Разработка урока литературы в 7 классе. Учитель русского языка и литературы Шамыгина Надежда Ивановна
Тема урока: Былины как памятник героического эпоса.
Былина «Илья Муромец и Соловей – разбойник»
Цель урока: 1) дать понятие о былине как памятнике героического эпоса; обосновать понятие «героический эпос»; уметь определять сюжет произведения, 2) развивать мышление и речь учащихся,3) воспитывать любовь к истории своей страны.
Ход урока
Оборудование. Географическая карта, презентация, картина Васнецова «Три богатыря»
Оформление доски. Проблемный вопрос. Почему былина является памятником героического эпоса?
Проверка домашнего задания.
Беседа по вопросам:
Какие литературные роды вы знаете? (эпический, лирический, драматический)
К какому литературному роду относятся былины? (эпический)
Как вы понимаете понятие «эпический герой»?
Какие жанры эпической формы вы знаете?
(малая эпическая форма, средняя эпическая форма, большая эпическая форма)
К какой эпической форме относится поэма? Поэма – большая эпическая форма. Каков сюжет эпического произведения? Какие произведения относятся к героическому эпосу? (былины)
Что такое былины? (Повествования о легендарных героических подвигах. Былины сочетали реальную историческую основу с фантастическим вымыслом. Героические песни и сказания.
Какова историческая основа этих былин? (Развёрнутый ответ учащегося). Былины возникли более 1000 лет тому назад в Киевской Руси. Выросли они из древних песен и легенд. Существует несколько циклов или периодов. Основные циклы русских былин сложились вокруг двух городов: Новгорода и Киева. Новгородский цикл в основном рассказывает о торговых и гражданских делах. Киевский цикл основан на воинских подвигах богатырей. Князь Киева – Владимир-креститель Руси и князя Владимира Мономаха. ( На карте Чернигов, Муром, Днепр, Волга, Дон, Чёрное и Каспийское море).
В былинах упоминались и реально существующие города и места и ,конечно, было много вымышленного. Учащиеся рассматривают на карте города, которые реально существуют. ( На карте Чернигов, Муром, Днепр, Волга, Дон, Чёрное и Каспийское море).
Былины рассказывали певцы, рассказ свой они сопровождали игрой на гуслях. Физкультминутка
Физкультминутку проводит ученик в костюме богатыря под музыку М.Мусоргского «Богатырские ворота»
Работа с текстом (в парах). Определение былины как жанра
Один из учащихся определяет композицию былины, а другой — особенности былины.
Композиция былин — зачин, основная часть, концовка (Подтвердить текстом)
Особенности былины – былинный стих, гипербола, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, постоянные эпитеты (Подтвердить текстом)
Словарная работа. Выписать непонятные слова, объяснить их значение.
Развитие речи. Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря»
Беседа по плану.
1.Где находятся богатыри?
2.Что изображено на переднем плане картины?
3.Описание внешности облика Ильи Муромца.
4.Какие детали указывают на то , что это богатыри?
Какова основная идея картины? ( Защита Родины от врагов)
Проблемный вопрос: почему былина является памятником героического эпоса?
Былина отражает .запечатлевает историческую реальность в обобщённых образах.
Заключительная часть .
Вывод по уроку. Оценки.