5 класс
Урок № 16.
Тема. А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Цель:
выявить народную основу сказки А.С.Пушкина, смысл противопоставления злой царицы и царевны, красоты внешней и внутренней, роли художественно-изобразительных средств в сказке;
развивать навыки выразительного чтения, лексической работы, работы с иллюстрациями;
воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.
Оборудование: мультимедийная презентация.
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Выразительное чтение наизусть стихотворения А.С.Пушкина «Няне».
2.Беседа по первичному восприятию «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина.
— Какое настроение вызвала у вас сказка А.С.Пушкина?
— Кто из героев понравился вам особенно? Кто из них вызвал другие чувства? Какие именно?
— Составьте цитатный план.
«Царь с царицею простился..»
«Царь женился на другой..»
«Но царевна молодая тихомолком расцветая..»
«А царевна все ж милее..»
«Вот Чернавка в лес пошла..»
«Будь нам милая сестрица»
«Царица злая…положила иль не жить, иль царевну погубить»
«..Нищая черница ходит по двору с клюкой..»
«В руки яблочко взяла»
«..Вот они во гроб хрустальный труп царевны молодой положили..»
«За невестою своей Королевич Елисей между тем по свету скачет»
«Гроб разбился. Дева вдруг ожила»
«Свадьбу тотчас учинили»
III. Изучение нового материала.
1.Сообщение темы урока, постановка целей и задач.
2.Анализ содержания сказки.
2.1. Слово учителя об истории создания сказки.
В статье «Возражение на статью «Атенея» А.С.Пушкин призывал: «Читайте простонародные сказки, молодые писатели, чтобы видеть свойства русского языка».
Сказки в русском народном духе Пушкин писал на протяжении всей своей жизни, с 1814 по 1834 г. Пушкин старался понять интересы народа, мечты, идеалы, нашедшие отражение в УНТ. Он записывал песни и народные обряды, просил няню снова и снова сказывать сказки, знакомые ему с детства. Пушкин не ограничивался задачей пассивного изучения народной поэзии: он стремился проникнуть в неё, творчески овладеть её содержанием и формой. И это ему удалось настолько, что некоторые его произведения в народном духе (например, «Песни о Стеньке Разине») принимали за подлинно народные.
Со слов Арины Родионовны А.С.Пушкин сделал следующую запись: «Царевна заблудилась в лесу. Находит дом пустой – убирает его. Двенадцать братьев приезжают. «Ах, — говорят, — тут был кто-то – али мужчина, али женщина; коли мужчина, будь нам отец родной али брат названый; коли женщина, будь нам мать или сестра»… Сии братья враждуют с другими двенадцатью богатырями; уезжая, они оставляют сестре платок, сапоги и шапку. «Если кровию нальются, то не жди нас». – Первый раз – 12 дней, второй – 24, третий – 31. Противники приезжают и пируют. Она подносит им сонных капель. Мачеха приходит в лес под видом нищенки – собаки ходят на цепях и не подпускают её. Она дарит царевне рубашку, которую та, надев, умирает. Братья хоронят её в гробнице, натянутой золотыми цепями к двум соснам. Царевич влюбляется в её труп и проч.»
Эта запись стала основой «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях», созданной осенью 1833 г.
2.2. В сказке А.С.Пушкина встречаются слова, которые были широко распространены в народной речи первой половины XIX в. Объясните значение слов и выражений: приданое, терем, кручиниться, трезвонить, подворье, лежанка, клюка, рогатка, всем взяла.
2.3. Выразительное чтение отрывка из сказки от слов «Царь с царицею простился…» до слов «И к обедне умерла».
— Назовите слова и выражения, свойственные народной речи. (Снарядился, в путь-дорогу, ждёт-пождёт, глядючи, милого, валится, белёшенька, издалече, тяжелёшенько).
Данному отрывку свойственна особая интонация. Создаётся впечатление, что рассказ ведёт старая няня.
– Как в описании проводов царя и ожидания его царицей подчёркивается грустное настроение царицы? (Ожидание царицы томительно: она «ждёт-пождёт», «Очи разболелись глядючи». Зимний пейзаж подчёркивает грустное настроение героини.)
— Какие слова передают отношение автора к героине? (Ласково звучащие слова «Тяжелёшенько вздохнула, восхищенья не снесла» проникнуты искренней симпатией к кроткой и милой царице).
2.4. Выразительное чтение отрывка от слов «Правду молвить, молодица…» до слов «Гордо в зеркальце глядясь».
— Какие слова передают отношение автора к другой царице? (Горда, ломлива, своенравна, ревнива).
— Объясните лексическое значение слова «ломлива»? (Капризная, кривляющаяся).
— Что хотела услышать царица, обращаясь к зеркалу? Почему? («Ты, царица, всех милее…» Царица тщеславна, она считает себя самой красивой и постоянно хочет слышать подтверждение этому. Однако при всей своей красоте она не уверена в себе. Зеркальце необходимо ей для самоутверждения. Таким образом, автор показывает внутреннюю несостоятельность и обречённость зла.)
— Какова роль повторов в данном фрагменте сказки?
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищёлкивать перстами,
И вертеться подбочась.
(Слова, соединённые повторяющимся союзом «и», раскрывают самые разные значения слова «ломлива». Царица любуется собой, она подвижна и весела).
— В глаголах из приведённого отрывка определите значение суффиксов. Какой суффикс обозначает многократность действия? (Суффикс «-а-»).
— Какие приставки усиливают эти значения, делают описания действия более яркими и выразительными? (Приставки «под-», «по-», «при-»).
2.5. Слово учителя.
Образы царицы-матери и царицы-мачехи контрастны. Царица-мать сидит у окна, ожидая царя, она видит огромный мир за окном; царица-мачеха глядится в зеркало и видит только себя, думает только о себе. В образах героинь противопоставлены мягкость и надменность, любовь и эгоизм.
2.6. Выразительное чтение отрывка от слов «Но царевна молодая…» до слов «Да сто сорок теремов».
— Почему повествование о царевне поэт начинает с противительного союза «но»? (Своенравию царицы-мачехи противопоставлена кротость царевны).
— Объясните лексическое значение слова «кротость». (Спокойствие, доброта, незлобливость).
— С кем сравнивает поэт царевну?
— Назовите слова, с помощью которых можно воссоздать характер и портрет царевны.
— Почему мачеха решила расправиться с царевной?
2.7. Выразительное чтение отрывка от слов «На девичник собираясь…» до слов «Всё ж румяней и белее».
— Как меняется настроение царицы в разговоре с зеркальцем? Найдите обращения, которые выражают изменения настроения царицы. Какие слова появляются в её речи? Как это характеризует героиню?
— Какие приставки помогают А.С.Пушкину передать гнев и возмущение царицы?
2.8. Выразительное чтение эпизода от слов «Чёрт ли сладит с бабой гневной?» до слов «За невестой молодой».
— Что в сказке противопоставлено злобе царицы?
— В каких словах проявляется отношение автора к царице?
2.9. Обращение к иллюстрации В.М.Конашевича (с.101 учебника, ч.1).
— Как Соколко встретил царевну? Почему?
2.10. Выразительное чтение фрагмента от слов «И царевна очутилась…» до слов «И тихонько улеглась».
— О каких качествах героини рассказывает этот эпизод?
2.11. Слово учителя.
Царевна в сказке больше всего похожа на крестьянскую девушку, скромную, добрую, хорошо воспитанную и, главное, любящую и умеющую трудиться. Попав в незнакомый пустой терем, «дом царевна обошла, всё порядком убрала, засветила Богу свечку, затопила жарко печку…».
Пушкин, перевоплотившись в народного рассказчика, уверенного, что именно так ведут себя «хорошие» царевны, продолжает: «Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали…». Подробно развивается эпизод пребывания красавицы царевны в доме семи богатырей, «румяных усачей», которые скоро полюбили её.
— Каково лексическое значение слова «богатырь»?
— Какими мы видим богатырей? Что можно о них рассказать?
2.12. Выразительное чтение отрывка от слов «Братья милую девицу полюбили…» до слов «Стали жить да поживать».
— Какие идеалы народа нашли отражение в этом эпизоде сказки? (Целомудрие – строгая нравственность, чистота).
— Как злой царице удалось узнать о том, что царевна жива?
2.13. Выразительное чтение эпизода от слов «Между тем царица злая…» до слов «Иль царевну погубить».
— Почему в данном эпизоде дважды повторяются слова «царица злая»?
2.14. Выразительное чтение по ролям эпизода от слов «Раз царевна молодая…» до слов «И тиха, недвижна стала».
— Почему автор называет черницу «старушонкой», «старушоночкой», а царевна – «бабушкой»? (Автор знает о намерениях черницы и презирает её. Царевна не подозревает о намерениях гости и относится к ней с почтением, как к любому старому человеку).
— Почему так подробно описывает автор яблочко?
— Определите роль повторов в фрагменте сказки. (Повторы подчёркивают привлекательность спелого яблочка. Царевна не может удержаться от искушения попробовать его. Автор показывает, как беззащитны бывают доверчивость и доброта перед жестокостью и коварством).
— Почему автор так внимательно следит за каждым движением героини? В каких строчках проявляется отношение автора к героине?
— Найдите в указанном отрывке существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какую роль они выполняют в тексте?
2.15. Выразительное чтение фрагмента сказки от слов «Братья в ту пору домой…» до слов «Только гробу одному».
— Каким настроением проникнута сцена прощания богатырей с названой сестрицей?
— Почему царевна даже мёртвая так прекрасна?
IV. Подведение итогов урока.
— В сказке царица-мачеха противопоставлена царевне. Чем отличаются героини? Есть ли между ними сходство? Каков смысл противопоставления? (Между царевной и царицей есть внешнее сходство: обе прекрасны.
Рассказывая о доброте и кротости юной царевны, автор подчёркивает, что красота души важнее всего.
Изображая ломание и кривляние царицы-мачехи, её гнев, зависть и злобу, Пушкин показывает, как отвратителен может быть внешне привлекательный человек, если он лишён красоты внутренней.
Доброта доверчива и наивна, она нуждается в защите; зло коварно, подло и жестоко, но изначально обречено).
V. Домашнее задание.
Выучить наизусть фрагмент сказки на выбор:
— от слов «За невестою своей…» до слов «Или след её заметил»;
— от слов «Тёмной ночки Елисей…» до слов «Не печалься же, прощай»;
— от слов «Елисей, не унывая…» до слов «В том гробу твоя невеста».
4