Название – А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи
богатырях». Противопоставление добрых и злых сил в сказке.
(Соответствует теме календарно-тематического планирования по программе
В. Я. Коровиной 2012г)
литература
5-ые
Кирилина Наталья Ивановна, учитель
МБОУ «СОШ № 59»
Россия
Алтайский край
Город Барнаул
P.S. видео надо скачать самим, так как файл объёмный- не пересылается,
но скачать его не представляет труда, это очень
распространённый мультипликационный фильм
(ссылка на видео в списке литературы)
Презентационный материал необходим для пояснения некоторых
моментов урока
Рисунок из Интернета
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «СОШ № 59» города Барнаула
Рисунок из Интернета
Урок литературы в 5-ом классе
Тема урока:
А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Противопоставление добрых и злых сил в сказке.
Тип урока: Изучение нового материала
Методические приемы: беседа, анализ эпизодов, выразительное чтение сказки.
Оборудование урока: текст “Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”, иллюстрации к сказке, слайды, портрет А.С.Пушкина.
Межпредметные сзвязи: музыка, изобразительное искусство, русский язык,
мировая художественная культура
Цели урока:
—раскрыть нравственный смысл сказки А.С. Пушкина (ответить на вопрос, чему учит нас сказка?) рассмотреть категории добра и зла на примере героев данной сказки;
-продолжить обучение элементам анализа художественного текста, умению пересказывать, формулировать вопросы по тексту, сравнивать, обобщать;
— способствовать формированию прочной нравственной позиции, положительного отношения к доброте и состраданию, умению отличать истинную красоту от мнимой.
Формируемые универсальные учебные действия:
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ | КОММУНИКАТИВНЫЕ | |
1. Изучение сказки в контексте сокровищницы МХК. | 1. Смысловое чтение | 1. Умение формулировать собственное мнение и позицию |
2. Воспитание у учащихся чувства уважения к культурному наследию | 2. Умение передавать содержание текста | 2. Планирование (составление плана и последовательности действий),
|
3. Оценивание содержания сказки и поступков сказочных героев на основе сформированных личностных ценностей. | 3. Структурирование знаний, выделение информации; построение логической цепи ответа, умение составлять план высказывания | 3. Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи
|
| 4. Анализ текста на основе сравнения | 4. Создавать собственный текст, опираясь на мировые образцы
|
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; |
умение определять способы действий в рамках предложенных условий корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; |
— умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, строить логичное рассуждение и делать выводы; |
владение устной и письменной речью, монологической речью; |
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с заданной речевой ситуацией для выражения своих мыслей; |
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; |
формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной деятельности; |
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия литературной сказки. |
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; |
формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; |
Используемые источники:
1. А. С. Пушкин. Сборник сказок
4. А. В. Ильясова https://festival.1september.ru/articles/607044/
5. Р. В. Руденко https://festival.1september.ru/articles/501339/
7. kazka.o.m.carevne.i.7.bogatirey.mp4 (видео-файл)
Этапы урока | Деятельность ученика | Деятельность учителя |
I этап Целеполагание 3 мин | Здороваются, присаживаются
Отвечают: положительные и отрицательные герои сказки, добрые и злые) отвечают: мы будем говорить о добрых и злых героях, о царевне и мачехе, сравнивать их)
| Экспозиция: Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. (Раздаётся стук в дверь), кто это к нам, ребята, идёт в гости на урок? А в гости к нам пришла сказка! Зачинается рассказ От Ивановых проказ, И от сивка и от бурка, И от вещего каурка. Козы на море ушли; Горы лесом поросли; Конь с златой узды срывался, Прямо к солнцу поднимался; 1 слайд (затем идёт презентация 1 Лес стоячий под ногой, сказка, я сама переключаю) Сбоку облак громовой; Ходит облак и сверкает, Гром по небу рассыпает. Это присказка: пожди, Сказка ждет нас впереди. -Ребята, Вы, как внимательные зрители, конечно же, заметили, какие герои оказались на слайдах вместе?
-Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем занятии?
-Правильно, молодцы. Вот вы и сформулировали цель нашей работы – раскрыть значение терминов “добро” и “зло” на примере сказки. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.
Обратите внимание на эпиграф к уроку: Зло мгновенно в этом мире Неизбывна доброта,– сказал грузинский поэт Шота Руставели, Как вы думаете, так ли это? Сразу тяжело ответить на этот вопрос. Предлагаю проверить, анализируя сказку А. С. Пушкина
|
II этап Проверка ДЗ (работа с тетрадью) 3 мин | Открывают тетради и записывают число и тему урока (1 мин)
Обучающиеся зачитывают определения терминов из толкового словаря.
Читают определения из словаря В. И. Даля
Все эти определения похожи: добро – это правильно, хорошо и полезно зло – вредно, плохо | Откройте тетрадочки, запишите число и тему урока + эпиграф (переключаю на 2-ую презентацию)
Нам всем хорошо знакомо выражение “В сказках всегда Зло побеждает Добро ” Что же это такое – Добро и Зло? Вам необходимо было найти в толковом словаре значение этих слов и записать в тетради.
-Хорошо, ребята, молодцы. Я тоже поработала со словарями и приготовила толкование данных терминов. (На экране при помощи проектора выводятся заранее подготовленные толкования терминов) Вот какие определения даёт знаменитый толковый словарь В. И. Даля
Не спрашиваю, сами отвечают
|
III этап ОТДЫХ для глаз 1 мин |
| Физминутка: (для глаз) Сядьте поудобнее (быстро поморгать и закрыть глаза – посидеть спокойно, считая до пяти – повторить 3 р) |
IV этап Работа с героями и текстом (12 мин) |
Перечисляют героев сказки и приходят к выводу, что в сказке больше положительных героев, предполагают, что образ Чернавки невозможно отнести ни к положительным, ни к отрицательным
Добрых!
— По его поступкам! Если человек совершает добрые поступки, от которых другим хорошо, то этот человек добрый, хороший. А если поступки человека причиняют другим боль, страдания, то этот человек злой, недобрый. — Царевна и Царица
Учащиеся представляют словесные портреты Царевны и Царицы, зачитывают из текста определения). |
Ребята, а как же А. С. Пушкин представляет силы добра и зла и борьбу между ними -На прошлом уроке мы с вами сделали вывод, что «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» близка к народным (фольклорным). Значит, как и в фольклорных сказках, в сказке Пушкина мы можем выделить положительных и отрицательных героев. Заполните таблицу, распределив по колонкам + и – героев, работая, можете советоваться в парах (распечатанная) слайд — таблица героев (дети называют, таблица открывается)
— Каких сил больше?
— Скажите, ребята, а как мы можем определить, злой человек или добрый?
-Какие герои в сказке, по-вашему, самые яркие, самые запоминающиеся?
Для того чтобы представить образы Царицы-мачехи и Царевны, мы посмотрим выступления ребят, приготовивших мини-проекты «Словесный портрет Царевны и Царицы». А все остальные не просто слушают, а попутно заполняют таблицу, которую приготовили заранее. |
V этап Отдых Физминутка для мышц (1 мин) | Выступают учащиеся | -Ребята, пора снять напряжение с мышц плечевого пояса. -Все встаньте. -Давайте проверим, знаете ли вы других героев произведений А.С.Пушкина. Будьте внимательны! Я назову персонажей различных произведений — и если эти герои – из сказок Пушкина, то вы поднимаете руки. Если герои не относятся к произведениям Пушкина – присесть на корточки. Золотой петушок, Царевна-лягушка, Шамаханская девица, Чебурашка, Кот учёный, Руслан, Черномор, Иван-царевич, Балда, Ткачиха с Поварихой, гномы, Царевна Лебедь, Золотая рыбка,
|
VI этап Работа с текстом (15 мин)
Вопросы детей | -Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем, значит душа у нее черная. -А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают.
— Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, и волшебное зеркало сообщает, что падчерица “милее и белее”, чем она.
-Ненависть, зависть
— Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить
Слушают, потом работают с таблицей на слайде
Её не устраивает, что она не самая красивая.(зачитывают отрывок, когда царица снова заговорила с Зеркалом) (стр 100)
-Почему царевна решила, что в тереме “люди добрые живут”? — Есть иконы, в горнице чисто, светло.
