Гарафиева О.Ю. учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
МБОУ «СОШ №32 с углубленным изучением отдельных предметов»
Литература, в 11 класс (по ФГОС)
Тема урока: «Что в имени тебе моем?» Тайна имени. Марина Цветаева
УМК: Чалмаев В.А., Зинин С.А. Литература.11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2-хч.-8-изд.-М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС»,2009г.
Литература 20 века.11 класс: Хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2ч./ Авт.-сост. С.А.Зинин, В.А.Чалмаев.-М.: ООО»ТИД «Русское слово-РС»,2005.
Конспекты уроков для учителя литературы.11-й класс Серебряный век русской поэзии/ Под ред. Л.Г.Максидоновой: В 2ч.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС (серия «Методическая лаборатория»).
Основные цели:
1)познакомить учащихся с работами ученых и поэтов в области ономастики;
2)исследовать имя поэта;
3)написать слово о поэте; оставить коллективный «портрет» имени;
4)тренировать умение фиксировать шаги по построению нового материала, умение работать в группах, умение адекватно оценивать свою деятельность.
Материалы к занятию:
На доске портреты поэта разных лет, фотографии. Представлена выставка книг-Л.Успенского , А.Суслова, П.Флоренского и др.;Календарь именин, книги по ономастике, презентация урока по биографии поэта.
Раздаточный материал: 1) карточки для заданий в группах; 2)словари по ономастике, 3)тетради для творческих работ, листочки для чернового материала.
Ход урока
1.Мотивация к учебной деятельности.
-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами непростой урок-исследование имени поэта Марина Цветаева.( урок дается после изучения биографии и творчества поэта).
Имя человека-тайна, чудо, до сих пор не раскрытое и не разгаданное, хотя многие ученые и поэты пытаются найти эту разгадку, размышляя о связи имени с характером, судьбой, личностью человека.
Скажите, а как называется наука, изучающая собственные имена?(Ономастика).
Кто из ученых-лингвистов, философов занимается этим вопросом?(Учащиеся называют Л.Успенского, С.Зинина, П. Флоренского, Б. Хигира и других).
2.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
-Молодцы! Итак, давайте поподробнее поговорим об этом.
А начнем мы изучение материала с прекрасного стихотворения А.С.Пушкина
« Что в имени тебе моем?»
Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом.
О на памятном листке
Оставит мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.
Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.
Но в день печали, в тишине,
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я.
(стихотворение наизусть читает заранее подготовленный ученик).
-Итак, над загадкой имени бьются и философы. Павел Флоренский , ученый-философ и священник создал книгу «Имена», где говорил: »По имени и житие…Звук имени и вообще словесный облик имени открывает далекие последствия в судьбе носящего это имя».
Проверим и мы с вами правильность сказанных слов философа. Для этого выполним рядзаданий.
Ход работы:
1 задание.
На доске написано Марина Цветаева. Составьте как можно больше слов из этого имени. Можно 1-2 буквы, отсутствующие в имени, добавить. На это задание дается 10 минут (имена нарицательные в начальной форме).
По истечении времени учащиеся читают варианты слов(работа в группах): рана, марево, навет, ветер, царевна, риск, мать, цвет, вата, мрак, море, мавр, мир, нерв, ритм, травма…
Обмениваемся словами. Можете дописать те ,которые вам понравились.(Каждая группа читает свои слова).
Выделяем опорное слово. Учащиеся самостоятельно работают и приходят к общему мнению-опорное слово-ветер.
2 задание.
Подбираем к опорному слову синонимы, антонимы, ассоциации. Записываем в три колонки. На это задание дается 5 минут.
Ветер
Синонимы: ураган, вихрь, полет.
Антонимы: покой, смерть, тишь, зефир.
Ассоциации: тоска, свобода, порыв, трагизм, открытость, резкость, страсть.
(Каждая группа обменивается придуманными словами, добавляют к себе в копилку).
3 задание.
Создание слова о поэте.Выполнив последовательно цепь заданий, постарайтесь написать слово о Марине Цветаевой- образное слово, «портрет», «эмблему» имени, используя любые слова, вами найденные, подобранные, записанные на вашем листке. На эту работу дается 15-20 минут.
Критерии, необходимые при создании и оценке работ.
1.Постарайтесь создать связный, законченный текст.
2.Обратите внимание на создание образа, его качество. Используйте метафоры, сравнения, эпитеты, гиперболы, неологизмы.
3.Постарайтесь создать свой, неповторимый образ. Будет оцениваться оригинальность, самостоятельность находки.
4.Можете использовать элементы стилизации авторского текста.
Для работы над созданием «Слова» все получают тетради для творческих работ по литературе. Выполняют анонимно.
В процессе работы были созданы варианты. Один из них:
Полет страстей-
Уход во мрак.
Трагическая безысходность.
И роковая невозможность
Стать понятой, родной, своей…
Ее несломленная стать,
Ее гордящиеся губы,
И вихорь слов,
И мыслей сонм,
И вата, сон, покой-за гробом.
3.Выявление места и причины затруднения.
-Что вы не смогли сделать? (Не получился связный, законченный текст).
-В чем ваше затруднение? (Недоработали сведения по биографии поэта).
Ребята, почему вы испытали затруднение? (Мало изучено сведений о жизни М. Цветаевой) .
4.Построение проекта выхода из затруднения.
-Что вы будете делать дальше? (Будем работать не самостоятельно, а коллективно, в группах).Работу делим на 5 групп, по очереди читаем вполголоса в группе. Лучшие, по мнению группы, отмечаем плюсом.
-Какова же цель вашей деятельности?
Создание коллективного слова о поэте. В каждой работе мы находим и подчеркиваем образы, созданные ребятами. Затем обмениваемся работами с другими группами по цепочке- таким образом, чтобы были прочитаны все листки во всех группах. Читаем вслух работы, набравшие больше плюсов.
По мере ответов учитель вывешивает на доске последовательность действий:
-установить закономерность.
-сделать вывод.
-создать эталон.
5.Реализация построения проекта.
Итак, давайте установим закономерность. (У нас получился вариант коллективного труда).
Слово о поэте.
Марина Цветаева. Эффектно и даже вычурно. Даже похоже на псевдоним.
Цветочное имя. Поэту дано краткое время цветения-жизни. Трагическая быстротечность-это правило жизни поэта. Экзотичность, оригинальность, яркость- и мгновенность.
Царское имя.Морская царевна. Могущественная, всесильная, властная. Гордая и одинокая: «Одна из всех-за всех- противу всех!». Необычная-помечена Богом. Бог испытывал ее всю жизнь. А она, считавшая себя избранницей, никогда не могла принять мир таким. Каков он есть.
Летящее имя. Ветер, стихия, свобода, полет, ритм, страсть, сверкание таланта.
Трагическое имя. Рана. Ее жизнь- ринг, борьба со всеми за право быть и созидать.
Венец несчастья.
Вершина неудач.
И свыше всех предательств-
Ужас мира.
Загадочное имя. Тайна. Вето. Мечта.
Я вето преступила.
Я тайну приоткрыла.
Познала счастье, горе,
Не пеною морскою
Я стала в жизни этой-
Мечтою стала я.
Вечное юное имя. Ева, Поэт, чье отчество не принято упоминать, она и в свое столетие-Марина Цветаева. Вечная молодость, энергия, огонь.
Высоко горю -и горю дотла!
И да будет вам ночь -светла!
Цифра 100 с ней не дружна. С нею – любовь, жизнь, слава. С нею мы, ее почитатели.
-Предлагаю зафиксировать ваши наблюдения в письменном виде в тетрадях.
Учитель показывает на экране, учащиеся- в тетрадях.
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
-Что вы должны сделать дальше?(Учащиеся все полученные сведения должны подготовить для написания эссе.)
-В этом вам поможет собранный рабочий материал.
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
-Разобрались? Как проверить, усвоили вы материал или нет? (Надо выполнить самостоятельную работу и сопоставить ее с эталоном для самопроверки.)
8.Включение в систему знаний и повторение.
-Скажите, ребята, где бы вы могли применить полученные знания? Почему у вас возникла заинтересованность в знании этого материала? (Знание этого материала поможет нам написать лучше сочинение-эссе по М.Цветаевой. А знания по ономастике и новый материал урока поможет составить словесный портрет и других известных людей).
-Что вы должны сделать дальше? (Для написания эссе надо еще раз повторить биографические данные и творчество поэта, которое мы уже проходили на предыдущих уроках)
-Для этого в устной форме повторяем важные события в жизни поэта, влияние этих событий на судьбу. ( Например, всю жизнь Цветаева вела дневник, где записывала важные события своей жизни и там же писала стихи:
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья,
Я родилась…
-А в 1939 году, находясь в отчаянии, она писала:
…О черная гора,
Затмившая весь свет!
Пора-пора-пора
Творцу вернуть билет.
Отказываюсь – быть.
В Бедлане нелюдей
Отказываюсь-жить…
9.Рефлексия учебной деятельности.
-Наш урок подходит к концу. Вы все сегодня хорошо поработали!
-Что нового узнали на уроке? (Мы проделали большую и очень важную работу. Мы побыли писателями ,читателями и критиками, постарались проникнуть в духовный мир поэта. Мы приблизились к пониманию этой личности. У нас теперь есть собственное, не вычитанное отношение к ней. Мы оцениваем тяжкий труд творца, его горький хлеб).
-Молодцы!
Домашнее задание: написать сочинение-эссе «Слово о Марине Цветаевой», индивидуально составить «портрет» своего имени или «портрет» имени поэта Серебряного века (на выбор).
-Успехов в работе. До свидания.