Конспект урока на тему
«Знакомство с творчеством Бориса Петровича Екимова. Анализ рассказа «Смертельно»
Тип урока: мастерская формирования нравственных ценностей.
Цели урока:
познакомить учащихся с творчеством писателя;
проанализировать рассказ, используя « приём погружения в текст»;
Воспитывать чувство сострадания и сопереживания к людям, страдающим физически и духовно.
Проблема: как разделить боль другого человека, как ему помочь, что может стать спасением в этой ситуации?
Оборудование: портрет писателя, распечатка текста, запись песни Сергея Трофимова «Пожалей меня, пожалей», магнитофон, эпиграф на доске.
Х О Д У Р О К А
Эпиграф:
Пожалей меня так, как умеют жалеть на Руси,
Как никто не жалел и теперь не жалеет на свете,
И за всё с меня строго с любовью и болью спроси,
Чтобы мог я с любовью и болью ответить!
Владимир Жильцов.
Слово учителя:
Знакомство с биографией писателя.
Екимов Борис Петрович родился в городе Игарка Красноярского края в 1938 году. Первые публикации появились в журналах «Звезда», «Наш современник. Первая книга «Девушка в красном пальто» вышла в издательстве «Современник» в 1974 году. Екимов Борис Петрович – автор более чем 20 книг. Среди них «Ёлка для матери»-1984 год, «Частное расследование» — сборник рассказов и повестей-1985, «Живая душа»-1987 год, «Фетисыч»-1996 год и другие. Он – лауреат премии И.А.Бунина и премии Пене-Москва. Главной темой творчества писателя является тема самоопределения человека в жизни. По убеждению писателя человек начинается с ответственности перед действительностью, с бескорыстной готовности разделить боль другого, утешить, пожалеть страдающего.
2.Работа с текстом.
Рассказ заранее прочитан учащимися. Класс делится на небольшие группы, которые получают следующие задания.
1 группа:
выписать из текста приметы жизни семьи прежде и нынче.
ПРЕЖДЕ — флигель, обычное хозяйство: огород, куры, два поросёнка, Грей (собака),ладное поместье, ромашки, лилии, порядок. Хозяйка работящая, хозяин не лодырь.
НЫНЧЕ — работа, скорый ужин, опустив глаза; по двору разбегутся, во дворе тихо, каждый своё, слёзы.
2 группа.
Выписать из текста слова и словосочетания, при помощи которых передаётся внутреннее состояние героев.
ХОЗЯЙКА — Кадакова Мария-49 лет. Не болела, не жаловалась. Сбивается голос, шёпот, слёзы, плачет украдкой от мужа, с оглядкой.
ХОЗЯИН.
Смолкает, горло вдруг перехватывает, саднит глаза, но не плачет, не положено. Всё далеко, а по-честному-смертельно.
РУХНУЛО ВСЁ, РАЗОМ ЖИЗНЬ ИЗМЕНИВ!
3 группа.
Найти описание разговоров до болезни и во время болезни.
ДО ПОСЛЕ
Про хорошее о болезни
отпуск говорить тошно, а молчать ещё
тошнее
3. Работа со всем классом по вопросам.
Что же произошло?
(Не Мария, а Степан потерял голову, разум потерял! Не жизнь, а сплошное ожидание).
Что почувствовала Мария?
(Надо как-то успокоить, утешить, пожалеть).
Говорят ли герои рассказа о любви? Как?
(Степан: «Я без тебя не могу!».
( «Мне хуже-смертельно»)
Почему они вспоминают молодые годы?
Изменилось ли что-то в их отношениях?
(Душа и сердце так же радуется! Сохранилась любовь! Мария понимает, что оторвать это от сердца и впрямь смертельно, боль непрерывная саднит душу).
4. Написать миниатюру «Оторвать от сердца настоящую любовь СМЕРТЕЛЬНО».
5. Работа с эпиграфом.
6. Обобщение. Любовь и жалость всегда рядом, нам необходимо знать, что кто-то жалеет нас, берет часть боли на себя, помогает преодолеть беды и облегчить страдания. Способность на сострадание, жалость присуща людям с добрым и мягким сердцем. Этот рассказ помогает увидеть, что надо быть человеком, способным на добро и милосердие. Великая сила любви может победить все. Надо воспитать в себе такое чувство, ведь способность по-настоящему любить — это великий дар человеку.
6. Записать в тетрадях стихотворение.
Живу я тревогой и болью двойной
Живу твоим духом, твоим осязанием.
Твоими слезами, твоей тишиной.
Моё бытие — словно два бытия.
Два прошлых мне тяжестью плечи согнули.
И чтобы убить меня — надо две пули.
Две жизни во мне — моя и твоя.
Е.Евтушенко.
В конце урока звучит песня Сергея Трофимова «Пожалей меня, пожалей».