Конспект урока по Литературе «Д. Н. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка»»

Тема: Д. Н. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка»

Цель урока: формирование умения определять эмоциональное состояние главного героя произведения через анализ текста 
Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • изучить содержание 4-й части сказки Д.Мамина-Сибиряка «Серая Шейка», повторить краткое содержание 1-3-й частей;

  • совершенствовать технику чтения с соблюдением норм орфоэпии;

  • формировать умение отвечать на вопросы, озаглавливать текст, давать нравственную оценку герою.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать внимание, память, воображение, обобщение в процессе анализа произведения;

  • расширять и уточнять словарный запас учащихся в процессе усвоения содержания;

  • совершенствовать грамматический строй речи при озаглавливании смысловых частей.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать положительные нравственные качества – доброту, желание дружить и приходить на помощь другу на примере героев сказки – Серой Шейки и Зайца.

Здоровьесберегающие:

  • сохранять здоровье детей путём оптимального учебного труда и активного отдыха; использования ТСО и средств наглядности; создания комфортной и доверительной атмосферы в классе; осуществления психологической поддержки каждого ученика.
















КОНСПЕКТ  УРОКА

 

Этап урока

 

Содержание

Наглядность

Деятельность учащихся

Оргмомент

 


Эмоциональ-

ный настрой









— Здравствуйте дети. 

— Со сказкой всегда интересно 
Сказки все любят читать 
Сегодня попробуем вместе 
Смысл авторской сказки понять.





Слайд 1

Звучит музыка

«В гостях у сказки» 
  ( до 20 сек.)







 
















Сообщение темы, целей



























Работа в парах

Сегодня на уроке литературы мы повторим содержание 3-х частей сказки Д.Мамина-Сибиряка «Серая Шейка», познакомимся с содержанием 4-й части. Мы будем определять эмоциональное состояние главного героя на протяжении всей сказки.

—  Назовите главного героя сказки.





— Соберите мозаику!

Слайды:

Автор, название сказки.

 

 

 

 















Разрезная картинка



 

 

 

 

 

 

 









Ответы учащихся







4 пары собирают картинку Серой Шейки

Повторение

— Назовите приметы поздней осени.

 

Слайд – иллюстрация поздней осени. 

Ответы учащихся

-Холодно.

-Часто дует ветер.

-Деревья голые.

-Перелетные птицы улетают в теплые края.

 

1 часть

— Послушайте, какими словами автор сказки «Серая Шейка» описывает позднюю осень.

 Учитель: «Вообще хорошего было мало…»

  «Лебеди, гуси и утки…»

Вопросы

— Почему Серая Шейка не могла лететь в теплые края?

— Почему она плакала?

— Где Серая Шейка собиралась зимовать?

  



Характеристика персонажа

— Выберите из данных слова о Серой Шейке, какая она сейчас?

   Чтение заголовка

— Мы придумали название 1-й части сказки, прочитайте.         

 

Учебник с.41

 

 

 

 

 

 



 

 





.

 

 





Слова на карточках.







Серая Шейка

1. Отлет птиц

 

 

Учащиеся читают наизусть отрывок – описание поздней осени из 1 части сказки.

 

 

 

 



Ответы учащихся.

 







Ответы учащихся








— Серая Шейка грустная, добрая





Чтение учащимися

названия 1-й части сказки.



















































Дыхательная

гимнастика.

 

2 часть

Выборочное чтение

— Прочитайте в начале

2-й части, какие изменения произошли на реке.

— Чего боялась Серая Шейка? Прочитайте.

Характеристика персонажа

— Выберите из данных слова о Серой Шейке, что можно добавить?

 

 У.  — Одиноко и скучно было уточке и однажды …

Чтение по ролям – театр

Вопросы

 — Можно теперь назвать С.Ш. одинокой? Почему?

Характеристика персонажа

— Какое слово вы бы добавили  об уточке, выберите.

Выборочное чтение

— Прочитайте в конце 2-й части, какие изменения произошли на реке.

— Представьте. Первый снег. Он засыпал ваши парты. Давайте подуем, чтобы убрать его. Теперь можем работать дальше

Чтение заголовка

— Мы придумали название 2-й части сказки, прочитайте.

 

 

 

 

Учебник с.43

 

 Учебник с.44

 

 

Слово на карточке.

 

 

 

 

 Учебник с.44 — 45

 

 

 

 

 

Слово на карточке.

 

 







Учебник с.45

 Слайд 2

Звучит музыка

П. И. Чайковский. «Времена года. Январь»



Серая Шейка

  1. Отлет птиц.

  2. Знакомство с Зайцем.


 

 

 «По утрам вода у берегов…»



«Неужели вся река…»

 

Ответы учащихся

— Серая Шейка одинокая.

 

 

 

Чтение учащихся разговора зайца и С. Ш.

Ответы учащихся

— Нет, уточка теперь не одинока, она познакомилась с Зайцем.

Ответы учащихся

— Уточка беззащитная.

 



Чтение учащимися

«Скоро выпал и первый снег…»


Сдувают снег с парты ( пенопласт)







Чтение учащимися

названия 2-й части сказки.

 

 


 

3 часть

Выборочное чтение

— Прочитайте в начале

3-й части, какие изменения произошли на реке.

 

 — Какое чувство испытала С.Ш., когда река стала покрываться льдом?

Пересказ 3 части по иллюстрациям

Чтение заголовка

— Мы придумали название 3-й части сказки, прочитайте.

 



Учебник с.45

Презентация «Природа зимой» – слайд зимней природы

 





Иллюстрации на слайдах

 


Серая Шейка

  1. Отлет птиц.

  2. Знакомство.

  3. Встреча с лисой.

 



Чтение учащимися

«Бурлившая днем горная река…»



Ответы учащихся

— Серая Шейка огорчилась.

 


 

1 учащийся пересказывает.



Чтение учащимися

названия 3-й части сказки.

 


Физминутка

 

 

Вот лиса идет по лесу,

Кто там скачет интересно?

Но зайчата быстро скачут,

Как же может быть иначе?

Тренировки помогают!

И зайчата убегают.

Вот голодная лиса

Грустно смотрит в небеса.

Тяжело вздыхает, садится, отдыхает.

Презентация «Физминутка»

Учащиеся выполняют движения

в соответствии

с содержанием стихотворения.

Работа над новым материалом

 

4 часть.

Словарная работа

Ольхи

Убрались инеем – нарядились, украсились

Трепетала – боялась, дрожала, вздрагивала

Не спесива – не горда.

Проведать – навестить

Сажень – 2,1336 м

Полынья – незамерзшее место на ледяной поверхности реки  

 

Первичное чтение учителем.

Аудиозапись.

 

Вопросы по первичному восприятию

— Какое настроение вызвал у Серой Шейки приход зимы? (боялась)

— Чего боялась Серая Шейка?

(полынья замерзнет)

— Кто сочувствовал (переживал) Серой Шейке?

— Мог Заяц помочь уточке?

Слова на карточках


ольхи

убрались инеем



трепетала



не спесива


проведать


сажень

полынья

 

 

Учебник с.46

Слайд «Природа зимой» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся следят по звуковому ориентиру.









Ответы учащихся.

 

Закрепление

Аналитическое чтение

1-й, 2-й  абзацы

Вопросы

— Какие чудеса творились зимой в природе?

— Почему Серая Шейка не могла любоваться красотой зимней природы?

3-й – 5-й абзацы

Вопросы

— Каким тоном Лиса произносила слова?

— Почему Лиса не могла подобраться к воде?


6-й  – 7-й абзацы

Вопросы

— Почему Лиса садилась теперь на самый край полыньи?

— Ласково ли продолжала Лиса разговаривать с уточкой?

Характеристика персонажа

— Подумайте, что чувствовала Серая Шейка? Какая она была?

Подбор заголовка

— О каких событиях вы прочитали в 4 части сказки?



Название 4-й части выносится на доску

 

Учебник с.46-47

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слово на карточке.











Серая Шейка

  1. Отлет птиц.

  2. Знакомство.

  3. Встреча с лисой.

  4. Лиса навещает Серую Шейку.

 

Чтение учащимися.

 

Ответы учащихся.

 

 

 

 



Чтение учащимися.

 

Ответы учащихся.

 



Чтение учащимися по ролям:

о зиме

слова Лисы

слова Зайца

 

 Ответы учащихся.

 

 

  Ответы учащихся.

— Серая Шейка очень боялась, она была испуганная.

Ответы учащихся.

— Лиса навещает Серую Шейку.



Домашнее задание

Читать по ролям 4-ю часть сказки:

— автор,  – Лиса,  — Заяц.

 

 

Итог.





Мимическая

гимнастика

— Какая Серая Шейка была в течении всей сказки?


Покажите мимикой.

 

Ответы учащихся.

Грустная

Добрая

Одинокая

Беззащитная

Испуганная

Храбрая



Рефлексия. Самооценивание. 
— А сейчас оцените свою работу на уроке.

— Если вы были активными, выберите синий цвет, если вы были внимательными — желтый цвет, если вы были артистичными — зеленый
Пожалуйста, покажите свой выбор. 
Смотрите, какое разноцветье сегодня в классе, вы действительно активные, внимательные, артистичные. Молодцы, очень приятно с вами работать. Спасибо за урок.




Свежие документы:  Внеклассное мероприятие: Творчество Джека Лондона. Произведение «Морской волк». Отрывок «Шторм» 4 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: