Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9 МО Староминский район Краснодарского края
Урок литературы, проведённый на неделе гуманитарного права в 5 классе.
«Деятельное сострадание»
/по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор»/
Урок подготовила и провела
Анисимова Н.А.
2013 год
Тема : «Деятельное сострадание» /по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор»/
Цели урока: обратить внимание учащихся на то, что и в мирной жизни людям приходится сталкиваться со многими проблемами(болезнями, безработицей). Иногда эти испытания могут быть настолько трудными, что только поддержка окружающих, похожая на чудо, может изменить безвыходную ситуацию. Знакомство с творчеством А.И. Куприна.
Ход урока:
Организационный момент.
Объявление темы и целей урока. /слайд №1/
Вступительное слово учителя:
— В школе проходит неделя гуманитарного права. Гуманитарному праву посвящён наш сегодняшний урок. Работать мы будем по книгам «Вокруг тебя – мир», которая создана по инициативе Международного комитета Красного Креста.
? Что вы знаете об этой организации? /Организация, которая оказывает помощь людям, находящимся в зоне вооружённого конфликта, людям, пострадавшим от наводнения, землетрясения и других стихийных бедствий./
— Одна из задач деятельности Международного Комитета Красного Креста – распространять идеи гуманности, взаимного уважения.
? Что означает слово «гуманность»? /слайд №2 : гуманность – любовь к человеку, уважение человеческой личности, человечность, человеколюбие/
? Как вы думаете, какие произведения собраны в этом пособии? /произведения о людях, попавших в трудную жизненную ситуацию, нуждающихся в помощи/
— Об этом рассказ А.И.Куприна «Чудесный доктор».
IV. Сообщение знаний:
1.Слово о писателе /слайд №3/:
— Александр Иванович Куприн родился в 1870 году. Это один из самых известных писателей первой четверти 20 века. Куприн – чрезвычайно интересная личность, он перепробовал массу профессий: от грузчика до дантиста. Его увлекало всё новое и интересное: он спускался под воду в водолазном костюме, летал на аэроплане, организовал атлетическое общество. Во время Первой мировой войны в его доме был устроен лазарет.
2.Анализ рассказа «Чудесный доктор»:
— Чтение первого фрагмента.
? Чем привлекла мальчиков витрина, описанная автором?
— Второй фрагмент пересказывают заранее подготовленные учащиеся.
? Как вы думаете, в какое время года происходит действие рассказа?
? В каком настроении пребываете вы в эти праздники?
? Могут ли мальчики, Володя и Гриша, надеяться на подарки, сюрпризы, в эти праздничные дни?
— Третий фрагмент заранее подготовленные учащиеся читают по ролям.
? Как вы думаете, о чём говорилось в письме к бывшему хозяину главы семейства Мерцаловых?
? Мог ли швейцар передать письмо по назначению? Почему он этого не сделал?
— Четвёртый фрагмент читает учитель.
? Были ли у семьи Мерцаловых причины отчаяться? Почему?
? Можно ли сказать, что семья попала в трудную жизненную ситуацию?
— Пятый фрагмент пересказывают заранее подготовленные учащиеся.
? До какой степени сильно было отчаяние Мерцалова?
— Чтение учителем шестого фрагмента.
? Как вы думаете, почему этот незнакомый человек решил помочь Мерцалову?
— Седьмой фрагмент пересказывают заранее подготовленные учащиеся.
? Как вы думаете, почему доктор не назвал своего имени, фамилии?
? В этом фрагменте автор несколько раз называет доктора «чудесным». Почему?
? Кем же оказался этот «чудесный» доктор? /слайд №4 Николай Иванович Пирогов – российский хирург, педагог, общественный деятель, основоположник военно-полевой хирургии. Участвовал в обороне Севастополя, в франко-прусской и русско-турецкой войнах. Впервые произвёл операцию под наркозом на поле боя, ввёл неподвижную гипсовую повязку./
? Как дальше сложилась судьба Мерцаловых?
V. Итоги урока:
? О каком же чуде идёт речь в этом рассказе? /О чуде случайной встречи. О чуде, которое может сотворить любой человек с чутким сердцем. О чудодейственной силе деятельного сострадания./
? Что, по-вашему, можно назвать деятельным состраданием?
— Закончить урок хочется словами немецкого поэта Иогана Гёте /слайд №5/: «Во всех случаях лучше надеяться, чем отчаиваться».