момент.
Подготовка к восприятию художественного произведения (повторение, актуализация, коллективное определение или самоопределение деятельности, эмоциональный настрой).
2.1. Беседа об авторе, его произведениях и книгах;
2.2. Словарно-лексическая работа;
2.3 Прогнозирование содержания произведения (по заглавию, по иллюстрациям беседа о прогнозируемой тематике чтения);
Работа над новым произведением (открытие художественного мира нового произведения, его героев, знакомство с новыми художественными приемами).
3.1 Первичный синтез (знакомство с произведением (читает учитель), проверка первичного восприятия)
3.2. Перечитывание произведения (читают дети) и его анализ.
3.3. Вторичный синтез (главная мысль).
Творческая работа по следам прочитанного произведения.
Рефлексивное подведение итогов урока, д/з.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | |
1.Орг. момент
2.Подготовка к восприятию художественного произведения
Работа над новым произведением
Творческая работа по следам прочитанного произведения
Подведение итогов урока
Рефлексивное подведение итогов урока
Домашнее задание
| Учитель приветствует класс. Напоминает что необходимо для урока. Готовы вы к уроку? На вас надеюсь я, друзья! Вы хороший дружный класс, Всё получится у нас!
Беседа об авторе. Рассказ учителя с опорой на презентацию о Ю.Ермолаеве Юрий Иванович Ермолаев (1921 – 1996) русский писатель. Окончил театральное училище в Москве. Но прославился он не как актер, а как детский писатель. Первая книга его рассказов увидела свет в 1960 г. Она называлась «Почему рассердились бумажные полоски». С тех пор книги выходили довольно регулярно. Писателя полюбили дети за его чувство юмора, умение по – доброму посмеяться над своим героем. Юрий Иванович писал не только рассказы, но и сказки (одна из них называется «О двух юнцах – храбрецах и чудо – докторе). Несмотря на забавность его произведений, в них таится много важного и поучительного. Надеюсь, вы в этом сегодня убедитесь.
В тексте есть незнакомые нам слова. Что объяснить смысл этих слов, куда я и вы сможем обратиться? Как вы поступите? Словарно-лексическая работа. Вдогонку-вслед за убегающим, водящим. Пуститься за кем—нибудь вдогонку. Пустить слово вдогонку. Африка — материк или континент, огромные участки суши, со всех сторон окружённые водой. Долина реки Конго – удлинённая впадина реки Конго. Река Конго- название реки. Пальмы деревья южных стран, обычно с прямым ветвистым стволом и с очень крупными вечно — зелёными перистыми и веерообразными листьями. Тропические лианы – древесное, кустарниковое или травянистое вьющееся, лазящее цепкое растение, растущее в жарких странах. Крендельки – витое хлебное изделие, напоминающее по форме восьмёрку.
Прогнозирование содержания произведения. Прочитайте название рассказа и посмотрите на иллюстрацию. Предположите: о чем он? Почему вы так решили? Как вы думаете, девочки сестры или подруги?
Чтение рассказа учителем с.85-86 — Понравились ли вам дети, о которых говорится в рассказе? — Почему Оля съела два пирожных? — Чем не понравилось Оле поведение Наташи?
Перечитывание произведения Чтение “по цепочке”. Напомню, что первый читающий начинает с автора и названия произведения.
Анализ произведения. — О чём попросила мама дочек? — Чем занималась старшая сестра Наташа? Подтвердите свой ответ, словами из текста. — Что делала Оля? — Хотелось ли им мыть посуду? — Кто из сестёр пошёл помогать маме? — Что заметила Наташа у Оли? Найдите этот момент в рассказе и прочитайте его. — Как вы считаете, правильно ли поступила мама и Оля? — Можно ли сказать, что они поступили справедливо? -Определим главную мысль рассказа. Как вы думаете, зачем автор рассказал эту историю?
Чтение рассказа по ролям. — Сколько героев в этом рассказе? -Распределим роли. (за автора хорошо читающий ученик) — Как нужно читать за маму, за Олю, за Наташу?
Учитель делит класс на группы. Задание: придумать театральную миниатюру о том, как важно помогать родителям.
Какой рассказ вы прочитали? Чему он учит? В чем главная мысль?
— Выберите и продолжите любое предложение.
Стр.85-86, читать, подготовить пересказ. Самым любознательным: Найти по карте и записать 5 рек, которые протекают в Африке. | Подготовка к уроку. Приветствие учителя.
Просмотр презентации.
Чтение биографии автора.
Обратиться возможно в словарь, интернет, энциклопедии.
Перед тем, как прочитать, учащиеся предлагают свой вариант определения слов.
Учащиеся отвечают на вопросы. Предполагают о чем пойдёт речь. Возможный ответ: «Девочка, которая сидит на диване читает книгу. Она улыбается, значит ей нравится рассказ, она увлечена. Возможно, читает про другую страну, т.к. рядом с неё пальмы, попугаи. Другая девочка, чем-то огорчена. Возможно она просит помощи». Учащиеся отвечают на вопросы, участвуют в диалогах между собой, доказывают свою точку зрения.
Чтение текста учениками.
Учащиеся высказывают своё мнение.
Отвечают на вопросы, подтверждая свои слова, словами из текста.
Поиск ответов на вопросы в тексте.
Три героя + автор Предложение интонации героев Чтение по ролям
Работа в группах. Выбор понравившейся миниатюры.
Ю.Ермолаев «Два пирожных» Необходимо помогать своим близким, особенно если они в этом нуждаются и просят тебя.
|