Тема: Е. А. Благинина «Посидим в тишине»,
Э. Э. Мошковская «Я маму мою обидел».
Цели и задачи:
Познавательные:
— познакомить с биографией Е. Благининой, её стихотворением «Посидим в тишине» и с биографией Э. Мошковской, её произведением «Я маму мою обидел»;
— работать над совершенствованием навыков чтения: правильность, беглость, выразительность, активизировать вдумчивое чтение.
Предметные:
— продолжить знакомство учащихся с произведениями о маме;
— формировать у младших школьников ценностную ориентацию, способность формировать нравственные суждения;
— развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворного текста, чтения по ролям и наизусть;
Метапредметные:
— определять и формулировать цель деятельности на уроке;
— учиться высказывать своё предположение на основе работы с текстом;
— развивать воображение, фантазию, творческие способности;
— совершенствовать умения слушать, выдвигать предположения;
— расширять словарный запас детей, способствовать развитию читательского кругозора;
— учиться давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Личностные:
— определять и высказывать правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
— показать важность соблюдения нравственных правил общения в семье, способность создания атмосферы доверия;
— содействовать воспитанию в детях чувства ответственности за свои поступки, умение и желание прощать;
— воспитывать добрые чувства и уважительное отношение к близким людям;
— учить оценивать собственное поведение и поведение других людей.
Планируемые результаты достижения на уроке:
Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать стихотворения выразительно; находить в стихотворении те слова, которые помогают представить героев; объяснять отдельные выражения в лирическом тексте; ставить вопросы к стихотворению;
надо научиться видеть, понимать и ценить красоту человеческих отношений, особенно в семье; уметь давать оценку своим поступкам и поступкам других людей.
Оборудование: компьютер, проектор, мультфильм, портреты Е. Благининой и Э. Мошковской.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Введение в тему урока. Речевая разминка.
— Я предлагаю вам прочитать стихотворение Агнии Барто
Мама поет
Мама по комнатам,
В фартуке белом,
Неторопливо пойдет,
Ходит по комнатам,
Занята делом
И, между делом,
Поет.
Чашки и блюдца
Перемывает,
Мне улыбнуться
Не забывает
И напевает.
Но вот сегодня
Голос знакомый,
Словно совсем и не тот:
Мама по-прежнему
Ходит по дому,
Но по-иному поет.
Голос знакомый,
С особенной силой
Вдруг зазвучал в тишине.
Доброе что-то
В сердце вносил он…
Не разреветься бы мне.
Что вам хочется сказать о стихотворении?
Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.
Начните читать шепотом и постепенно усиливайте голос.
Почему мама в стихотворении Барто поет по-другому? Что вы поняли?
Когда мама грустит?
3. Работа по теме урока.
А вот какое стихотворение, посвященное мамам написала Елена Александровна Благинина, оно называется «Посидим в тишине». (портрет на доске)
Елена Александровна Благинина (1903-1989).
Первые стихи Елены Александровной Благининой напечатали почти 80 лет назад. «Ребята любили и её, и её стихи, потому что она писала стихотворения про ветер, про дождик, про радугу, про берёзки, про яблоки, про сад и огород и, конечно, про самих детей, про их радости и печали».
Она писала стихи, очень весёлые, детские «дразнилки», песенки, сказки, «считалки» ребята, а для чего нам нужны считалки? (они нам нужны в играх, когда мы выбираем водящего), так же Елена Александровна Благинина писала и «скороговорки» а для чего нам нужны скороговорки? (чтобы развивать нашу речь)
— С самого первого дня, с того самого момента, как малыш появился на свет, о нем заботится кто? (мама). Мама всегда рядом, всегда придет на помощь. А вы, ребята, умеете заботиться о маме? Как вы о ней заботитесь?
— Вы дома читали стихотворение «Посидим в тишине».
— Давайте вспомним – как надо правильно читать это стихотворение, каким голосом? (Тихим, спокойным) (Дети читают стихотворение)
— Понравилось ли вам стихотворение? (Да понравилось)
— А чем оно вам понравилось? (Что девочка сидит тихонечко и не мешает маме, заботится о ней, любит свою маму)
— Что хотелось девочке? (вслух читать, мяч катать, песню спеть, похохотать)
— Что девочка сказала лучу? (Я тоже двигаться хочу)
— Ребята, посмотрите на картинку, что на ней нарисовано? (девочка сидит, вокруг нее игрушки, на диване спит мама).
— Девочке трудно сидеть в тишине? ( Да)
— Почему? (Потому что вокруг столько игрушек, ей хочется в них играть)
— Что бы вы сделали на месте девочки?
— Как вы думаете, почему девочка не уходит из комнаты? (смотрит за мамой, что бы ее никто не побеспокоил)
— Представьте, что вы музыканты и должны придумать мелодию к этому стихотворению.
— Какая она будет? ( Плавная, медленная)
4. Физминутка
— А сейчас пришло время отдохнуть
а) На доске записано: “Я маму мою обидел”
– Прочитайте слова, записанные на доске.– Что вы подумал, когда прочитали эти слова?
б) Проблемный вопрос
– Как можно обидеть человека?- Послушайте рассказы:
1)Петя увидел, как его друга Славу толкнул во время игры в “Пятнашки” один мальчик. Слава упал и заплакал. Петя подбежал к нему, помог. Слава ободрал колено, кроме того, ему было очень больно и обидно. – Как вы думаете, почему Славе было обидно?
2)Прибежал Митя в сад, выхватил из рук своей маленькой сестры Тани куклу и побежал по саду. Таня стояла и плакала. Выбежал из дому старший брат Мити Серёжа. Он отнял у Мити куклу и стал играть с ней. Митя побежал жаловаться отцу. Отец всё видел в окно.
– Опишите состояние мальчика.– Так что значит обидеть кого-то?
— Как можно обидеть? (Словом, жестом, взглядом, физически. )
– Случалось ли с вами такое? – Как вы себя чувствовали? – Как вы поступили?
Вывод: От доброго слова у людей становится тепло на сердце, а от злого – остаётся обида, дружба рушится.
а) Знакомство с произведением Э. Мошковской «Я маму мою обидел».(на доске)
— Это стихотворение написала Эмма Мошковская. (портрет)
— Знакомство с биографией Э. Мошковской:
Эмма Эфраимовна Мошковская (1926-1981)
Русская поэтесса. Родилась в Москве. Она окончила музыкальное училище и стала певицей, пробовала сама писать песни для друзей. Вскоре у неё обнаружился писательский дар точно воспроизводить детскую речь, чувствовать детей. Первые её стихи стали появляться на страницах детских Любимый герой поэтессы – малыш, для которого окружающий мир полон приключений и чудес. Он смелый и добрый, чувствующий свою ответственность к окружающему.
б) Просмотр мультфильма.
— А теперь мы с вами заочно отправляемся в кинотеатр на просмотр мультфильма, снятого по стихотворению Эммы Мошковской.
Сначала вспомним правила поведения в кинотеатре, с которыми мы познакомились на уроке окружающего мира…(не шуметь, не разговаривать, отключить телефон, нельзя что-то есть, пить..)
— Садимся поудобнее и посмотрим мультфильм, в котором рассказывают это стихотворение…
– Понравилось ли вам стихотворение?
– Какие чувства у вас оно вызвало? (Жаль мальчика, жаль маму.)
в) Чтение стихотворения учениками.
– Как мальчик и мама относились друг к другу до ссоры? Найдите эти строчки и прочитайте.
– Переживал ли мальчик, что поссорился с мамой?- Кем он себя представлял?
– Почему он видел себя всегда печальным и молчаливым? – Говорится ли в тексте, как малыш обидел маму? – Какой совет вы бы дали мальчику?
— Мама – самый близкий человек, самый родной. Воспитанный человек не обидит ни словом, ни делом. Подойди тихонечко к маме, обними её и скажи ласковые, нежные слов
5. Итог урока. Объяснение домашнего задания. Выставление оценок.
— Понравился ли вам урок? — Что вы узнали на уроке? — За что можете похвалить себя?
– Почему важно в семье любить друг друга? – Как выразить свою любовь к маме?
– Как проявить своё особое внимание, чтобы она почувствовала заботу о ней?
— Сегодня на уроке мы проследили, как можно с помощью стихотворений, с помощью музыки, картин передать чувства, эмоции, любовь к маме.
— Закончим урок стихотворением Виктора Гина. Послушайте его.
Не обижайте матерей.
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.
Перед разлукой у дверей
Нежнее с ними попрощайтесь.
И уходить за поворот
Вы не спешите, не спешите,
И ей, стоящей у ворот,
Как можно дольше помашите.
Вздыхают матери в тиши,
В тиши ночей, в тиши тревожной.
Для них мы вечно малыши,
И с этим спорить невозможно.
Так будьте чуточку добрей,
Опёкой их не раздражайтесь,
Не обижайте матерей.
На матерей не обижайтесь.
Они страдают от разлук,
И нам в дороге беспредельной
Без материнских добрых рук-
Как малышам без колыбельной.
Пишите письма им скорей
И слов высоких не стесняйтесь,
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.
Д/з Выразительное чтение стихотворений; можно выучить наизусть по желанию.