Конспект урока на тему «Звук и буква. Особенности обучения чтению дошкольников»

Звук и буква. Особенности обучения чтению дошкольников.



В чём разница между звуками и буквами?



С рождения ребёнок сталкивается со звуками. Он слышит речь окружающих и начинает говорить сам. И лишь в период обучения грамоте дети знакомятся с буквами – учатся читать и писать. Буква – это специальный знак, который обозначает звук на письме.

Звуки мы слышим и произносим, буквы — пишем и читаем.

Иные соотношения невозможны: букву нельзя произнести, пропеть, проговорить, продекламировать, ее невозможно и услышать. Буквы не бывают ни твердыми, ни мягкими, ни глухими, ни звонкими, ни ударными, ни безударными. Все эти характеристики относятся к звукам.

В русском языке 42 звука: 6 гласных и 36 согласных,



Гласные

звуки

Согласные звуки произносятся кратко, без призвука гласных (не [бэ], а [б]).

твердые

мягкие

[а]

[б]

[б]

[о]

[в]

[в]

[у]

[г]

[г]

[и]

[д]

[д]

[э]

[з]

[з]

[ы]

[к]

[к]


[л]

[л]


[м]

[м]


[н]

[н]


[п]

[п]


[р]

[р]


[с]

[с]


[т]

[т]


[ф]

[ф]


[х]

[х]


[ц]

[ч]


[ш]

[щ]


[ж]

[й]








тогда как число букв – 33.

Не совпадает количество основных гласных (10 букв, но 6 звуков), так как не существует звуков Е, Ё, Ю, Я. Это буквы, каждая из которых состоит из двух звуков: я–[йа], е–[йэ], ё–[йо], ю–[йу].

Также отличается количество согласных (21 буква, но 37 звуков), так как одна и та же согласная буква обозначает и твердый, и мягкий звук. Например, буква М может обозначать звуки [м] и [м’]: мыл – [мыл], мил – [м’ил].

Существуют две буквы, которые не обозначают никакого звука — это Ь и Ъ. Они выполняют разделительную функцию. Так же Ь указывает на мягкость предшествующего согласного и выполняет грамматическую функцию. Например, в слове «мышь» Ь не указывает на мягкость предшествующего согласного, а сигнализирует о том, что данное существительное женского рода.

Разница в количественном составе основных звуков и букв определяется особенностями русского письма.

Между фонетическим (звуковым) и графическим (буквенным) обликами слова может быть полное соответствие: том — [том] . Однако в русском языке такое соответствие встречается довольно редко.

Примеры:

  1. Пишем «вода», произносим [вада]. В безударном положении звучание гласных изменяется.

  2. Пишем «пруд», произносим [прут]. Звонкие согласные оглушаются (меняются на глухие) в конце слова.

  3. Пишем «книжка», произносим [книшка]. Звонкие согласные оглушаются (меняются на глухие) перед глухими согласными.

  4. Пишем «просьба», произносим [прозьба]. Глухие согласные озвончаются (меняются на звонкие) перед звонкими согласными, кроме [в], [в’], [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].

  5. Пишем «счастье», произносим [щастье], или «тридцать» — [трицать]. Один звук может обозначаться сочетаниями букв.

Алфавитные названия букв русского языка.

А

[а]

Г [гэ]

Ё [йо]

И

[и]

Л [эль]

О [о]

С

[эс]

Ф

[эф]

Ч

[че]

Ъ

[твердый

знак]

Э

[э]

Б

[бэ]

Д [дэ]

Ж [жэ]

Й [и краткое]

М [эм]

П [пэ]

Т

[тэ]

Х

[ха]

Ш

[ша]

Ы

[ы]

Ю

[йу]

В [вэ]

Е [йэ]

З [зэ]

К

[ка]

Н [эн]

Р [эр]

У

[у]

Ц

[цэ]

Щ

[ща]

Ь

[мягкий

знак]

Я

[йа]



Рекомендации по обучению чтению дошкольников.

1. Приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребенка достаточно развита. Если речь дошкольника изобилует дефектами произношения и аграмматизмами, следует в первую очередь заняться её исправлением с логопедом;



2. Называйте согласную букву, как звук, кратко — [н] (без призвука гласного), а не алфавитным названием [эн]. Так как ребёнок может в дальнейшем столкнуться с проблемой соединения букв в слоги, и читать, например, так: «на» — [эна], «по» — [пэо].

Алфавитные названия букв ребёнок может узнать и попозже, в школе. А обучению чтению в дошкольном возрасте это может серьёзно помешать.



3.Изучение каждой буквы необходимо дополнять специальными упражнениями:

— объясните ребёнку, что, например, в слове «арбуз» первый звук [а]. Этот звук в слове может находиться в начале, в середине, в конце. Например, в слове акула – в начале и в конце;

— при знакомстве с буквой придумывайте слова с соответствующим звуком;

— назовите ряд слов, попросите ребёнка послушать внимательно и выделить (например, хлопком в ладоши) только слово с изучаемым звуком (буквой);

— заучивайте стихи или чистоговорки с изучаемой буквой.

Например, при знакомстве с буквой Г:

Гусь Гога и гусь Гага

Друг без друга ни шага!



— для лучшего запоминания зрительного образа букв просите малыша сложить их из счетных палочек, скрепок, пуговиц, слепить из пластилина. Выучите стихотворение о букве, которое содержит её описание.

Например, при изучении буквы Б:

Буква Б с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком.





Использованные источники информации:

1. portal-slovo.ru , Болычева Е. М. «Основы Фонетики».

2. nashol.com, «Звуки речи и буквы».

3. Жукова Н. С. «Букварь».

4. Косинова Е. «Логопедический букварь».

5.Волина В.В. «Занимательное азбуковедение».







Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса "Устное умножение трехзначного числа на однозначное число"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: