Конспект урока по Литературе «А.Блок. Поэма «Соловьиный сад» 11 класс


Разработка урока литературы в 11 классе на тему

«А.Блок. Поэма «Соловьиный сад».

Автор разработки: учитель

русского языка и литературы

МБОУ «Савалеевская СОШ»

Забурдаева Лариса Борисовна,

Республика Татарстан,

Заинский район,с.Савалеево.


Тема: А.Блок. Поэма «Соловьиный сад».

Цель: а) продолжить знакомство с творчеством А.А.Блока; способствовать

раскрытию художественных особенностей поэмы, идеи и проблем;

б) помочь развитию умению анализировать лирическое произведение,

продолжать развивать интерес к поэзии, к творчеству А.Блока;

в) способствовать формированию эстетического вкуса, помочь

воспитывать силу воли и уважительное отношение к родителям.

Оборудование: сборники стихов А.Блока.

Словарная работа: символизм, контраст, символы.

План урока:

1. Вступительное слово учителя.

2. Постановка темы и цели урока.

3. Кратко об истории создания поэмы.

4. Проблемные вопросы и ответы.

5.Анализ 1ч. Рисунок тропинки. Рисунок сада.

6.Проблемная ситуация.

7.Таблица.

8.Физминутка.

9.Анализ 3ч.

10. Анализ 4-5ч. Дополнения в таблице.

11.Вывод. Возврат к целям урока.

Ход:

I.Организационный момент.

Продолжая изучение творчества А.Блока, проанализируем сегодня поэму «Соловьиный сад» (показываю на доску), которую вы должны были прочитать дома. В рамках подготовки к ЕГЭ по русскому языку мы на уроке литературы продолжим учиться находить идею художественного произведения, а через идею раскроем нравственные и философские проблемы, которые ставит поэт в поэме. А также найдем художественно-выразительные средства.(зад.В8)

II. Формирование новых знаний.

Поэма «Соловьиный сад» создана А.Блоком в самый разгар Первой мировой войны и закончена накануне 1917 года. Это переломный период в жизни А.Блока. Что же он хочет сказать своей поэмой?

Итак, «Соловьиный сад»(показываю на доску). Какие бывают сады? (вишневый, яблоневый) Так почему же …соловьиный? (ответы) К какому литературному направлению он относился? Блок не был бы символистом, если бы не использовал сад в роли символа. Название поэмы нас обращает 1) к Библии: Эдемский сад, рай земной, откуда Бог изгнал Адама и Еву, и с тех пор люди в тяжких трудах должны добывать хлеб свой насущный; 2) образ сада как символ красоты, недостижимого счастья, искушения предстает в русских народных и восточных сказках. Так как же этот образ показан в поэме Блока?


III. Закрепление.

Давайте проанализируем 1 ч. поэмы. От какого лица ведется повествование?(от 1л.) Он говорит – Я. Кто может говорить от 1лица?(автор) Почему? Это придает произведению характер исповеди. А исповедь какой должна быть? Искренней.

Что мы знаем о лирическом герое? В чем смысл его работы?(он таскает камни) Легкая у него работа? А теперь подумайте и скажите: раз автор повествует от 1 лица, то о какой ещё работе может идти речь? (творческой) Сравните творческий труд с физической. Они оба очень трудны.

Свежие документы:  СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНО - МУЗЫКАЛЬНОГО ВЕЧЕРА «Золотая осень» 6 – 7 классы

Вернемся к нашему герою. Помогите мне. Расскажите мне о дороге, по которой он проходит со своим ослом каждый день.

(рисую рисунок тропинки)

— Путь лирического героя проходит через одну и ту же тропу, рядом с которой раскинут сад, манящий своей красотой. Опишите сад!

(рисую сад)

-А теперь давайте отвлечемся. Я прошу вас представить такую ситуацию. В деревне отключили воду. В столовой не приготовили обед. А у вас 6 уроков. Вы устали, очень хочется есть. И вы голодные идете домой. А там… Ура! Мама печет пирожки. Но звучат: подождем папу, ведь пирожков не много. Бывает и такая ситуация в семье. Вы даете слово, что выдержите ещё чуть-чуть. Но вот проходит время, вы все время проходите мимо кухни, а там такой запах! Вы открываете дверь и заходите в кухню. Ваше действие…(каждый дает свой ответ) Конечно, ваше действие зависит от вашей совести, от силы духа. Вы съели несколько пирожков, подумаешь, мама не будет ругать, ведь вы – её ребенок! Только вот как быть с совестью?

