«Дети и война»
Цель: знакомство с творчеством К.М.Симонова и А.Т.Твардовского, наблюдение над сюжетом в лирическом произведении, развитие навыков анализа, воспитание чувства любви к Родине
Ход урока
1941-1945гг. Кто знает эту дату? О чём она говорит ? Какие книги о войне вы читали?
22 июня 1941 года. Война!… Страшной полосой перечеркнула эта дата жизнь миллионов людей нашей страны…
Вроде бы все знали о возможности войны, готовились к ней. И всё- таки она нагрянула как неожиданная великая беда.
Звучит куплет песни «Вставай, страна огромная».
Слова песни звучали как призыв.
На защиту Родины встала вся страна от мала до велика.
3358 человек были призваны на фронт из Чесменского района, 1404 из них не вернулись с войны; отдав жизнь за свободу и независимость нашей страны.
С воинами-земляками нашего посёлка, ушедшими на войну, вы можете познакомиться в книге памяти участников ВОв более подробно.
Фамилии многих из них вам знакомы, и, вполне вероятно, некоторые из них ваши родственники.
Из этой книги вы узнаете, что и из нашего посёлка на фронт ушли многие прямо со школьной скамьи:
В семнадцать лет я не гулял по паркам,
В семнадцать лет на танцах не кружил,
В семнадцать лет цигарочным огарком
Я больше, чем любовью дорожил.
Я с песней шёл сквозь снежные завалы,
Сквозь непогодь метельных январей…
В семнадцать лет я был влюблён в привалы
И в пайку почерневших сухарей.
Молодым было нелегко каждый день, каждую минуту смотреть смерти в лицо, но они защищали Родину, защищали самое дорогое:
Твержу задание своё:
На карте есть деревня Н,
И нужно отыскать её,
Не угодить ни в смерть , ни в плен.
Закат пургою замело-
-И тьма, и не звезды взамен!
Белым-бело, белым-бело…
Всё снег да снег, всё снег да снег.
Захлёбываюсь, но иду.
Я шёл бы даже и в бреду
И целый час, и день, и век
Назло пурге, себе назло-
Так скроен русский человек.
Какими они были, дети войны? Героями?
Герой слово особое. Его не каждому присвоишь. Были самыми обыкновенными мальчишками.
Вот адресованное матери фронтовое письмо:
«Хочется обнять тебя, поцеловать свою милую маму.
Знаю, что каждый день ты переживаешь обо мне. Я вынес с поля боя немолодого солдата. Он умирал у меня на руках и звал свою маму и с этими словами умер»
Боль за сыновей подобна мелу
Выбелит ей косы добела.
Если даже сердце очерствело,
Дайте маме капельку тепла!
Если стали сердцем вы суровы,
Будьте, дети, ласковее с ней.
Берегите мать от злого слова:
Знайте- дети ранят всех больней
Если ваши матери устали,
Добрый отдых вы им дать должны…
Берегите их от чёрных шалей!
Берегите женщин от войны!
Этим обыкновенным мальчишкам пришлось увидеть разруху, смерть родных и друзей, фронтовые дороги.
Прозвучавшие стихотворения о детях и войне дополнит стихотворение К.М.Симонова «Майор привёз мальчишку на лафете»
Родился К.М.Симонов в 1915г. В Петрограде. Детство и юность прошли в Рязани и Саратове. Отчим был военным , и многие воспоминания связаны с жизнью и бытом военных городов. Отчим стал будущему поэту преданным отцом. Окончил Симонов 7 Классов, затем ФЗУ (фабричное заводское училище), стал токарем, учился в литературном институте. С 1934г стал публиковать стихи. Во время ВОв был корреспондентом (военным). Многие его стихи наши воины носили у себя на груди.
Симонов стремился в своих стихах сделать чувство Родины близким «лежащим у самого сердца». Идея единства поколений, слитности их в глубоком патриотическом чувстве и совершаемом всем народом подвиге выражена в стихотворении «Майор привёз…»
Лафет – станок артиллеристского оружия.
Чтение стихотворения
Поэт создаёт характер человека, вобравшего в себя трагический опыт войны — опыт страданий, лишений ненависти, уничтожения и неугасимой любви к родной земле.
Героика и драматизм войны давали обширный материал для стихотворной баллады.
Героями новых баллад становились юные участники войны, подростки.
Словарная работа стр.293
Баллада-стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряжённым сюжетом.
Можно данное стихотворение назвать балладой?
Что рассказчик хочет сказать своим стихотворением?
Как вы понимаете выражение
…седой мальчишка на лафете спал.
Ты это горе знаешь понаслышке, а нам оно оборвало сердца.
Почему рассказчик не может простить себе, что не спросил мальчика, как его зовут?
Какой момент войны (наступление или отступление) описан в стихотворении?
Откуда был тот мальчик, которого привезли на лафете пушки? (рассказ о Брестской крепости)
Тема «Дети и война» раскрывается в стихотворении А. Т. Твардовского «Рассказ танкиста»
Твардовский родился в 1910 году в семье кузнеца , человека начитанного . Мать происходила из дворян. С самого раннего детства познакомился с русской классикой
Заветной книгой был томик Некрасова.
В 1930 году поступает в Смоленский институт. Во время войны 1941-45г. был военным корреспондентом , пишет стихотворения о войне, написал поэму «Василий Тёркин»
Вы слышали о ней?
Чтение стихотворения «Рассказ танкиста»
Можно ли это стихотворение назвать балладой?
Как характеризует мальчика Твардовский?
Почему именно такой мальчик мог стать участником такого события?
Можно ли поступок мальчика назвать геройским?
Как рассказчик поблагодарил мальчика?
Как вы понимаете строки:
Всё нынче как спросонку…
Бедовый, из тех , кто главарями у детей
А он гвоздит – не выглянуть из башен…
И эту пушку ,заодно с расчетом,
Мы вмяли в рыхлый , жирный чернозём.
Звучит куплет из песни «День победы»
Мы знаем … и не знаем о войне. Знаем, потому что читаем о ней , смотрим фильмы. А не знаем , потому что не осознаём , что наше счастье с лихвой оплачено кровью тех , кому в 41-м было даже меньше 17лет.
Та кровь, что пролита недаром
В шестьдесят третий этот срок,
Нет, не иссякла вешним паром
И не ушла она в песок.
Не затвердела год от года,
Не запеклась ещё она.
Та кровь подвижника народа
Свежа, красна и солона.
Стучит в сердца, владеет нами,
Не отпуская ни на час,
Чтоб наших жертв святая память
В пути не покидала нас.
Домашнее задание:
Выучить наизусть стихотворение о войне
Стр.148-149.