Тема: А.С.Грибоедов. (Урок-портрет).
Цель:
дать представление о личности Грибоедова и его трагической судьбе.
Задачи: пробудить интерес к личности Грибоедова и желание самостоятельно изучать его творчество;
развить умение выстраивать биографию жизни и творчества писателя.
Оборудование:
интерактивная доска, музыка, воспоминания современников А.С.Грибоедова, письма о Грибоедове.
Эпиграф: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской…»
Тест по пройденной теме.
1.Указать периоды древнерусской литературы.
2.Назвать жанры древнерусской литературы.
3.Какое направление называется классицизмом?
Назвать представителей классицизма в России.
4.Что вы знаете о теории трех «штилей»?
5.Какое направление называется сентиментализмом?
Назвать представителей в России.
Сегодня на уроке работают:
1.биографы-
2.литературные критики-
3.историографы-
4.артисты-
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Учитель. Во время своего очередного пребывания на Кавказе (июнь 1829 г.) А. С. Пушкин на границе Грузии с Арменией встретил арбу, запряженную двумя волами. Несколько грузин сопровождали ее. «Откуда вы?»,- спросил поэт. – «Из Тегерана». – «Что везете?» — «Грибоеда». Это было тело одного из самых замечательных людей начала Х1Х века – А. С. Грибоедова. Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с его личностью и трагической судьбой, проследить историю создания комедии «Горе от ума», побывать в театре Грибоедова, поразмышлять над «загадкой» Грибоедова. Эпиграфом к уроку стали слова жены Грибоедова, грузинки Нины Чавчавадзе: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской…»
(Учащиеся записывают тему урока, эпиграф.)
В ходе урока попробуем доказать правоту ее слов.
Пока личность Грибоедова для нас загадка. В ходе подготовки к уроку класс был разбит на группы: биографы подбирали материал о биографии писателя, литературные критики отыскивали высказывания современников Грибоедова о его личности, о его внешности, об оценке ими комедии «Горе от ума», историографы проследили историю создания комедии, артисты подготовили стихи.
Именем Грибоедова открывается одна из самых блистательных стр. в истории русской литературы. Гениальный поэт и глубокий мыслитель Грибоедов оставил неизгладимый след в развитии нашей культуры. Судьба Г. трагична, прекрасна, таинственна. Так, например, достоверно неизвестно, в каком году он родился. Да и погиб при загадочных обстоятельствах. Кто же он был? Драматург? Военный? Публицист? Дипломат? Музыкант? А может, все вместе?
Сейчас я предоставлю слово биографам. А вы запишите вопрос, на который должны будете ответить в конце урока:
«Что поразило меня в личности и судьбе Грибоедова?» (слайд).
Слово биографам (Орлов С) отрывок из романа Ю.Тынянова «Кюхля».
Домашнее воспитание, Московский университет Благородный пансион.
Вальс.
Обратимся к портрету художника Крамского и гравюре Ник. Ив. Уткина. Вглядитесь в портреты, чтобы потом лучше понять его (Грибоедова).
«Грибоедов — образованнейший, разносторонне талантливый и благородный человек» (слайд).
.
О широких интересах Грибоедова можно судить по его письмам, дневникам. Его интересовало все. С его помощью было открыто несколько училищ, начато издание газеты «Тифлисские ведомости». Он написал записку о лучших способах построить Тифлис, которая проникнута уважением к традициям грузинского народа. Грибоедов мечтал об экономическом развитии Закавказья. Будучи страстным любителем музыки, он интересовался народными песнями. Мелодию одной из грузинских песен он передал Глинке. Слова же этой мелодии сочинил Пушкин. Так был создан романс «Не пой, красавица при мне». (Исполняется романс).
Грибоедов — человек поистине выдающийся: обладая исключительными способностями, трудолюбием, широкими познаниями был и поэтом, и музыкантом,
и знатоком в области истории, философии, правоведения, лингвистом.
(Слово литературным критикам о личных качествах Грибоедова).
Какие общества имел в виду Бестужев, называя их «лучшими»? Очевидно, это общества передовых дворян, образованных, передовых людей.
Опять даем слово биографам и литературным критикам.
«Грибоедов и декабристы» (Слайд).
(слайд «История создания комедии « Горе от ума»).
Грибоедову А.С. были близки В.Кюхельбекер, Бестужев, он общался с Пушкиным, Рылеевым, Вяземским.
Главным делом жизни Грибоедова, выполнением его гражданского, нравственного долга была комедия «Горе от ума». (Слово историографам).
(слайд «Выдающийся дипломат, «человек государственный»).
Какие качества проявил. Грибоедов как дипломат? Отзыв Муравьева-Карского: «Покойный Грибоедов был человек бесстрашный, очень смелый, честный, прямой и в высшей степени преданный своему отечеству и государству. Никакими подкупами, никакой лестью нельзя было отклонить его от прямого пути и заставить пользоваться чьими-либо одолжениями. Он, как герой, защищал права и интересы русско-подданных и находившихся под покровительством России.
В начале урока вы получили задание: «Что поразило вас в личности и судьбе Грибоедова?»
Обратимся снова к эпиграфу.
Н.А.Чавчавадзе — Грибоедова на памятнике, поставленном ею на могиле мужа в Тифлисе, написала:
«Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но зачем пережила тебя любовь моя?»
А.И.Герцен писал о судьбе русских писателей: «Ужасная, черная судьба выпадает у нас на долю всякого, кто осмелиться поднять голову выше уровня, начертанного императорским скипетром…»
Рылеев – повешен Николаем 1.
Пушкин – погиб на дуэли.
Лермонтов – на дуэли.
Грибоедов – зарезан в Тегеране.
Стихи А. С. Грибоедова прочитают наши артисты.
Домашнее задание:
читать комедию «Горе от ума» 1 действие;
письменно ответить на вопрос: « Что поразило вас в личности и судьбе А.С. Грибоедова?».