—
Урок «Что впереди?»
(Анализ рассказа А.П.Чехова «Студент»)
Мне кажется, человек должен быть
верующим или должен искать веры,
иначе жизнь его пуста, пуста…
А.Чехов
1.Помогай бедным.
2. Береги мать.
3.Живи мирно.
Моральный кодекс А.Чехова
Тип урока: урок изучения нового материала
Задачи: проследить по тексту рассказа за рождением «нового», содействовать воспитанию эстетических чувств, воспитывать интерес к духовному миру личности
Методы обучения (по источникам знаний)-словесный,
(по уровням познавательной самостоятельности учащихся)-объяснительно- иллюстративный
Оборудование: ,репродукции картин Н.А.Ярошенко «Студент», Як. А. Бакова «Холодная весна», Леонардо де Винчи «Тайная вечеря», В.М.Васнецова «Распятый Иисус Христос», Евангелие
Ход урока:
I. Слово учителя
Творчество А.Чехова отличается необыкновенной полнотой и правдивостью изображения русской жизни. Нескончаема вереница героев Чехова.
Перед нами люди всех классов, сословий и профессий царской России: крестьяне и помещики, купцы и чиновники, монахи и военные, ремесленники и интеллигенты. Читатель рассказов Чехова видит образы богачей и нищих, генералов и солдат, профессоров и студентов, учителей и гимназистов, тюремщиков и арестантов, господ и слуг, врачей, актеров, писателей, художников, извозчиков, певчих, кабатчиков.
«Я пишу жизнь»,-говорил о себе Чехов. Почвой его творчества тоже была русская действительность. Развивая традиции русского критического реализма, Чехов рисовал ее такой, что за уродством, пустотой и пошлостью жизни читатель чувствовал, какой прекрасной, полной и яркой она могла быть.
Внимание учеников- на особенности стиля писателя, а именно:
1.В основе рассказа- определенная бытовая ситуация (сценка) , а не общая проблема или судьба героя.
2. Обыденное явление, приводящее к неожиданному результату.
3.Герой находится в мире вещей, велика роль предметного окружения.
4.Объективность повествования. Характер и особенности повествования, которое может вестись от лица автора, а характеристика обстановки, портрет, пейзаж- от лица героя.
5.Богатый диапазон лексики, широкое использование речевых стилей.
6.Представление трагедии как будничного явления. Трагикомедия, соединяющая улыбку, иронию, печаль.
7.Индивидуализация речи героев. Речь- отражение характера.
8.Большая роль детали.
9. «Скрытость» автора, проявление его позиции в недоговоренности.
10. Зрелый Чехов- отсутствие напряженного действия.
11.Говорящие фамилии.
12.Главный смысл не называется открыто. Внешнее и внутреннее повествование, двуплановость, трагикомичность. Внешне- смешно, внутренне – грустно.
13. Малая форма и глубокое содержание.
14. Краткое, сжатое, скупое описание человека, природы и интерьера.
15.Существенная роль диалога или монолога. Человек раскрывается сам, через монолог или диалог.
II.Беседа по рассказу:
— Передайте сюжет. О чем рассказ?
Но, помня об особенностях стиля писателя, задумаемся, что хотел А.П. Чехов сказать? К чему пришел студент?
-Уточняем. Кто главный герой?
— Откуда и куда шел?
-Словарная работа:
тяга- весенний перелет крупных птиц (вальдшнепы) в поисках самки;
стоять на тяге- охотиться
-О чем думал студент? (о бедности своих родителей)
-С какого периода бедность присуща человеку? ( со времен Рюрика, Ивана Грозного, Петра)
-С каким настроением идет студент? (скверное)
-Как можно доказать его внутренний разлад? (через пейзаж)
-«Было хорошо, но потом изменилось…».Какой художественный прием использован?(антитеза)
-Приведите примеры «разлада» (примеры инверсий, сравнений)
-Как в предложении «Но, когда стемнело…» передано ощущение холода?(через гласный звук о)
— Студенту зябко, неуютно, у него мрачное настроение, он испытывает чувство одиночества, беззащитности.
Что перевешивает на чаше весов: холод или тепло?
Проследим по тексту.
Итак, добро или зло?
Выстрел, стемнело, подул холодный ветер, закоченели пальцы, разгорелось от ветра лицо, холод, жутко, потемки, пустынно, мрачно, вдовьи огороды, вечерняя мгла |
— Холода, зла много. Значит, зло вечно?
Но вот- огонь! Согреет ли он сердце героя? Какую смысловую нагрузку несет он?
-Студент Иван по дороге встретил двух вдов (мать и дочь). Они разожгли костер и копались на пригородном участке. Какие они? (некрасивые, замученные жизнью, забитые деревенские бабы)
-Где мужья? (спились и померли, вероятно)
-Поздоровался наш студент, поговорил пять минут. И жизнь после разговора показалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла. Что произошло? Почему им было интересно? (общая тема беседы)
-Почему вдовам было интересно? (они набожные, знают Евангелие)
-Что означает вопрос: «Была на 12 Евангелиях?»
-Когда в храме читаются 12 Евангелий? (приводятся примеры из Евангелия)
-Василиса и Лукерья разные, но наступает духовное единство. Когда? Почему? (Петр с такой же судьбой)
-О чем же рассказывает Иван? Какие темы поднимаются? (подлость, героизм)
-Агитирует ли студент?(нет, просто люди встретились)
-Если Василиса была в храме, значит, у нее свои жизнеспособные символы. Такой человек не будет стремиться вниз, ибо невозможно пасть ниже Иуды (подлость) и не будет в гордыне подниматься вверх, выше Христа (героизм в страдании, самопожертвовании)
-Кому сочувствует студент? (Петру)
-Студент пытается поставить себя на место Петра и … происходит процесс «вчитывания».
Студент увлекся, перешел на язык человека своего времени, тоскующего по ощутимо близкому, но безнадежно утраченному идеалу.
Именно в этот момент у слушательниц- повышенное внимание.
А.П.Чехов сумел задержать внимание на проблеме: бессилие человека (нравственная слабость, бессилие добра в душе среднего человека).
Но если вопрос- разрешимый, то и жить человеку легче. Он не станет сильнее. Но он будет знать, на что направить силы.
-Плач о Петре. Можно назвать сочувствием в чужой судьбе? (счастье как соучастие в чужой судьбе)
-Как меняется настроение студента? (хотя и оглянулся и хотя союз что еще встречается в предложениях, он снова увидел свет огня. Студент продолжает путь, но он уже чувствует связь между прошлым и настоящим. А будущее у Чехова обозначена как мечта о счастье)
-К какому выводу пришел? (студент понял, что людей всех времен объединяет вера)
Все испытания (и Василисе, и Петру, и студенту) посылаются для того, чтобы утвердиться в вере.
III.Обобщение
Итак, студент уходит в Страстную Пятницу, приходит к Пасхе (через испытания). Он находит свою истину, знает, что может помогать людям находить свою истинную веру.
IV.Задание на дом: письменный анализ рассказа
(Из анализа рассказа А.П.Чехова «Студент» ученика 11 б класса Бражникова Ивана:
«Удивителен рассказ А.П.Чехова «Студент». Иван, студент духовной академии, сын дьячка, в двадцать два года уже разочарован в жизни, потерял смысл жизни. Страстная пятница (строгий постный день) накануне Пасхи…а ему хочется есть. Прошло тысячу лет со дня гибели Христа, а по-прежнему вокруг «невежество, тоска, мрак». Огонь светится у вдов. Костер в рассказе символизирует веру, именно он начинает отогревать душу студента. Да еще встреча с двумя вдовами, которые слушают его рассказ о предательстве Петра. И то, что одна заплакала, а другая покраснела, сдерживая «сильную боль», поразили студента. Им, женщинам, это все близко, они живут верой в Бога. И сам студент осознает, что все мучения посланы ему Богом в молодом возрасте, что возрождение души у студента происходит накануне Пасхи. Герой сам пришел к своей истине и сможет другим людям помочь в поисках. «…и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла.»)
92