Тема: Александр Блок. Личность и творчество.
Цели: познакомить учащихся с полной душевных бурь и событий жизнью А.Блока; раскрыть истоки культуры поэта, сложность пути к революции; глубокий лиризм стихотворений; на стихотворениях из сборника «Стихи о Прекрасной Даме» раскрыть своеобразие раннего поэтического мира поэта.
Оборудование: портрет, альбом с фотографиями, учебник «Русская литература 11класс», сборник стихов, «Судьба Александра Блока в письмах, дневниках, воспоминаниях»,презентация биографии.
Предшествующее задание: выучить стихи из сборника «Стихи о Прекрасной Даме»; «Русь», «Россия», «Фабрика», «Сытые».
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Лекция учителя.
(Учащиеся записывают тезисный конспект лекции в тетрадь).
Александр Александрович Блок жил и писал на рубеже веков. Он оказался последним великим поэтом дооктябрьской России. Но поэтическая Россия начала ХХ века – это тоже его время.
М.Горький вспоминал: «А.Блок был изумительно красив как поэт и как личность… Блок был невысокого роста, ладный, с шапкой тёмно-медных вьющихся волос и малоподвижным античным лицом. В людных собраниях держался он обособленно и с подчёркнутой корректностью. Стихи читал усталым медленным голосом с равными паузами между словами, и это монотонное чтение в согласии с обликом поэта до конца дней своих запоминали те, кому посчастливилось слушать его».
«Родословную» души А.Блока можно вести и от непосредственных впечатлений, навеянных родной природой, — «звонами ледохода на торжественной реке» — Неве, на берегу которой он родился, и далями, расстилавшимися вокруг скромного дома в подмосковном Шахматове, где
…по холмам и по ложбинам,
Меж полосами светлой ржи
Бегут, сбегаются к овинам
Тёмно-зелёные межи,
Стада белеют, серебрятся
Далёкой речки рукава
Белеет церковь над рекою,
За ней опять – леса, поля…
Блоковскому детству можно позавидовать. «Музыка старых семей» звучала вокруг ребёнка. Родственники А.Блока – «сплав гениев России»:
отец Александр Львович – профессор Варшавского университета, философ, музыкант, «тонкий стилист»; дед Блока по матери Андрей Николаевич Бекетов – учёный-ботаник, ректор Петербургского университета; бабушка Елизавета Григорьевна – дочь известного исследователя Средней Азии Г.С.Карелина, знала несколько языков, Занималась литературой, научными и художественными переводами; мать Александра Андреевна и две её сестры занималась литературными переводами; жена Любовь Дмитриевна Менделеева — дочь известного учёного-химика, актриса, любовь к которой он пронесёт через всю жизнь, не смотря ни на что.
«Благоуханная глушь» Шахматова – обычной летней «резиденции» семьи – казалось, была прочно отгорожена от всего печального и тревожного. И сама прелесть окрестной природы удваивалась оттого, что многие прогулки Блок совершал вместе с дедом, посвящавшим внука в тайны растительного мира.
Как в сказочном королевстве, ребёнок растёт в этой профессорско-дворянской семье в обстановке всеобщей любви, всеобщей заботы, всеобщим кумиром и баловнем, среди литературы и музыки.
Когда А.Блоку было 13 лет, мать повела его на утренний спектакль в Александрийский театр. Впервые увиденный спектакль, таинственная обстановка театра произвели на мальчика сильнейшее впечатление. Театр навсегда вошёл в жизнь Блока.
«Сочинять» стал чуть ли не с 5лет. А в 14лет вместе с двоюродными и троюродными братьями начал издавать рукописный журнал «Вестник»,
который выходил по 1 экземпляру в месяц в течение 3х лет. Блок был редактором и деятельным сотрудником: писал стихи, рассказы, иллюстрировал его своими рисунками. Он всегда к делу относился чрезвычайно серьёзно и аккуратно.
С 1898 – 1906г. заканчивает гимназию, поступает в Петербургский университет на юридический факультет, затем переводится на историко-филологический. Серьёзно занимается литературой. Печатает многие стихи, статьи. Увлекается философскими трудами В.С.Соловьёва.
В начале творческого пути А.Блоку наиболее близким оказался мистический романтизм В.А.Жуковского. Юный Блок пытался постичь красоту окружающего мира, проявлял «приверженность к лирическому субъективизму», верил в возможность проникновения за предел земного.
В конце Х I Х – начале ХХ века в европейских странах и в России самым значительным течением был символизм.
———Кто нам расскажет, что это за литературное течение?
(Учащиеся вспоминают определение символизма, которое они знают по первым урокам литературы ХХ века.).
Да, символисты имели двойственное представление о мире и о назначении в нём поэта. Поэтическое слово рассматривалось поэтами-символистами как условный знак, символ потустороннего, прекрасного, полного тайн, непознаваемого разумом мира. И задача поэта – связать этот мир, полный мистики, с реальным, «страшным» миром. А.Блок был знаком с поэзией В.Соловьёва, В.Брюсова. Дружба и взаимопонимание связывали его с Д.Мережковским, З.Гиппиус, А.Белым. Но сумбурная мистика всегда тяготила А.Блока.
Исследователи творчества А.Блока справедливо отмечают, что в отличие от собратьев по перу, символистов-мистиков, у А.Блока во всех стихах на символику «накладывается реальный мир». Получается, что действительность в переживаниях лирического героя выступает не как «отблеск инобытия», а как жизненный процесс. Наиболее отчётливо «двуплановость» в идейно-образной системе сказалась в «Соловьином саде», а в стихах «Фабрика», «Незнакомка», «На железной дороге», «Россия» поэт «выходит в мир». «Двуликость» образа лирического героя А.Блока объяснил поэт-символист и теоретик поэзии Валерий Брюсов. Он писал: «Таинственность иных стихотворений А.Блока происходит не оттого, что они говорили о непостижимом, о тайном, но лишь оттого, что поэт многое в них не договаривал. Это была не мистичность, а недосказанность. А.Блоку нравилось вынимать из цепи несколько звеньев и давать изумлённым читателям отдельные разрозненные части целого».
Несомненно, что он продолжил лучшие реалистические традиции поэзии Х I Х – начала ХХ века.
Одной из отличительных черт Блока была искренняя и глубокая любовь ко всему русскому и недружелюбное, иногда даже неприязненное чувство к «загранице». Россия представляется ему сказочной и таинственной…
(Учащийся читает наизусть стихотворение «Русь»).
или нищей, забитой, обманутой и в то же время невыразимо прекрасной и полной обещаний…
(Учащийся читает наизусть стихотворение «Россия»).
Первая книга поэта – «Стихи о Прекрасной Даме», — появившаяся накануне революции 1905года, казалась многим современникам совершенно чуждой окружающей жизни и вдохновлённой любовью, принявшей характер религиозного служения.
(Учащийся читает ст. «Кто-то шепчет и смеётся…»).
Но после 1905года в творчестве А.Блока наступает перелом. Окружающая действительность находится в трагическом противоречии с идеальным воззрением писателя. Подлинная жизнь с её остротой социальных противоречий постепенно входит в творчество А.Блока.
(Учащийся читает ст. «Фабрика»).
Появляется настойчиво повторяющаяся тема ожидания будущих тревог и потрясений. Поэт отражает сложный, противоречивый мир людских страстей, страданий, борьбы и ощущает себя сопричастным всему происходящему. Это и события революции, которую он воспринял, подобно другим символистам, как проявление народной разрушительной стихии, как борьбу с царством социального бесправия, насилия и пошлости.
(Учащийся читает ст. «Сытые»).
Революция 1905года лишь вплотную подвела А.Блока к большим темам Родины, России, помогла определить чёткую критическую позицию по отношению к самодержавию. Затем, в пору реакции, А.Блок, осознавший своё гражданственное призвание, оказался на трудном перепутье. Сохраняя верность своим свободолюбивым устремлениям, он видел трагическую безвыходность для трудового народа. С большой тревогой поэт говорит о порабощении духа, о торжестве пошлости. Выходят циклы стихотворений «Распутья», «город», «Страшный мир», «Возмездие», «Ямбы».
Собирательным образом всех утраченных ценностей становится Родина. Поэт, охваченный тревогой за её судьбу, возвращает себе способность чувствовать. Мир человеческой жизни соотносится в высшей гармонии, которая мыслится как некая музыкальная цивилизация, сталкивающаяся с «безмузыкальной» буржуазной цивилизацией. Блок стремится проникнуть за внешнюю оболочку видимого мира и интуитивно постигнуть его глубинную сущность, его незримую тайну.
В 1911 – 1912гг. А.Блок перебрал свои сборники стихов в трёхтомное «Собрание стихотворений». Все стихи, все произведения зрелого блока написаны от лица сына «страшных лет России», обладающего отчётливой исторической памятью и обострённым предчувствием «неслыханных перемен» и «невиданных мятежей» будущего.
Характерно, что в разгар империалистической войны А.Блок занял позицию, в корне отличную от позиции многих своих друзей, охваченных шовинистическим угаром. В 1915г. он создаёт сборник «Стихи о России», куда вошёл цикл «На поле Куликовом», где предчувствие грядущих бурь, предвидение трагедий. Поэт видит весь исторический путь страны – от «поля Куликова» до современных ему событий. Единство времени, пространства, переживаний передаётся иногда символами:
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль…
Летит, летит степная кобылица
И мнёт ковыль…
В 1916г. А.Блок выехал в действующую армию в качестве табельщика инженерно-строительной дружины Союза земств и городов, расположившихся в Белоруссии. Здесь застала А.Блока Февральская революция. Крах императорской власти А.Блок воспринял как пробуждение к жизни, как начало новой эпохи.
Для того, чтобы понять глубину отношения А.Блока к Октябрьской революции, необходимо вспомнить о своеобразном «музыкальном» восприятии Блоком мира, что он считал, что внешняя сущность окружающего скрывает глубокую внутреннюю музыкальную стихию, немеркнущее, вечно бушующее пламя.
А.Блок страстно призывал интеллигенцию: «Всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию». Блок шёл в революцию безоговорочно, сурово и честно. Он всей душой устремился навстречу её музыке, её безжалостному вихрю и презирал всех, кто эмигрировал.
Когда в первые же дни правления новой власти ВЦИК призвал петроградских деятелей культуры в Смольный, на этот призыв откликнулись всего несколько человек. Среди них был А.Блок.
К.И.Чуковский вспоминает: «Много нужно было героического правдолюбия ему, аристократу, эстету, чтобы в том кругу, где он жил, заявить себя приверженцем нового строя. Он знал, что это значит для него – отречься от старых друзей, остаться одиноким, быть оплёванным теми, кого он любил, отдать себя на растерзание своре бешенных газетных борзых, которые ещё вчера так угодливо виляли хвостами, но я никогда не забуду, какой счастливый и верующий он стоял под этим ураганом проклятий. Сбылось долгожданное, то, о чём пророчествовали ему кровавые зори. В те дни мы встречались с ним особенно часто. Он буквально помолодел и расцвёл. Оказалось, что он, которого многие тогдашние люди издавна привыкли считать декадентом, упадочником, словно создан для борьбы за социальную правду».
Больше всего А.Блок ценил в людях беспокойство духа и сам жил беспокойно, совестливо, мучительно и вдохновенно.
9 января 1918г. выходит его статья «Интеллигенция и революция».
А.Блок воспринимал революцию как огромное вселенское потрясение. Тема революции вылилась в творчестве поэта в самую значительную и вдохновенную его поэму «Двенадцать», где слились гармонично его внутренняя «тема душевных переживаний» — тревожность, стихийность, рок, любовь – и внешняя тема, всем понятная и всех волнующая, — крушение старого мира. В этом сила «Двенадцати», в этом её своеобразие.
Но А.Блок не был аскетом, хмурым политиком, он был живым, увлекающимся, романтиком…Он мог увлечься, влюбиться…,но влюбиться больше в образ, в мечту, т.к. сердце его навеки принадлежало жене, его любимой Любушке, его Прекрасной Даме…
В конце 1906года в театре В.Ф.Комиссаржевской, где ставили его «Балаганчик», Блок познакомился с актрисой Натальей Николаевной Волоховой. А.Блок увлёкся ею,… «Посвящаю эти стихи Тебе, высокая женщина в черном, с глазами крылатыми и влюблёнными в огни и мглу моего снежного города», и другие стихи, обращенные к актрисе:
И под знойным снежным стоном
Расцвели черты твои,
Только тройка мчит со звоном
В снежно-белом забытьи.
Ты взмахнула бубенцами,
Увлекла меня в поля…
Душишь чёрными шелками,
Распахнула соболя…
И о той ли вольной воле
Ветер плачет вдоль реки,
И звенят, и гаснут в поле
Бубенцы да огоньки?…
но она не была в него влюблена, хотя принимала его ухаживания. Да и сам А.Блок, не столько свой внутренний мир соотносил с реальностью, сколько требовал от реальности и искал в ней соответствия своему внутреннему миру. Н.Волохова стала героиней цикла «Снежная маска», «Фаина».Но разлука была неминуема, потому что он создал , выдумал её, как свою Незнакомку, а это не соответствовало действительности. Вот, что пишет М.А.Бекетова: «…поэт не прикрасил свою «снежную деву». Кто видел её тогда, в пору его увлечения, тот знает, какое это было дивное обаяние. Высокий тонкий стан, бледное лицо, тонкие черты, чёрные волосы и глаза, именно «крылатые» чёрные, широко открытые «маки злых очей». И ещё поразительна была улыбка, сверкавшая белизной зубов, какая-то торжествующая победоносная улыбка. Кто-то сказал тогда, что её глаза и улыбка, вспыхнув, рассекают тьму. Другие говорили: «раскольничья богородица». Но странно: всё это сияние длилось до тех пор, пока продолжалось увлечение поэта. Он шёл, и она сразу потухла. Таинственный блеск угас – получилось так себе – хорошенькая брюнетка».
Сезон 1913-1914года ознаменовался новой встречей и увлечением, которое затем перерастёт в дружбу. В Музыкальной Драме Блок увидел в роли Кармен известную артистку Любовь Александровну Дельмас. «Образ её, неразрывно связанный с обликом Кармен, отразился в цикле стихов, посвященных ей. –пишет М.А.Бекетова. – Да, велика притягательная сила этой женщины. Прекрасны линии её высокого, гибкого стана, пышно золотое руно её рыжих волос, обаятельно неправильное переменчивое лицо, неотразимо – влекущее кокетство. И при этом талант, огненный артистический темперамент и голос, так глубоко звучащий на низких нотах. В этом пленительном облике нет ничего мрачного или тяжёлого. Напротив – весь он солнечный, лёгкий, праздничный. От него веет душевным и телесным здоровьем и бесконечной жизненностью…. Это увлечение, отливы и приливы которого можно проследить в стихах Блока, не только цикла «Кармен», но и цикла «Арфы и скрипки», длилось несколько лет. Отношения между поэтом и Кармен были самые лучшие до конца его дней».
В Петрограде 20х годов жители испытывали много бытовых трудностей (нет электричества, дров, голод, холод…), но поэт много работает, хотя болезнь начинает прогрессировать, и А.Блок жалуется на крайнюю усталость. «Мне трудно дышать, сердце заняло полгруди»,- напишет он в своём дневнике 18.06.1921г. Родные и близкие уговаривают его о поездке за границу на лечение, но А.Блок категорически отказывается. Он не видел разницы между эмигрантством, которое ненавидел, и поездкой для лечения.
7августа 1921года А.Блока не стало.
III. Раннее творчество А.Блока.
Сегодня мы обратимся к ранним стихам А.Блока, к его «Стихам о Прекрасной Даме».
В сборнике «Стихи о Прекрасной Даме» А.Блок раскрыл тайну своей жизни, тайну любви, которую пронёс через десятилетия, несмотря ни на что. «Стихи о Прекрасной Даме» — книга символистская, в которой любовь и земная жизнь мира воссоздаются в обобщённо-преображённом виде, повествуют об извечных драматических отношениях возлюбленных, в который надежды сменяются отчаянием, обожествление граничит с самоуничижением, а всё вместе звучит гимном человеку, природе, жизни.
Я вышел в ночь – узнать, понять
Далёкий шорох, близкий ропот,
Несуществующих принять,
Поверить в мнимый конский топот.
Дорога под луной бела,
Казалось, полнилась шагами…
Конечно, это стихи мистически настроенного символиста, но ведь в ту пору, на рубеже веков, как остроумно определил Борис Пастернак «символистом была сама действительность, которая вся была в переходах и брожении; вся что-то скорее значила, нежели составляла, и скорее служила симптомом и знамением, нежели удовлетворяла».
Лирический сюжет большинства стихов раннего Блока – ожидание встречи лирического героя и Прекрасной Дамы.
Рузиль прочтёт нам стихотворение «Вхожу я в тёмные храмы…», где слышится благоговейная, торжественно-молитвенная интонация, ожидание чуда – появление ЕЁ.
Стихи этого цикла – своеобразный лирический дневник интимных любовных переживаний. Любовь рисуется как обряд служения чему-то высшему. Смутные предчувствия, тревожные ожидания, мистические озарения и предзнаменования переполняют стихи. Идеальный мир противопоставлен событиям реальной действительности, которую поэт воссоздаёт в отвлечённых или предельно обобщенных символистских образах.
Давайте послушаем стихи о Прекрасной Даме.
(Учащиеся читают наизусть стихи: «Сумерки, сумерки вешние…», «Целый день передо мною…», «Она стройна и высока…», «Я долго ждал, ты вышла поздно…», «Мы встречались с тобой на закате…», «Предчувствую тебя, года проходят мимо…», «Ветер принёс из далёка…», «Я стремлюсь к роскошной воле…»…
Сегодня мы узнали, что в поэзии Блока на символику «накладывается реальный мир», что символ у него становится «знаком иного мира». Символизм не отвергал повседневного, но стремился дознаться его скрытого смысла. Мир и всё в мире рассматривается как символ бесконечного, обостренное восприятие улавливало отпечатки иной реальности. Постичь этот мир становится возможным лишь мистически, символы призваны были стать своеобразными ключами к постижению тайн. И лирика Блока показала это очень ярко.
I V . Самостоятельная работа.
Проанализируйте любое стихотворение А.Блока.
Дома: 1) закончить анализ стихотворения;
2) прочитать стихи из циклов «Распутья», «На поле Куликовом», «Возмездие».