Серова Наталья Ивановна ГБОУ СОШ «Образовательный центр»с.Тимашево м.р Кинель-Черкасский Самарской области учитель русского языка и литературы
Урок литературы.
Класс:6
Тема урока:Басни И.А.Крылова.
Тип урока:обобщение и систематизация знаний.
Форма урока:урок- спектакль.
Цели урока:
Образовательная: в течение урока обобщить и систематизировать знания о жизни и творчестве И.А.Крылова, о жанре басни.
Развивающая: продолжать развивать творческие способности учащихся.
Воспитательная: воспитывать нравственные и моральные качества учащихся, любовь к театру.
Оборудование: афиша, иллюстрации к басням И.А.Крылова, билеты, программки.
Ход урока:
1.Организационная часть.Класс оформлен в виде зала театра для проведения спектакля. В центре доски – афиша, приготовленная родителями (приложение №1), вокруг афиши – рисунки детей, иллюстрации к басням Крылова.
Сегодня мы с вами проведем необычный урок, мы побываем на спектакле в театре ШТМ( школьном театре миниатюр).
2. Проверка домашнего задания
Для того чтобы попасть в театр, все должны приобрести билеты. Ценой за билет будут ваши ответы на мои вопросы.
Учащиеся отвечают на вопросы и получают билет.
Партер. Цена 5 баллов.
1.Что такое басня?
2. Что такое аллегория?
3. Какими талантами обладал будущий баснописец?
4. На какую хитрость пришлось пойти матери Крылова, чтобы поддерживать в сыне любовь к книгам?
5. Что значит выражение «эзопов язык»?
6. Кого считают родоначальником жанра басни?
Бельэтаж. Цена 4 балла.
1.Кем был известный первый баснописец, и когда он жил?
2. Что такое мораль?
3. Что такое олицетворение?
4. Что оставил Крылову в наследство его отец?
5. В каком учебном заведении учился Крылов?
6. Зачем Крылов выучил древнегреческий язык?
Амфитеатр. Цена 3 балла.
Где и когда родился И.А.Крылов?
Как называлось первое произведение, написанное Крыловым?
Кем работал Крылов?
На каком музыкальном инструменте играл Крылов?
В каком городе поставлен памятник Крылову?
Кем был отец Крылова?
Занимают места в зале согласно купленным билетам. (если кто-то не смог ответить на вопрос, то ему может купить билет кто — нибудь другой)
3. Основная часть урока. Спектакль.
Спектакль ведёт конферансье, выбранный из учеников класса. Конферансье объявляет каждую миниатюру. Дети готовят себе маски, костюмы.
Конферансье объявляет:
Миниатюра первая: Квартет.
Действующие лица:
Автор: Бачанова Светлана.
Мартышка: Сали Кристина.
Мишка: Томченко Дарья.
Осёл: Ненашева Катя.
Козёл: Закарьян Ирина.
Соловей: Мамаев Саша.
Дети показывают инсценировку.
Миниатюра вторая: Мышь и крыса.
Действующие лица:
Автор: Ненашева Катя.
Мышь: Столяров Алеша.
Крыса: Брысина Ксения.
Дети показывают инсценировку.
Миниатюра третья: Две собаки.
Действующие лица:
Автор: Загребина Елена.
Барбос: Семёнов Миша.
Жужу: Бачанова Светлана.
Дети показывают инсценировку.
Миниатюра четвёртая: Кукушка и петух.
Действующие лица:
Автор: Горбунова Маша.
Кукушка: Апешина Елена.
Петух: Потапенкова Катя.
Воробей: Закарьян Ирина.
Дети показывают инсценировку.
Миниатюра пятая: Демьянова уха.
Действующие лица:
Автор: Серов Алексей.
Демьян: Каргин Миша.
Фока: Полудняков Максим.
Дети показывают инсценировку.
На сцену выходит конферансье и объявляет конец спектакля.
Наш спектакль окончен. Слово представляется директору театра ШТМ (учителю). Учитель выходит на сцену.
Господа актеры очень старались, готовясь к представлению. Я думаю, что у них все получилось. Все они достойны аплодисментов и хороших оценок.
Но прежде мне хотелось бы услышать ответы на мои проблемные вопросы.
Как вы думаете, почему не получилась музыка у музыкантов в басне «Квартет»?
В каких жизненных ситуациях можно применить выражение «демьянова уха»?
Почему жанр басни живёт до сих пор?
Чему нас учат басни?
Учащиеся отвечают на вопросы учителя, высказывают своё мнение.
4.Итог урока.
В заключение нашего сегодняшнего урока хотелось бы сказать стихами.
Из басен взяли мы слова:
Мораль урока такова.
Нельзя быть трусом и льстецом,
И подхалимом, подлецом.
Назойливость тоже вредна,
Надоедает всем она.
В делах любых нужно уменье
И очень крепкое терпенье.
Всему нас басни научили,
Мы их за это полюбили.
Сегодня на нашем спектакле присутствовали представители министерства культуры. Они смотрели представление и определили претендентов на звание «Золотая маска» за лучшую мужскую и женскую роль. Им слово.
(В роли членов жюри выступают учителя, присутствующие на уроке.В начале урока каждый из них получил программку и задание определить двух учащихся, сыгравших свои роли лучше других.)
Жюри объявляет своё решение и награждает лучших актёров «Золотыми масками». Победителями стали: Бачанова Светлана за роль Жужу и Каргин Михаил за роль Демьяна.
Учитель объявляет и комментирует оценки.