-Что сделала героиня в доме? Как это характеризует героиню? — Зажгла свечу, затопила печь. Она не только красивая, скромная, но и трудолюбивая.
-Нет, она всегда сидит без дела, только в зеркало смотрится, любуется своей красотой.
-Она наряжается черницей и дарит царевне наливное яблочко отравленное — Пёс Соколко —с. 102 читаем
-Нет! Царевич Елисей, обратившись к помощи Солнца, месяца, ветра спасает свою невесту. (сюжет)22.40 или с.105
Злая мачеха, вскочив, Об пол зеркальце разбив, В двери прямо побежала И царевну повстречала Тут ее тоска взяла, И царица умерла”
Отвечают по-разному ,есть и те, кому жалко Царицу | -Ребята, посмотрите на составленную вами таблицу сравнения героинь: и царица, и царевна – внешне красивы. Но про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой?
-Ребята, почему царица решила погубить царевну?
— Давайте найдём этот эпизод в тексте и прочитаем по ролям (стр 95)
— Какие чувства испытывает царица к царевне?
-А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес?
Успеем/не успеем
Посмотрим этот эпизод и заметим, какие жесты характерны для героинь и какая музыка сопровождает их (3.30)
-Ребят, почему так, чего не хватает царице, что она злится?
Итак, царевна не погибла, а оказалась в тереме у богатырей. Найдите эпизод в тексте, соответствующий иллюстрациям на слайде.( с. 97) (вопросы по этому эпизоду придумывают сами ребята)слайд «Царевна в тереме у богатырей»
-Правильно, ребята. Пушкин рисует образ Царевны в духе народно-сказочной традиции, когда в первую очередь ценится скромность, душевная щедрость, хозяйственность.
-Можем ли мы про царицу сказать, что она трудолюбивая?
—Что предпринимает царица, чтобы в очередной раз избавиться от соперницы?
-Кто мешает царевне общаться с незнакомкой? -Удалось ли псу предотвратить зло? с. 102 читаем
-Получается, ребята, что Зло победило. Царица торжествует, устранив соперницу. Так ли это? Представьте, ребята, что сказка на этом закончится? Может такое быть?
-В сказках у добра всегда много помощников, а зло – одиноко. -В “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях” мы видим, что даже явления природы помогают Елисею найти невесту.
—Что же происходит со злой царицей-мачехой? -Найдите строки, в которых говорится о победе добра над злом. (С 109)
Ребят, а кому-нибудь царицу жалко? (её злость и съела изнутри) . -Пять раз в сказке царица названа злой. И она, действительно, причиняет зло тем, кто рядом с ней. Но справедливость восстановлена. Добро торжествует.
|
VII этап Итоги (4 мин) |
-Нельзя быть злыми, эгоистичными, жестокими.
-Золотая рыбка
Открывают дневники и записывают ДЗ |
-Ребята, все мы помним слова из сказки Пушкина “Сказка о золотом петушке”: Сказка – ложь, да в ней намёк! -Какой урок мы извлекли из “Сказки о мёртвой царевне”? Какими нельзя быть?
-А это героиня какой сказки А. С. Пушкина? (показываю золотую рыбку)
-Я вам дарю каждому эту исполнительницу добрых желаний, и пусть жизнь не похожа на сказку, но я верю, что если вы на ней напишите добрые пожелания вашим близким, то они обязательно сбудутся в скором будущем! (Оценки детям)
|
В помощь учителю | |
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа | На данном уроке абсолютно оправдано использование мультимедиа – учащиеся с помощью музыки, сопровождающей красочные иллюстрации, входят в таинственный и загадочный мир сказки. |
Советы по логическому переходу от данного урока к последующим | На следующем уроке ребята окунутся в художественный мир сказки, и ,конечно, образы, созданные на предыдущем уроке, помогут учащимся чётко ориентироваться в художественном разнообразии авторской сказки. |
Другое
| Знаете, малыши, с удовольствием смотрят сказку и с искренним чувством реагируют на положительных и отрицательных героев! |
P.S. Значки: обозначают странички в тексте для удобства
нахождения нужного отрывка на уроке
Кирилина. Открытый урок по литературе. Страница 6