Конспект урока по Литературе «Басни И.А.Крылова: играя, учимся»

Вульферт Ольга Александровна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Куйбышевская СОШ»

Краснощёковского района

Алтайского края



Басни И.А.Крылова: играя, учимся

Цели: создать условия для систематизации сведений о биографии И.А.Крылова и его баснях, развития творческих способностей учащихся.

Оборудование: иллюстрации к басням И.А.Крылова, выполненные учащимися; элементы костюмов героев басен, используемые в инсценировках; карточки с заданиями для каждого ученика; жетоны с надписью «Молодец!»

Эпиграфы к уроку:

Басня оттого имела на Руси такой

чрезвычайный успех, что

родилась не случайно, а вследствие

нашего народного духа, который

страх как любит побасёнки…

В.Г.Белинский


Люблю, где случай есть, пороки

Пощипать…

И.А.Крылов


(Слайд 2)

Ход урока

1. Сообщение учащегося о биографии И.А.Крылова. (Слайд 3)

Иван Андреевич Крылов родился в 1769 году в Москве. Отец, Андрей Прохорович, был бедный армейский офицер, по обязанности службы часто переменявший место жительства. О матери Крылов вспоминал так: “Она была простая женщина, без всякого образования, но умная от природы и исполненная высоких добродетелей”.

Жизнь Ивана Андреевича сложилась так, что ему не пришлось даже учиться в школе. Стремление к образованию было таким сильным, что он самостоятельно овладел языками, математикой и стал высокообразованным человеком.

В 1775 году Крыловы переехали в Тверь. Там маленький Крылов ближе познакомился с народной речью, которая стала главной особенностью его творчества. Будущий баснописец любил бывать среди простого народа, сидеть на берегу Волги и слушать речи прачек, а потом рассказывать знакомым запомнившиеся ему поговорки и анекдоты.

Прежде чем стать баснописцем, он прошёл большой путь писателя: издавал журналы, писал трагедии, комедии, а басни стал сочинять, уже будучи зрелым писателем.

При жизни писатель добился большой известности. В 1838 г. в Петербурге был широко отпразднован 70-й день рождения писателя и 50-летие его творческой деятельности.

Первый памятник писателю в России, созданный на собранные народом деньги, был памятник Ивану Андреевичу Крылову. Он поставлен в Петербурге в Летнем саду.


2. Чтение учеником стихотворения М.Исаковского.

Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.

За каждый правильный ответ на уроке ученик получает жетон с надписью «Молодец!».

3. Разминка.

Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса «А.Барто «Друг напомнил мне вчера»


«Угадай басню».


В качестве разминки предлагаю вам по отрывку из басни угадать название басни и найти на доске рисунок к этой басне, если он есть.


1. «Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука».
( «Лебедь, Щука и Рак»)
2. «Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза».
( « Стрекоза и Муравей»)
3. « Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна, но только все не впрок,
И в сердце льстец отыщет уголок».
( «Ворона и Лисица»)
4. «Невежда так же в ослепленье
Бранит науки и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды».
( «Свинья под дубом»)
5. «По улицам Слона водили,
Как видно, напоказ.
Известно, что Слоны в диковинку у нас».
( « Слон и Моська»)
6. «Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки».
( «Мартышка и Очки»)

7. «Какие пёрушки! какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

(«Ворона и Лисица»)


4. Инсценирование басни «Свинья под дубом». (Слайд 4)

5. Поиграем в игру «Найди пару».

Надо собрать известные басенные фразы из кусочков и сказать название басни.

У сильного всегда

А Васька слушает

Чтоб музыкантом быть,

Когда в товарищах согласья нет,

Ты виноват уж в том,

Оглянуться не успела,

Чем кумушек считать трудиться,

бессильный виноват.

да ест.

так надобно уменье.

на лад их дело не пойдёт.

что хочется мне кушать.

уж зима катит в глаза.

не лучше ль на себя, кума, оборотиться?


6. Вы дома сочиняли басни. Посмотрим, у кого басня получилась интереснее, кто придумал оригинальный сюжет, использовал свойства басни.

7. Инсценировка басни «Демьянова уха». (Слайд 5)

8. Строки крыловских басен давно уже стали пословицами и поговорками, они вошли в обиходную речь. Давайте вспомним самые известные. Я читаю начало выражения, а вы произносите вторую часть его. Итак, начинаем. (Слайды 6-8)

  • А ларчик (просто открывался).

  • Кукушка хвалит Петуха за то, (что хвалит он Кукушку).

  • А вы, друзья, как ни садитесь, (всё в музыканты не годитесь).

  • Слона-то я и (не приметил).

  • Недаром говорится, что (дело мастера боится).

  • Ах, Моська! Знать она сильна, (что лает на слона).

  • И кому же в ум пойдёт (на желудок петь голодный).

  • Наделала Синица славы, (а море не зажгла).

  • Худые песни Соловью (в когтях у Кошки).

  • Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, (а сапоги тачать пирожник).

9. Игра «Шифровка». (Слайд 9)

Какие герои басен на доске зашифрованы?

-и-и-а, о-ё-, -о-ь-а, -о—, -у-а-е-, -т-е-о-а

10. Викторина.

  • Перечислите героев басни, которые затеяли сыграть квартет. (Мартышка, Осёл, Козёл, Мишка)

  • Кто смеялся над чужой бедой? (Голубок)

  • Кого «по улицам водили, как будто напоказ»? (Слона)

  • Персонажи какой басни восхваляли друг друга, «не боясь греха»? («Кукушка и Петух»)

  • Куда попал ночью Волк, думая залезть в овчарню? (На псарню)

  • Слова из какой басни стали крылатым выражением: «Видит око, да зуб неймёт»? («Лисица и виноград»)

  • Кому «в мысль пришло за кошачье приняться ремесло»? (Зубастой Щуке)

  • У кого «от радости в зобу дыханье спёрло»? (У Вороны)

  • У кого посоветовал Соловью поучиться петь Осёл? (У Петуха)

  • Что везли Лебедь, Щука и Рак? (С поклажей воз)

  • Из какой рыбы была сварена демьянова уха? (Лещик, стерлядь)

  • Чего наелась Свинья под дубом? (Желудей)

11. Инсценирование басни «Стрекоза и Муравей». (Слайд 10)

12. Игра «Лото». (Слайды 11-12)

На экране два игровых поля. На одном написаны строчки из басен, на втором – названия басен. Надо определить, из какой басни взяты строчки.

Лето красное пропела. «Стрекоза и Муравей»

С ним была плутовка такова. «Слон и Моська»

Соседка, перестань срамиться. «Ворона и Лисица»

Вперёд чужой беде не смейся, Голубок! «Демьянова уха»

Я три тарелки съел. «Квартет»

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье. «Чиж и Голубь»

А воз и ныне там. «Мышь и Крыса»

А проку на волос нет в них. «Лебедь, Щука и Рак»

Сильнее кошки зверя нет! «Мартышка и Очки»

13. Игра «Кто лишний?»

Каждый получает листочки с названиями героев. Один из героев на карточке лишний. Надо назвать лишнего героя и сказать, к какой басне относятся остальные герои.

  • Волк, Моська, Ловчий («Волк на псарне»)

  • Слон, Щука, Кот («Щука и Кот»)

  • Осёл, Кот, Соловей («Осёл и Соловей»)

  • Осёл, Щука, Козёл, Мишка, Мартышка («Квартет»)

  • Крыса, Мышь, Медведь («Мышь и Крыса»)

14. Игра «Буквы перепутались». (Слайд 13)

Здесь даны названия животных – героев басен. Только буквы в них перепутаны. Поставьте буквы на место.

Пухет (петух), райвеум (муравей), губоль (голубь), ёсол (осёл), лсон (слон), лков (волк).

15. Подведение итогов. Победитель награждается дипломом «Лучший знаток басен Крылова».



Использованные ресурсы

  1. https://images.yandex.ru/

  2. https://nsportal.ru/

  3. https://lit.1september.ru/

  4. Сканированные иллюстрации из детских книг «Басни Крылова»







Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: