Конспект урока по Литературе «А. Грин. Алые паруса моей мечты и надежды»

Урок-открытие.

Тема: А. Грин. Алые паруса моей мечты и надежды

Цели:

  • Познакомить обучающихся с биографией А. Грина, помочь понять замысел писателя; уловить, в чём своеобразие гриновского творения, поверить в мечту, способствовать осмыслению того, что человек в порыве к счастью способен своими руками творить чудеса; показать душевную чистоту главных героев. Найти черты романтизма в феерии.

  • Развивать устную и письменную речь обучающихся, логическое и образное мышление.

  • Воспитывать чувства любви, уважения к личности А. Грина, его произведениям, осмысленному отношению к жизни; учить видеть прекрасное в жизни, пытаться делать чудеса своими руками.

Ход урока:


1. Организация класса.


2. Новый материал.

Справка о Грине. Константин Паустовский так пишет о Грине: «Во времена моей юности я увидел обложку книги со странной фамилией автора — Грин, и естественно подумал, что Грин — иностранец. Я читал, стоя в тени цветущего киевского каштана, читал, не отрываясь, пока не прочел до конца эту причудливую, как сон, необыкновенную книгу. Внезапно я ощутил тоску по блеску ветра, по солоноватому запаху морской воды, по Лиссу, по его жарким переулкам, опаляющим глазам женщин, шершавому желтому камню с остатками белых ракушек, розовому дыму облаков, стремительно взлетающему в синеву небосвода.

Нет. Это была, пожалуй, не тоска, а страстное желание увидеть все это воочию и беззаботно погрузиться в вольную приморскую жизнь.

Так я познакомился с Грином и узнал, что Грин — русский и что зовут его Александр Степанович Гриневский. Удивился я и когда узнал биографию Грина, узнал его неслыханно тяжелую жизнь, отщепенца и неприкаянного бродяги. Он писал о себе, что «всегда видел облачный пейзаж над дрянью и мусором невысоких построек. «Он с полным правом мог бы сказать о себе словами французского писателя Жюля Ренара: «Моя Родина — там, где проплывают самые прекрасные облака»


— Выступления детей с докладами.

Александр Грин создал образ Любви, Красоты и Человечности, романтик, фантаст, тонкий пейзажист и превосходный психолог.

—         В чём сущность Грина? (Верил в человека и считал, что все прекрасное не земле зависит от воли сильных, чистых сердцем людей).

В Феодосии есть музей Грина, в 40-а км — стариннее кладбище, где на одной из могил режет глаз бригантина с алыми парусами — дань вечной любви Грина к морю. Пронзенный мечтой о море и любовью к нему, писатель никогда с ним не расставался.


Стихотворение А. Дементьева «Старый Крым «.


Мы приехали не вовремя: домик Грина на замке…

—     К какому жанру относится произведение «Алые паруса»?

— Что такое «феерия»? (яркое красочное представление с элементами сказки)

—     1921 год. Россия. Разруха, голод, «свинцовые мерзости жизни» (М. Горький). И вдруг — «Алые паруса «; на то время — это была сенсация. Действительно ли это сказка? Где происходит действие?


Песня Ю. Антонова «Море»


Стихотворение Н. Рубцова «Утро на море»

Как хорошо! Ты посмотри! В ущелье белый пар клубиться…

— В каких условиях живут герои? Зачитать о тяжелом труде рыбака.


Стихотворение Н.Рубцова

Нарастали волны громовые…


Вопросы к классу:

—     Как росла Ассоль?

—     В каком мире живет Ассоль?

—     Сквозь что пронесла свою мечту?

—  Какая главная мысль, идея повести-сказки? (Вера в мечту, воплощение мечты в действительность. Главная истина: нужно очень захотеть, очень верить, делать все, чтобы достичь цели.)

—     Кто такой Артур Грей?

—     Как он рос и в каком мире живёт?

Что делает Грей, когда узнаёт секрет Ассоль? (Делает вывод: надо творить чудеса своими руками. И сам это доказывает)


Песня Ю.Антонова «Поверь в мечту»


—    Что такое чудо? (То, чего не ждёшь, сюрприз, что является неожиданностью)

—   Зачитываются цитаты из сочинений «Что такое чудо?» (из д/з).

Чудо Грей делает для Ассоль с удовольствием. Самое главное: чудо — это нормальное проявление человека, это добро, в этом великий гуманизм Грина, добро должно побеждать — это закономерность жизни, так должно быть!


Грин хочет переделать людей, чтобы они стали чистыми, человечными и по-другому относились друг к другу. Что такое счастье? Его суть? (Сделать счастливым другого — в этом суть счастья)


Стихотворение Э. Асадова «Что такое счастье»

Что же такое счастье? 

Одни говорят: «Это страсти… 


Песня В. Кузьмина «Пристань твоей надежды «


4. Итог урока: какое открытие каждый сделал для себя? (записать в тетради) 


Мои открытия:

1. Нужно дорожить счастьем;

2.   Нужно верить в чудеса;

3.   Твори чудо своими руками; и т. д.

3 Домашнее задание: Написать сочинение на одну изтем:

1). Подаренное мне чудо,

2). Буду творить чудеса своими руками,

3). Мои алые паруса мечты и надежды.


Урок хотелось бы закончить стихотворением Э. Асадова «Дорожите счастьем»

Дорожите счастьем, дорожите!

Замечайте, радуйтесь, берите…



Свежие документы:  Конспект урока на тему "Страницы жизни и творчества Н.И. Подлесовой"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: