Тема: Д. Н. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка»
Цель урока: формирование умения определять эмоциональное состояние главного героя произведения через анализ текста
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
изучить содержание 4-й части сказки Д.Мамина-Сибиряка «Серая Шейка», повторить краткое содержание 1-3-й частей;
совершенствовать технику чтения с соблюдением норм орфоэпии;
формировать умение отвечать на вопросы, озаглавливать текст, давать нравственную оценку герою.
Коррекционно-развивающие:
развивать внимание, память, воображение, обобщение в процессе анализа произведения;
расширять и уточнять словарный запас учащихся в процессе усвоения содержания;
совершенствовать грамматический строй речи при озаглавливании смысловых частей.
Коррекционно-воспитательные:
воспитывать положительные нравственные качества – доброту, желание дружить и приходить на помощь другу на примере героев сказки – Серой Шейки и Зайца.
Здоровьесберегающие:
сохранять здоровье детей путём оптимального учебного труда и активного отдыха; использования ТСО и средств наглядности; создания комфортной и доверительной атмосферы в классе; осуществления психологической поддержки каждого ученика.
КОНСПЕКТ УРОКА
Содержание | Наглядность | Деятельность учащихся | |
Оргмомент
Эмоциональ- ный настрой
| — Здравствуйте дети. — Со сказкой всегда интересно
|
Слайд 1 Звучит музыка «В гостях у сказки»
|
|
Сообщение темы, целей
Работа в парах | — Сегодня на уроке литературы мы повторим содержание 3-х частей сказки Д.Мамина-Сибиряка «Серая Шейка», познакомимся с содержанием 4-й части. Мы будем определять эмоциональное состояние главного героя на протяжении всей сказки. — Назовите главного героя сказки.
— Соберите мозаику! | Слайды: Автор, название сказки.
Разрезная картинка
|
Ответы учащихся
4 пары собирают картинку Серой Шейки |
Повторение | — Назовите приметы поздней осени.
| Слайд – иллюстрация поздней осени. | Ответы учащихся -Холодно. -Часто дует ветер. -Деревья голые. -Перелетные птицы улетают в теплые края. |
| 1 часть — Послушайте, какими словами автор сказки «Серая Шейка» описывает позднюю осень. Учитель: «Вообще хорошего было мало…» «Лебеди, гуси и утки…» Вопросы — Почему Серая Шейка не могла лететь в теплые края? — Почему она плакала? — Где Серая Шейка собиралась зимовать?
Характеристика персонажа — Выберите из данных слова о Серой Шейке, какая она сейчас? Чтение заголовка — Мы придумали название 1-й части сказки, прочитайте. |
Учебник с.41
.
Слова на карточках.
Серая Шейка 1. Отлет птиц
|
Учащиеся читают наизусть отрывок – описание поздней осени из 1 части сказки.
Ответы учащихся.
Ответы учащихся
— Серая Шейка грустная, добрая
Чтение учащимися названия 1-й части сказки.
|
Дыхательная гимнастика.
| 2 часть Выборочное чтение — Прочитайте в начале 2-й части, какие изменения произошли на реке. — Чего боялась Серая Шейка? Прочитайте. Характеристика персонажа — Выберите из данных слова о Серой Шейке, что можно добавить?
У. — Одиноко и скучно было уточке и однажды … Чтение по ролям – театр Вопросы — Можно теперь назвать С.Ш. одинокой? Почему? Характеристика персонажа — Какое слово вы бы добавили об уточке, выберите. Выборочное чтение — Прочитайте в конце 2-й части, какие изменения произошли на реке. — Представьте. Первый снег. Он засыпал ваши парты. Давайте подуем, чтобы убрать его. Теперь можем работать дальше. Чтение заголовка — Мы придумали название 2-й части сказки, прочитайте.
|
Учебник с.43
Учебник с.44
Слово на карточке.
Учебник с.44 — 45
Слово на карточке.
Учебник с.45 Слайд 2 Звучит музыка П. И. Чайковский. «Времена года. Январь»
Серая Шейка
|
«По утрам вода у берегов…»
«Неужели вся река…»
Ответы учащихся — Серая Шейка одинокая.
Чтение учащихся разговора зайца и С. Ш. Ответы учащихся — Нет, уточка теперь не одинока, она познакомилась с Зайцем. Ответы учащихся — Уточка беззащитная.
Чтение учащимися «Скоро выпал и первый снег…»
Сдувают снег с парты ( пенопласт)
Чтение учащимися названия 2-й части сказки.
|
| 3 часть Выборочное чтение — Прочитайте в начале 3-й части, какие изменения произошли на реке.
— Какое чувство испытала С.Ш., когда река стала покрываться льдом? Пересказ 3 части по иллюстрациям Чтение заголовка — Мы придумали название 3-й части сказки, прочитайте. |
Учебник с.45 Презентация «Природа зимой» – слайд зимней природы
Иллюстрации на слайдах
Серая Шейка
|
Чтение учащимися «Бурлившая днем горная река…»
Ответы учащихся — Серая Шейка огорчилась.
1 учащийся пересказывает.
Чтение учащимися названия 3-й части сказки.
|
Физминутка
| Вот лиса идет по лесу, Кто там скачет интересно? Но зайчата быстро скачут, Как же может быть иначе? Тренировки помогают! И зайчата убегают. Вот голодная лиса Грустно смотрит в небеса. Тяжело вздыхает, садится, отдыхает. | Презентация «Физминутка» | Учащиеся выполняют движения в соответствии с содержанием стихотворения. |
Работа над новым материалом
| 4 часть. Словарная работа Ольхи Убрались инеем – нарядились, украсились Трепетала – боялась, дрожала, вздрагивала Не спесива – не горда. Проведать – навестить Сажень – 2,1336 м Полынья – незамерзшее место на ледяной поверхности реки
Первичное чтение учителем. Аудиозапись.
Вопросы по первичному восприятию — Какое настроение вызвал у Серой Шейки приход зимы? (боялась) — Чего боялась Серая Шейка? (полынья замерзнет) — Кто сочувствовал (переживал) Серой Шейке? — Мог Заяц помочь уточке? | Слова на карточках
ольхи убрались инеем
трепетала
не спесива
проведать
сажень полынья
Учебник с.46 Слайд «Природа зимой»
|
Учащиеся следят по звуковому ориентиру.
Ответы учащихся.
|
Закрепление | Аналитическое чтение 1-й, 2-й абзацы Вопросы — Какие чудеса творились зимой в природе? — Почему Серая Шейка не могла любоваться красотой зимней природы? 3-й – 5-й абзацы Вопросы — Каким тоном Лиса произносила слова? — Почему Лиса не могла подобраться к воде?
6-й – 7-й абзацы Вопросы — Почему Лиса садилась теперь на самый край полыньи? — Ласково ли продолжала Лиса разговаривать с уточкой? Характеристика персонажа — Подумайте, что чувствовала Серая Шейка? Какая она была? Подбор заголовка — О каких событиях вы прочитали в 4 части сказки?
Название 4-й части выносится на доску |
Учебник с.46-47
Слово на карточке.
Серая Шейка
|
Чтение учащимися.
Ответы учащихся.
Чтение учащимися.
Ответы учащихся.
Чтение учащимися по ролям: – о зиме – слова Лисы – слова Зайца
Ответы учащихся.
Ответы учащихся. — Серая Шейка очень боялась, она была испуганная. Ответы учащихся. — Лиса навещает Серую Шейку.
|
Домашнее задание | Читать по ролям 4-ю часть сказки: — автор, – Лиса, — Заяц. |
|
|
Итог.
Мимическая гимнастика | — Какая Серая Шейка была в течении всей сказки?
Покажите мимикой. |
| Ответы учащихся. Грустная Добрая Одинокая Беззащитная Испуганная Храбрая |
Рефлексия. Самооценивание.
— А сейчас оцените свою работу на уроке.
— Если вы были активными, выберите синий цвет, если вы были внимательными — желтый цвет, если вы были артистичными — зеленый.
Пожалуйста, покажите свой выбор.
Смотрите, какое разноцветье сегодня в классе, вы действительно активные, внимательные, артистичные. Молодцы, очень приятно с вами работать. Спасибо за урок.