Конспект урока по литературе (8 класс) Тема: «Понятие о сентиментализме. Н. М. Карамзин «Бедная Лиза»

Министерство образования и науки Удмуртской Республики

Управление образования Администрации г. Ижевска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №16»









Тематическая разработка



урока литературы в 8 классе



по теме



«Понятие о сентиментализме. Н. М. Карамзин «Бедная Лиза».











Автор: Ардашева Ольга Николаевна,

учитель русского языка и

литературы





2013

Конспект урока по литературе

(8 класс)

Тема: «Понятие о сентиментализме. Н. М. Карамзин «Бедная Лиза».

Цели:

1. Познакомить учащихся с литературным направлением – сентиментализм, кратко ознакомить учеников с биографией и творчеством Н.М.Карамзина.

2. Способствовать развитию интереса к литературе сентиментализма.

3. Способствовать воспитанию духовно — развитой личности, формированию гуманистического мировоззрения.

Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; презентация Microsoft Power Point.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Приветствие детей. Проверка готовности к уроку.

  2. Запись домашнего задания: с. 197-204 дочитать повесть, с. 206 вопросы № 4,6,7 (устно).

  3. Подготовка к восприятию новой темы (слайд1)

Представьте, что вы оказались во второй половине 18 века.

— Какие ассоциации у вас возникают с этим временем?

4. Изучение новой темы. Основная цель данного этапа – постановка темы урока, знакомство с сентиментализмом.

Учитель: Во 2-ой половине 18 века в России зарождается салонная культура. Салонная культура оказала огромное влияние на развитие практически всех видов искусства того времени здесь заканчивается 1 слайд (слайд 2).

Создавались самые разные салоны: музыкальны, литературные, театральные и т. д. здесь заканчивается 2 слайд (слайд 3).

Любой салон определялся личностью хозяйки, именно от ее интересов зависела направленность салона. Салонная культура удовлетворяла потребности людей в интеллектуальном, культурном общении, давала знания в области искусства, формировала их эстетический вкус и идеалы здесь заканчивается 3 слайд (слайд4).

Возникновение русской салонной культуры, прежде всего, связано с дворянством. Их усадьбы все чаще превращались в храмы искусства. Чрезвычайно высоко ценилось умение правильно говорить. В дворянской среде был принят французский язык. Дворяне между собой общаются на французском, а с прислугой – на русском. С этих времен до нас дошла фраза: «Я ж тебе по-русски сказал». здесь заканчивается 4 слайд (слайд5)

В это время вырабатывается не только этикет салонного общения, и множество дополнительных языков. Например, язык вееров, язык духов, язык цветов, язык мушек. здесь заканчивается 5 слайд (слайд 6)

В моду входят изысканные цвета одежды:

— цвет бедра испуганной нимфы;

— цвет лягушки, упавшей в обморок;

— цвет влюбленный жабы.

Слезливость – еще одно проявление эпохи здесь заканчивается 6 слайд (слайд 7). Мужчин учили блеснуть слезой, чтоб она не катилась. Дамы чувственно рыдали. Но при этом плакать нужно было так, чтоб не краснели глаза и нос и не распухали губы.

Была культура отточенных жестов. Дворянин отличался от простого человека тем, что не мог допустить случайного или неловкого жеста здесь заканчивается 7 слайд (слайд 8).

В такое время зарождается новое литературное направление сентиментализм.

— Как вы думаете, что включает в себя это понятие?

— Что в нем главное?

— Подберите синонимы к слову сентиментальный.

Сентиментализм – это направление в литературе и искусстве во 2-ой половине 18 – начала 19 веков, в котором вместо классицистического культа разума утверждался культ чувств здесь заканчивается 8 слайд (слайд 9).

Сентиментализм от англ. Sentimental – чувствительный, от фр. Sentiment – чувство. Чувство становится главным в этом направлении.

П. А. Вяземский определил сентиментализм как «изящное изображение основного и повседневного». В сентиментализме обращается внимание на простого человека с его богатым внутренним миром, переживаниями.

Автор сочувствует своим героям, его задача вызвать в читателе сопереживание, сострадание, слезы умиления. Сентименталисты считали, что чувствительность, сопереживание делают человека добрее, отзывчивее, удаляют несправедливость, грубость и жестокость. Они стремились представить человеческую личность изнутри, в движениях души, изменениях чувств и настроений. Сентименталисты не делят героев на положительных и отрицательных. Важно, что герой осознает свои недостатки и старается их исправить, страдает от своих дурных поступков.

Одной из характерных черт сентиментализма является изображение человека на лоне природы. Поэтому особую роль играет пейзаж здесь заканчивается 9 слайд (слайд 10).

Работа в группах.

— Как вы думаете, какие жанры литературы развиваются в это время?

Предложения сравниваются, обсуждаются (почему роман, а не рассказ и т.п.) Цель – учить работать в коллективе, выслушивать мнения других, аргументировать.

здесь заканчивается 10 слайд (слайд11)

(Основные жанры: элегия, послание, дневник, роман в стихах, путешествие, повесть.)

— Какая основная тема произведений сентиментализма?

(Основная тема – любовь и связанные с ней чувства).

Одним из ярких представителей русского сентиментализма является Н. М. Карамзин здесь заканчивается 11 слайд (слайд 12).

  1. Биография Карамзина (выступление двух учеников, подготовивших сообщение). Цель – развитие умения слушать, записать тезисы.

Какое произведение нас будет волновать сегодня?

6. Беседа по повести «Бедная Лиза» здесь заканчивается 12 слайд (слайд 13). Цель – проверка д/з, соотнесение с изученным материалом.

Дома вы прочитали отрывок из повести.

— Как вы думаете, можно ли отнести это произведение к классицистическому?

— Кто герои произведения?

— Что вы можете сказать о Лизе? Об Эрасте?

— Сегодня мы говорим о сентиментализме. Что главное в этом направлении?

Ребята приготовили нам инсценировку отрывка. Посмотрим, как им удастся передать чувства героев (цель просмотра)

Сценка (инсценируют отрывок из произведения дети, в это время презентацию свернуть).

Получилось ли у ребят передать эти чувства? Что помогает передать чувства героев?(слова, мимика артистов, в произведении – пейзаж).

Работа с текстом.

При каких обстоятельствах произошла первая встреча героев?

— Мы сказали, что значительную роль играет пейзаж. Найдите в тексте описание природы, прочитайте. Какова роль пейзажа?

6. Итог урока (тест – слайд14).

— С каким литературным направлением мы познакомились? (сентиментализм)

— Что становится главным в этом направлении? (чувства)

— Кто является основоположником данного направления? (Н.Карамзин)

Взаимопроверка.

7. Благодарю детей за урок (слайд 15).





Свежие документы:  Контрольная работа по литературе по разделу III «Следы во времени…»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: