Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
Республика Татарстан, город Нурлат
Конспект урока по литературе
в 5 классе
ДОМ, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ ДЖЕК.
Экстремальные ситуации и жизнь Джека Лондона
подготовила
учитель русского языка и литературы
Бакирова Марина Викторовна
Нурлат 2013
КОНСПЕКТ УРОКА
Литература 5 класс ( ШКОЛА 2100)
ДОМ, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ ДЖЕК
Экстремальные ситуации и жизнь Джека Лондона
Содержание | Формирование УУД и технология оценивания | |
| На данном уроке: учащиеся говорят о соответствии жизни писателя и содержания произведения; учатся методу антиципации, узнают о жизни Джека Лондона и отвечают на проблемный вопрос: что за дом построил Джек Лондон в своей жизни? |
|
II. Введение в тему. 1. Формулирование темы урока.
| — Будучи уже знаменитым, писатель Джек Лондон начал строительство огромного дома, почти дворца. Он называл его «Домом Волка» и мечтал, что там будет жить его семья, собираться за столом все его друзья. Но в тот день, когда они уже собирались вселяться, вспыхнул пожар, и «Дом Волка» сгорел дотла. Больше никогда Лондон не предпринимал попыток построить его заново. Между тем, многие критики и почитатели таланта этого писателя, говорят о другом доме, который он построил, благодаря своему таланту, исключительной честности и непосредственности в изображении действительности, широкому охвату событийно-повествовательного поля. — Что же это был за дом? Формулируем тему урока: «Дом, который построил Джек» |
|
III. Анализ названия раздела. IV. Сопоставление писателя и его произведений. Экстремальные ситуации и жизнь Джека Лондона.
| — Что же такого особенного в писателе Джеке Лондоне? Как известно, материал для своих книг писатели, чаще всего, берут из собственной жизни. Больше его брать просто неоткуда. Невозможно написать про боль, если никогда её не испытывал. Или изображать знатока парусного спорта, если сам ни разу не ходил под парусом. Непосредственность ощущений берётся из собственных, наиболее ярких воспоминаний, и именно она придаёт произведениям достоверность. Герои Джека Лондона различны – от последнего нищего до миллионера. Но всех их объединяет то, что они изображаются в переломные моменты жизни, в экстремальных для них ситуациях. — Давайте разберёмся, что такое «экстремальная ситуация». (Самостоятельно читаем с. 147-148 и формулируем, какую ситуацию можно назвать экстремальной). Информация для учителя: ≪Экстремальный≫ – от латинского extremus (≪крайний≫). Экстремальная ситуация – ситуация крайне напряжённая, опасная, требующая от человека наивысшего подъёма душевных и физических сил. — Какие ситуации в уже прочитанных нами произведениях можно назвать экстремальными? (Вспоминаем дуэль д`Артаньяна, приключения героев романа «Дети капитана Гранта», «Острова сокровищ», «Кортика». Приходим к выводу, что в приключенческой литературе герои, как правило, попадают в экстремальные ситуации). — Какой вопрос может возникнуть? (Неужели авторы этих произведений так же высаживались на необитаемые острова, дрались на дуэлях, искали клады, рисковали жизнью?) — Бывает по-разному. Писателю не обязательно перевоплощаться в своего героя, чтобы правдоподобно его описать. Иногда достаточно небольшого соответстия. Никто не будет спорить, например, что Р.Л. Стивенсон был не менее отважен, чем изображённый им Джим Хокинс. А, скажем, Дюма, не только мечтал о благородстве, но и сам был достаточно благороден. Но вот Джек Лондон – случай особый. Он действительно жил той жизнью, которую описывал в своих произведениях. А его жизнь была цепью экстремальных ситуаций.
— Давайте поиграем в игру: «веришь – не веришь» — Джек Лондон – это не настоящее имя писателя (Действительно, его настоящее имя – Джон Гриффит). — Джек Лондон был пиратом. (Действительно, какое-то время, он был так называемым «устричным пиратом» — промышлял незаконным выловом устриц, зарабатывая себе на жизнь). — Джек Лондон был к концу жизни очень богат. Это произошло, когда он побывал на Аляске и нашёл там золото ( Он зарабатывал очень много, но тратил ещё больше. А на Аляске золота ему найти не удалось, зато он получил там богатый материал для рассказов). — Смерть грозила ему ещё до его рождения: его будущая мать, когда её бросил настоящий отец Джека Лондона, выстрелила в себя. (Это действительно так, шрам от пистолетной пули остался на виске Флоры Уэллман на всю жизнь. Джон Лондон был отчимом Джека. И во многом заменил ему отца. Но самым близким человеком Джеку стала Элиза – его сводная сестра. Ещё когда Джон Лондон привёл двух своих дочек из сиротского приюта, в который он их на время отдавал, в дом Флоры, восьмилетняя Элиза увидела маленького Джека в кроватке, лицо которого облепили мухи. Она молча сделала бумажный веер, села рядом и стала отгонять мух. Она же, в конце жизни, похоронила Джека, который умер, едва перевалив сорокалетний рубеж. — Джек Лондон был посажен в тюрьму за бродяжничество. (В его биографии был и такой эпизод, но для того, чтобы написать «Люди бездны» о жителях лондонского дна, он специально переоделся в нищего и несколько дней скитался, якобы в поисках работы, в самых страшных местах Лондона). — Джек Лондон был полицейским. (Как это ни смешно, но после того, как он, пятнадцатилетний, после тяжёлой работы на фабрике, в один день стал «устричным пиратом», так он, спонтанно, по предложению таможенного чиновника, перешёл в полицейский патруль, который этих пиратов отлавливал. Однажды они с напарником захватили китайскую джонку, где Лондон, безоружный, справился с толпой в 15 человек, а потом отобрал пистолет у обезумевшего от страха напарника.) — Джек Лондон даже не закончил среднюю школу. (Это действительно так, но он занимался самообразованием и смог даже поступить в университет. Однако необходимость зарабатывать на семью – на мать, отчима, который стал инвалидом и сводных сестёр, всё время толкала его на поиски новой работы, и университет ему тоже пришлось бросить). — Джек Лондон стал писателем, потому что ещё в школе его в качестве наказания заставляли переписывать по нескольку раз цитаты из учебника. (Не совсем так. Он отказался петь вместе с остальными детьми, и директор, разобравшись в мотивах поведения ученика, разрешил ему писать, в то время, как другие поют). — Джек Лондон был браконьером. (И это правда, он ходил к берегам России бить морских котиков, после чего описал этот эпизод в своей жизни в романе «Морской Волк»). — Джек Лондон был боксёром. (Не совсем так, серьёзным боксёром он не был никогда, но то, чем он занимался, прекрасно описано в рассказе «Мексиканец». Упорство и стойкость позволяли ему держаться на ринге, когда опытные боксёры отрабатывали на нём свои удары, а также выступать, причём даже в самых проигрышных ситуациях. Одно время это приносило ему доход). — Джек Лондон мечтал стать фермером. (Это правда, но мечта его так и не смогла превратиться в реальность, ферма разорила Джека). — Читаем рассказ Шерлока Холмса о Джеке Лондоне и составляем портрет писателя. Информация для учителя: Джек Лондон (настоящее имя Джон Гриффит, 1876–1916) говорил о себе: В пятнадцать лет я был мужчиной, равным среди мужчин. Прирождённый романтик и мечтатель, подростком ходивший в одиночку на быстроходной лёгкой лодке в море, в шестнадцать лет плававший матросом на промысловом паруснике, страстный читатель – таков был Джек Лондон в юности. Позже он напишет: На полках городской библиотеки я открыл для себя огромный мир, простирающийся за горизонт (можно обратить внимание учащихся на то, насколько слова Джека Лондона созвучны названию учебника, и поставить вопрос о смысле этого названия). В поисках этого мира, подхваченный золотой лихорадкой, Джек Лондон оказывается на Клондайке. Оставалось ещё семьдесят пять миль до поселка Доусон, до самих приисков, когда замёрзли реки, а добраться туда можно было только водой. После восьмимесячной зимовки, без денег и золота, Джек Лондон отправляется в обратный путь: вниз к океану, потом кочегаром на пароходе, потом безбилетным пассажиром товарных составов. Дома он садится писать книги. Он полон впечатлений, мыслей. Но рукописи не принимают. Безденежье, голод, отчаяние, упорство и труд – вот что почти два года наполняло жизнь Джека Лондона. Потом пришло признание. Один за другим начали появляться его северные рассказы, среди которых был и рассказ .Любовь к жизни. | Регулятивные УУД 1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. 2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. Познавательные УУД 1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную. 2. Пользоваться изучающим видом чтения. 3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема). 4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением. 5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выбо- рочно. 6. Пользоваться словарями, справочниками. 7. Осуществлять анализ и синтез. 8. Устанавливать причинно-следственные связи. 9. Строить рассуждения. Коммуникативные УУД 1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. 3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. 4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. 5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра. 6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. Личностные результаты 1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. 2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства.
Технология оценивания «На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её. После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена. АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ (вопросы к ученику): 1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате? 2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)? 4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)? Какую оценку ты себе ставишь?
Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично». Программный уровень (повышенный) – решение нестандартной задачи, где требуется либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности — «отлично». Максимальный уровень — решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.
|
IV. Итог урока. | — Мы выяснили, что за «дом» построил Джек Лондон и узнали, что основой изображения героя в произведении почти всегда является личный опыт. |
|
V. Домашнее задание | К следующему уроку учащимся необходимо прочитать рассказ . Любовь к жизни (учебник ,с. 149–161) и выполнить задания I.1 и II.1 в тетради, с. 12. |
|