Тип урока: Урок изучения нового материала.
Тема урока: Обращение.
Задачи:
1.Познакомить учащихся с обращением, его особенностями в устной и письменной речи, постановке запятых в предложениях с обращением.
2.Корригировать и развивать мыслительную деятельность, операции анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических связей.
3.Воспитывать уважительное отношение к окружающим, людям пожилого возраста.
Оборудование: компьютер, проектор, карточки с алгоритмом выполнения задания, письмо от ветерана, заготовка памятки, карточки с пожеланиями, карточки для рефлексии, таблицы с вопросами и ответами.
Ход урока:
1. Оргмомент. Психологический настрой на урок.
Запись числа на доске и в тетрадях.
2. Объяснение нового материала.
— Ребята, закройте пожалуйста глаза и внимательно послушайте меня.
— Встань пожалуйста.
— Максим, встань пожалуйста.
— Почему ты сразу не отреагировал на мою просьбу? (Учащиеся устанавливают, что в речи есть слова, называющие того, к кому обращена речь).
— Мальчики, поднимите, пожалуйста правую руку.
— Каким словом я сейчас к вам обратилась? (мальчики)
— Как вы думаете, как называются слова, которыми называют того, к кому обращаются с речью?
— Кто догадался, о чем сегодня пойдет речь на уроке? (о словах, которыми мы обращаемся)
— Итак, тема сегодняшнего урока «Обращение» (прикрепить табличку с темой на доску).
— Ребята, у вас на столах находятся памятки, но они до конца не заполнены. В течении урока мы будем их дополнять. На какие же вопросы мы должны ответить в течении урока? (зачитывают 5 вопросов).
Ответ | |
1. Что такое обращение? |
|
2. Как выделяются обращения в устной речи? |
|
3. Какие знаки препинания ставятся в предложении с обращением? |
|
4. Какое место занимает обращение в предложении? |
|
5. Какова роль обращения в речи? |
|
— Что же такое обращение?
(Слово или группа слов, которыми называют того, к кому обращаются с речью).
(Записывают ответ в памятку).
— Ребята, на ваших карточках предложения. Дополните эти предложения обращениями, обратитесь к кому-либо из класса с этими словами.
. . . . . . . . . . . . . Я желаю тебе получить пятерку за урок.
. . . . . . . . . . . . . .Ты готов к уроку?
. . . . . . . . . . .. . . Не забудь писать в тетради чисто и аккуратно!
. . . . . . . . . .. . . . Я думаю, что мы сегодня неплохо поработаем!
. . . . . . . . . . . . . . Я буду рад, если тебе будет интересно на уроке.
— Как вы произносили слова-обращения?
— Обращение произносится с определённой интонацией, и эта интонация называется звательной (Заполняют 2-ой пункт памятки).
— В устной речи обращение выделяем звательной интонацией. А как это выразить на письме? (Знаками препинания).
— Какие знаки препинания ставятся в предложении с обращением?
— Сравните предложения:
Ребята готовятся к празднику.
Ребята, вы готовитесь к празднику?
— В каком предложении вы видите обращение? Каким знаком препинания выделено обращение? (запятой). (Заполняют 3-ий пункт памятки).
— Как вы думаете, где в предложении может находиться обращение?
— Ребята, в русском языке обращение принято условно обозначать буквой О, а остальное предложение многоточием. (О, . . . . . . . . !)
— Предлагаю провести небольшое исследование.
Алгоритм выполнения задания:
1. Выразительно прочитай предложения, выделяя голосом обращения.
2. Спиши.
3. Подчеркни обращение в каждом предложении.
4.Заполни таблицу.
Схема предложения | В какой части предложения, находится обращение? | Где поставлена запятая? | |||||
В начале | В середине | В конце | Перед обращением | После обращения | Перед обращением и после обращения | ||
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
1)Дедушка, расскажи мне про войну.
2)Помните, ребята, о героических подвигах своих дедов и прадедов!
3)Спасибо за наше мирное детство, дорогие ветераны!
— Проверьте, правильно ли вы выполнили задание. За каждый правильный «+» — 1 балл. (Слайд для проверки).
— Мы провели небольшое исследование. Какой можно сделать вывод? В какой части предложения может находиться обращение? Какие знаки препинания ставятся в предложениях с обращением?
— Где ставятся запятые?
— Сделайте себе пометки в памятках. (Заполняют 4-ый пункт памятки).
— Как вы думаете, для чего в речи нужны обращения? (Привлечь внимание собеседника). Попробуйте обратиться друг к другу без обращения. Получается? (Заполняют 5-ый пункт памятки).
Физкультминутка.
— О чем идет речь в предложениях, с которыми мы сейчас работали?
— Как вы думаете, почему я сегодня упомянула эту тему?
— Сколько лет исполняется в этом году со Дня Великой победы?
— Все меньше остается тех, кто мог рассказать нам о событиях той страшной войны.
— Поднимите руку, чьи деды и прадеды участвовали в ВОв?
— Как мы можем отблагодарить наших дорогих ветеранов?
— Ребята, хочу вас обрадовать – вам пришло письмо от Бурнышева Ивана Демидовича. С вашего разрешения, я вам сейчас его прочту.
(Зачитывается письмо).
Работа в группах.
(Раздать письма, найти обращения в письме.)
Какими словами Иван Демидович обратился к вам, ребята?
— Какие желания у вас возникли после прочтения этого письма? (Поздравить ветерана с праздником).
— Как мы можем обратиться к этому человеку? (Уважаемый, дорогой Иван Демидович, дорогой ветеран).
— Я думаю, что вы обязательно поздравите своего знакомого ветерана, своих бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек с этим великим праздником и обратитесь к ним самыми уважительными словами. Это будет вашим домашним заданием.
— А сейчас я предлагаю вам, ребята, обменяться тетрадями с соседом по парте. Запишите ему в тетрадь комплимент, похвалите его за работу на уроке. Обязательно используйте обращение.
— Обменяйтесь тетрадями. Прочтите запись. Проверьте, все ли поставили знаки препинания при обращении?
— Кто желает прочесть обращение к однокласснику?
Итог.
— Что нового вы узнали на уроке?
— Нашли ли мы ответы на те вопросы, которые планировали?
— А теперь оцените свою деятельность на уроке.
— На доске записаны слова: интересно, легко, трудно,
— Составьте с одним из них предложение с обращением и отправьте телеграмму на мое имя.
Телеграмма
Сегодня на уроке мне было …
На доске записано три слова: интересно, трудно, безразлично)
— Чью телеграмму вы хотите, чтобы я прочитала?
Оценивание работы учащихся.
.