(возвращаюсь к рисунку)

А что же наш лирический герой? Что он чувствует? (его влечет в сад) Почему? Вот тут-то Блок не был бы мастером своего дела, если бы не использовал контраст. Что такое контраст?(противопоставление, антитеза) Что противопоставляется в поэме саду? (ответы) ТРУД. Помогите мне найти эпитеты.


Труд

(реалистичность)

Сад

(сказочность, таинственность)

(слоистые) скалы

(илистое) дно

(железная) дорога


осёл

крик (осла)

(скалистый и знойный) берег


Сад (тенистый и прохладный)



кто-то

песня (в саду) и соловьиная песня

сад(прохладный и тенистый)


— Вы видите, как автор подчеркивает борьбу между реальной жизнью и миром красоты. Как вы перед пирожками, лирический герой тоже не выдержал искушения. А сад здесь у Блока – это испытание, искушение героя, которое встречается в жизни каждого человека.


Физминутка (закрыли глаза, ладонями лицо, проводим ладонями по лицу, откидываем голову назад и делаем круговые движения, возвращаемся мысленно к калитке сада и открываем глаза)

— И вот он оставляет своего друга-осла и …заходит в сад. За дверью остается прежняя жизнь. Скажите он сразу заходит в сад? (нет) Найдите из текста подтверждение этому: 3ч. 4-я строфа.

Наказанье ли ждет, иль награда,

Если я уклонюсь от пути?

-От какого пути? (показываю на рисунок) От этой тропинки? (нет, нравств.путь, который бывает в жизни у каждого человека) Лир.герой – перед выбором: жизнь-борьба или жизнь-отдых. Что он выбирает? Он переступает через порог сада и забывает о своем предназначении.

Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "Л. Н. Толстой. Жизнь и творчество писателя" 7 класс

— О чем говорится в 4-5-х частях? Он нашел в саду то, что хотел найти? (счастье, любовь) Это величайшие чувства и философская проблема. Итак, все в саду хорошо! Он счастлив! И жили они долго и счастливо! (нет) Что же чувствует герой? Докажите! (ч.5. 1-2-я строфы)

Пусть укрыла от дольнего горя

Утонувшая в розах стена,-

Заглушить рокотание моря

Соловьиная песнь не вольна!


И вступившая в пенье тревога

Рокот волн до меня донесла…

Вдруг – виденье: большая дорога

И усталая поступь осла…

— Опять контраст. Найдите их:

горе

рокотание моря


песнь

соловьиная песнь

-Ему здесь хорошо и неуютно, прошлое как виденье напоминает о себе. Он живет как во сне.

-Что мы узнаем из 6 главы? (герой уходит) А легко ли ему уйти? (нет) (6 часть, 1-5 строфы) Слышите, как борются сон и явь (пишу на доске)

явь

сон


-Что ему помогает выйти из райского сада? Крик осла. Какое чувство помогло ему выйти из сада? (чувство долга, верности) Это очень важные чувства и нравственные проблемы.

(чтение учителем или хорошо читающим учеником 7 часть поэмы)

-И что же получает герой в конце поэмы? Ничего. Нет хижины. А что с ней? Его работу выполняет другой. Нет осла. Осел – очень важный символ в поэме. Именно поэтому он присутствует во всех частях поэмы(кроме 4). В той же Библии осел одним из первых среди животных признал Христа. Ослица Валаама помогла ему увидеть и уверовать. И здесь тоже осел помогает вернуться на правильный путь – путь труженика. Правда, возвращаясь, герой не находит осла, но это и является наказанием за отступничество, за отказ от прежних идеалов, от предназначенного свыше пути. Это и есть идея поэмы – жизнь жестоко мстит за измену ей — мстит отчаянием, душевной опустошенностью, утратой своего места в мире.


Вывод. Какие важнейшие нравственные и философские проблемы мы здесь увидели?

долга и верности долгу;

любви и права на счастье;

назначения искусства и своего места в нём.

— Так что же хочет сказать своей поэмой Блок? (А.Блок считает, что нельзя изменять жизни, какой бы она ни была тяжелой, ради маленького, отдельного счастья).Это вы увидите и в поэме «Двенадцать». Это будет домашнее задание.


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: