Конспект урока на тему «Знакомство с творчеством Бориса Петровича Екимова. Анализ рассказа «Смертельно»

Конспект урока на тему

«Знакомство с творчеством Бориса Петровича Екимова. Анализ рассказа «Смертельно»

Тип урока: мастерская формирования нравственных ценностей.

Цели урока:

познакомить учащихся с творчеством писателя;

проанализировать рассказ, используя « приём погружения в текст»;

Воспитывать чувство сострадания и сопереживания к людям, страдающим физически и духовно.

Проблема: как разделить боль другого человека, как ему помочь, что может стать спасением в этой ситуации?

Оборудование: портрет писателя, распечатка текста, запись песни Сергея Трофимова «Пожалей меня, пожалей», магнитофон, эпиграф на доске.

Х О Д У Р О К А

Эпиграф:

Пожалей меня так, как умеют жалеть на Руси,

Как никто не жалел и теперь не жалеет на свете,

И за всё с меня строго с любовью и болью спроси,

Чтобы мог я с любовью и болью ответить!

Владимир Жильцов.

Слово учителя:

Знакомство с биографией писателя.

Екимов Борис Петрович родился в городе Игарка Красноярского края в 1938 году. Первые публикации появились в журналах «Звезда», «Наш современник. Первая книга «Девушка в красном пальто» вышла в издательстве «Современник» в 1974 году. Екимов Борис Петрович – автор более чем 20 книг. Среди них «Ёлка для матери»-1984 год, «Частное расследование» — сборник рассказов и повестей-1985, «Живая душа»-1987 год, «Фетисыч»-1996 год и другие. Он – лауреат премии И.А.Бунина и премии Пене-Москва. Главной темой творчества писателя является тема самоопределения человека в жизни. По убеждению писателя человек начинается с ответственности перед действительностью, с бескорыстной готовности разделить боль другого, утешить, пожалеть страдающего.

2.Работа с текстом.

Рассказ заранее прочитан учащимися. Класс делится на небольшие группы, которые получают следующие задания.

1 группа:

выписать из текста приметы жизни семьи прежде и нынче.

ПРЕЖДЕ — флигель, обычное хозяйство: огород, куры, два поросёнка, Грей (собака),ладное поместье, ромашки, лилии, порядок. Хозяйка работящая, хозяин не лодырь.

НЫНЧЕ — работа, скорый ужин, опустив глаза; по двору разбегутся, во дворе тихо, каждый своё, слёзы.

2 группа.

Выписать из текста слова и словосочетания, при помощи которых передаётся внутреннее состояние героев.

ХОЗЯЙКА — Кадакова Мария-49 лет. Не болела, не жаловалась. Сбивается голос, шёпот, слёзы, плачет украдкой от мужа, с оглядкой.

ХОЗЯИН.

Смолкает, горло вдруг перехватывает, саднит глаза, но не плачет, не положено. Всё далеко, а по-честному-смертельно.

РУХНУЛО ВСЁ, РАЗОМ ЖИЗНЬ ИЗМЕНИВ!

3 группа.

Найти описание разговоров до болезни и во время болезни.

Свежие документы:  План-конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: «Александр Сергеевич Пушкин. «Зимнее утро»

ДО ПОСЛЕ

Про хорошее о болезни

отпуск говорить тошно, а молчать ещё

тошнее

3. Работа со всем классом по вопросам.

Что же произошло?

(Не Мария, а Степан потерял голову, разум потерял! Не жизнь, а сплошное ожидание).

Что почувствовала Мария?

(Надо как-то успокоить, утешить, пожалеть).

Говорят ли герои рассказа о любви? Как?

(Степан: «Я без тебя не могу!».

( «Мне хуже-смертельно»)

Почему они вспоминают молодые годы?

Изменилось ли что-то в их отношениях?

(Душа и сердце так же радуется! Сохранилась любовь! Мария понимает, что оторвать это от сердца и впрямь смертельно, боль непрерывная саднит душу).

4. Написать миниатюру «Оторвать от сердца настоящую любовь СМЕРТЕЛЬНО».

5. Работа с эпиграфом.

6. Обобщение. Любовь и жалость всегда рядом, нам необходимо знать, что кто-то жалеет нас, берет часть боли на себя, помогает преодолеть беды и облегчить страдания. Способность на сострадание, жалость присуща людям с добрым и мягким сердцем. Этот рассказ помогает увидеть, что надо быть человеком, способным на добро и милосердие. Великая сила любви может победить все. Надо воспитать в себе такое чувство, ведь способность по-настоящему любить — это великий дар человеку.

6. Записать в тетрадях стихотворение.

Живу я тревогой и болью двойной

Живу твоим духом, твоим осязанием.

Твоими слезами, твоей тишиной.

Моё бытие — словно два бытия.

Два прошлых мне тяжестью плечи согнули.

И чтобы убить меня — надо две пули.

Две жизни во мне — моя и твоя.

Е.Евтушенко.

В конце урока звучит песня Сергея Трофимова «Пожалей меня, пожалей».

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: