Конспект урока по литературе для 11 класса «Обзор современной литературы (на примере повести Нарине Абгарян «Манюня»)»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

660





Конспект урока по литературе
в 11 классе

«Обзор современной литературы»

(на примере повести Наринэ Абгарян «Манюня»).




подготовила

учитель русского языка и литературы

Ефимчук Татьяна Сергеевна

















Москва

2013 г.

КОНСПЕКТ УРОКА.

Тема: Обзор современной литературы (на примере повести Наринэ Абгарян «Манюня»).

Класс 11.

Цель: Познакомить учащихся с современной литературой (на примере повести Н. Абгарян «Манюня»).

Задачи: 1. Научить анализировать и интерпретировать художественный текст.

2. Развить навыки осознанного чтения.

3. Воспитать эстетическое отношение к литературе.

Инструменты: Текс романа

Домашнее задание к уроку – прочитать главу «Вместо предисловия» романа Н. Абгарян «Манюня».


Ход урока.


  1. Оргмомент. Приветствие.

  2. Слово учителя.

Сегодня мы познакомимся с одной из новинок детской литературы – романом Н. Абгарян «Манюня». Как заявлено в теме нашего урока – это книга о детях, но для взрослых, однако и детям она приносит радость.

Дома я просила прочитать главу «Вместо вступления», что вы узнали о героях книги?

(сжатый пересказ с комментариями)

  1. Слово об авторе.

Наринэ Абгарян (род. 14 января, Берд, АрмССР) — русская писательница армянского происхождения, блогер. Окончила Ереванский государственный лингвистический университет им. В. Я. Брюсова, с 1993 года живёт в Москве.

Стала известна после публикации автобиографической книги «Манюня» (2010), став с ней лауреатом Российской национальной литературной премии «Рукопись Года» в номинации «Язык». Вошла в длинный список номинантов на премию «Большая книга» 2011 года.
В 2011 году вышла вторая часть историй о Манюне: «Манюня пишет фантастичЫскЫй роман».

Многие читатели сходятся во мнении, что это книга скорее для взрослых, в рецензиях мнение одно: «Открыв первую страничку, попал в своё детство…». Но всё же она детская. Хочется провести параллель с «Денискиными рассказами», но, как написано в одной из рецензий, «из другого лагеря».


Сегодня на уроке мы познакомимся с 13 главой: «Манюня фонтанирует идеями, или Как Ба устроила нам незабываемую премьеру «господибожетымой»».

  • Что автор говорит о Ба? (отрывок из 1 главы)

Действия происходят в 80-гг в маленьком провинциальном городке.

  1. Чтение главы 13.

  2. Беседа.

  • Какие эмоции вы испытали после прочтения главы?

  • Почему Ба сама готовит шерсть для белья?

(не доверяет промышленности)

  • Что представляет собой процесс обработки шерсти? (из текста).

  • Как девочки объяснили своё поведение? (нашло затмение)

  • Возможно ли, что Ба не заметит последствия игры?

(нет, описание «игры» из текста)

  • Зачем Манюня и Наринэ решили идти в погреб? (за песком)

  • Представьте, что вы проделали работу по обработке шерсти и увидели такой результат? Что бы вы испытали, сделали?

  • Какова была реакция Ба? Какую фразу она произносит? («господибожетымой»)

  • Что это означает? Почему написано так? (подчёркивается эмоциональность, приговор для девочек)

  • Как Ба наказывает девочек? (бьёт)

  • Справедливо ли наказание?

  • Что значит фраза «И судьба протрубила в рог Гьяллахорна, и нагрянул магический день Рагнарек»? С какой целью автор использует её?

(Мифическое действо, в котором участвует Один и его свита — группа призрачных всадников-охотников со сворой собак. Согласно пророчеству, в день Рагнарёка чудовищный волк Фенрир проглотит Солнце, погрузив мир во тьму, а море выйдет из берегов, когда из глубин всплывёт мировой змей Ёрмунганд (скандинавская мифология)).

  • Как девочки оказываются запертыми в погребе?

(скрылись от наказания)

  • Что девочки почувствовали, когда оказались запертыми в погребе? Испытывают ли они чувство вины? (нет, было страшно)

  • Почему им страшно? (ощутили на себе угрозу Ба «замуровать заживо»)

  • Когда Ба откликнулась на плач девочек?

(когда сказали, что больше так не будут, да и времени достаточно прошло, там холодно)

  • Почему она во второй раз произносит «господитыбожемой»? Приобретает ли это слово иное значение? (да)

  • Почему закрыть девочек в погребе оказалось легче, чем вызволить? (говорит об эмоциях Ба)

  • Можно ли сказать, что Ба бессердечная, злая женщина, любящая издеваться над детьми? (нет)

  • Что доказывает это суждение? (тут же согрела, её эмоции понятны)

  • Как девочки искупили свою вину? (переделали всю работу)

  • Какое наказание более правильно: погреб, палка или тяжёлый труд?

(Труд. Из текста: «А далее мы на своём опыте доказали, что пирамиды всё-таки строили люди, а не инопланетяне. Потому что вдвоём, подгоняемые грозными окриками Ба, сначала помыли всю шерсть в пяти водах, потом сушили её на солнцепёке, не забывая ворошить и переворачивать, потом мы её выбивали деревянной палкой, нудно и долго, до волдырей и боли в пояснице, а далее каждый клочок шерсти распушили в руках нежным облачком. И если кто из вас скажет, что Ба всё-таки переборщила с господибожетымоем, то я с вами не соглашусь. Ибо кару понесли мы вполне заслуженную, да»).

  1. Итог.

  • Понравилось ли вам эта история?

  • Появилось ли у вас желание прочитать ещё несколько глав?

  • Кому бы вы порекомендовали почитать эту книгу?

  • Согласны ли вы с утверждением, что эта книга о детях, но для взрослых? Интересна ли она детям?














Использованные материалы и Интернет-ресурсы


  1. https://www.proza.ru

  2. https://www.loveread.ec/





Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса "Зимовье"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: