17
План-конспект урока.
Тема урока: Духовно-нравственное содержание легенды «О двух великих грешниках» Н.А.Некрасова. (2 урока).
Цель урока: раскрыть духовно-нравственное содержание легенды «О двух великих грешниках».
Задачи: 1. Познакомить учащихся с отрывком из поэмы «Кому на Руси жить хорошо», помочь выяснить идейно-художественное своеобразие легенды, определить фольклорные и христианские традиции.
Учить видеть авторскую позицию и идейный замысел.
Способствовать формированию необходимых ценностных установок, духовно-нравственных основ жизни, воспитывать такие качества, как совестливость, справедливость, ответственность.
Развивать самостоятельность мышления, вырабатывать умение обосновывать оценку прочитанного.
Формирование УУД:
Познавательные: работать с различными источниками, уметь видеть авторскую позицию, идейно-художественное своеобразие легенды.
Коммуникативные: строить устное и письменное высказывание, читать и осмысливать текст, уметь слушать и слышать друг друга.
Регулятивные: определять цель урока, производить рефлексию.
Личностные: вырабатывать духовно-нравственные основы жизни, ценностные ориентации.
Оформление:
1. Мультимедийная презентация: портрет Некрасова, иллюстрации к поэме «Кому на Руси жить хорошо», словарь понятий, отрывок из Нагорной проповеди.
Эпиграфы к уроку:
1. Мужественный дух потенциально заключен в России пророческой, в русском странничестве и русском искании правды. (Н.Бердяев).
2. Не верь, чтоб вовсе пали люди;
Не умер Бог в душе людей,
И вопль из верующей груди
Всегда доступен будет ей. (Н.А.Некрасов)
План-конспект урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Примечание | |
1. | Организационный. | Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. | Приветствуют учителя. Демонстрируют готовность к уроку.
|
|
2. | Актуализация знаний. | — На прошлом уроке мы познакомились с основными темами и мотивами лирики Некрасова. Давайте вспомним их.
— Каков основной пафос поэзии Некрасова?
| Отвечают на вопросы: /— назначение поэта и поэзии — любовь к родине — тема материнской любви — сострадание к простому народу — мотив вины и покаяния перед страдающим народом/
/-Некрасов – поэт-гражданин, страдающий за народ, любящий родину: Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан./ | Слайд: портрет |
3. | Целеполагание. | – Сегодня нам предстоит знакомство с отрывком из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси…». Центральной проблемой этого произведения является вопрос, вынесенный в заголовок. А темой нашего урока станет духовно-нравственное содержание легенды «О двух великих грешниках».
— Тему я обозначила. А вы попробуйте сформулировать цель сегодняшнего урока.
/Попробуем разобраться в духовно-нравственном содержании легенды, выяснить, какие проблемы ставит Некрасов и как их решает, постараемся выяснить авторскую позицию и сформировать собственную/.
Эпиграфами к уроку послужат слова философа Н.Бердяева и поэта Н.А.Некрасова. |
Записывают тему урока в тетради.
Совместно с учителем формулируют цель урока.
| Слайд: Тема урока
Слайд: эпиграфы |
4. | Усвоение нового материала. | 1. — Я знаю, что многие из вас целиком прочитали поэму «Кому на Руси жить хорошо». — О чем эта поэма? Каков ее сюжет?
Слово учителя: Итак, семеро беспокойных крестьян из «смежных деревень» странствуют по Руси в поисках счастливого, в поисках правды. Некрасов использует фольклорные традиции, в частности, мотив странничества и правдоискательства. |
Индивидуальное опережающее задание: краткий пересказ сюжета поэмы.
|
Слайды: иллюстрации к поэме |
2. Работа с эпиграфом. — Прочитайте эпиграф – слова Н. Бердяева. — Кто такие странники? Слово учителя: Традиционно герой русских сказок отправляется в путь-дорожку ради какого-то общего дела: то прослышал, что Змей Горыныч мучает жителей дальнего села; то выручает царскую дочь, томящуюся у Кощея Бессмертного. А то и так просто идет себе солдат: окончил службу и бродит по Руси, освобождая города и изгоняя чертей. А то спорят о том, как лучше жить – правдой или кривдой. И спор этот разрешается в пользу мужика, стоящего за правду. Так и герои поэмы отправляются в путь искать общее счастье, узнать правду./
— А вы как понимаете слово «правда»? -Какие однокоренные слова можно подобрать?
Слово учителя: «Правдивый»,«справедливый»,«праведный». Сам язык подсказывает родство этих понятий. А высшая справедливость исходит от Бога. Вершиной народных представлений о правде и справедливости в поэме «Кому на Руси жить хорошо» стала легенда «О двух великих грешниках». |
Читают эпиграф. Отвечают на вопрос.
Отвечают на вопрос, подбирают однокоренные слова.
| Слайд. | ||
|
| 3. Работа с литературоведческим понятием. — Выясним, что такое легенда. | Читают определение легенды из литературоведческого словаря. Записывают определение в тетради. | Слайд: понятие «легенда» |
4.Слово учителя. Легенда «О двух…» имеет народную основу. Она соединяет два фольклорных сюжета: о разбойнике Кудеяре, который является в народном сознании олицетворением удали, вольницы и в конечном счете протеста против насилия и гнета; и о раскаявшемся грешнике. В народе бытовали две основные версии легенды о великом грешнике: 1. Некий великий грешник кается в грехах и заслуживает прощение, убив еще более грешного грешника. 2. Герой заслуживает прощение грехов добрыми христианскими подвигами: молитвами, постом, самоистязанием.
Некрасов создает свой особый вариант легенды. Рассказывал ее странник-богомол Иона Ляпушкин. |
Выразительное чтение легенды подготовленным учеником. |
| ||
|
|
Целевая установка: — Попробуем выяснить идейный смысл легенды и авторскую позицию. — О чем эта легенда? /Речь идет о разбойнике Кудеяре и пане Глуховском. У Кудеяра, совершившего тяжкие грехи, пробудилась совесть, и он раскаялся/
— Какой путь к спасению раскаявшемуся Кудеяру указал Бог? Найдите в тексте. — Зачем старец решил рассказать пану Глуховскому свою тайну? /Старец стремился пробудить совесть пана, о котором слышал много страшного и жестокого/
— Каков ответ пана? Найдите в тексте.
— О чем свидетельствует ответ пана? -/Моральное воздействие оказывается тщетным. Совесть пана осталась глуха к призывам старца. В свою очередь Глуховский обращается к старцу с поучением: «Жить надо, старче…»
— Какова реакция старца на эти слова пана? — /Вызывает бешеный гнев, и старец убивает пана Глуховского/
— Что толкнуло раскаявшегося разбойника на этот поступок? /Гнев в душе грешника рожден сочувствием к тем крестьянам, которые терпели жестокие издевательства пана Глуховского/
— И именно за убийство, расправу над тираном, притеснителем народа, он и получает прощение грехов. Найдите в тексте.
— Сделайте вывод, в чем идейно-нравственный смысл легенды и какова позиция Некрасова? / Раскаявшийся грешник нашел свое спасение, встав на путь заступничества за народ. Расправа над тираном засчитывается как подвиг, как путь разрешения непримиримого конфликта народа с угнетателями. Легенда утверждает моральное право народа на расправу с его врагами: Кудеяру за убийство жестокого угнетателя народа прощаются все грехи. С точки зрения «Божьего суда» пан является большим грешником, чем Кудеяр. А «Божий суд» — это проявление высшей справедливости. Вот почему рассказ на самую острую тему современности ведет «смиренный богомол» Ионушка. Поэтому в легенде обилие слов из религиозного обихода: Господь, грешник, инок, божий промысел, угодник… Такова позиция Некрасова: он не зовет прощать врагов, жить в страхе и покорности, а благословляет великий гнев человека, рожденный состраданием и сочувствием к угнетенному народу./ |
Отвечают на вопросы, работают с художественным текстом.
Работают с текстом.
Работают с текстом.
Отвечают на вопрос.
Отвечают на вопрос.
Отвечают на вопрос.
Работают с текстом.
Совместно с учителем делают вывод об идейно-нравственном смысле легенды, позиции Некрасова. Записывают в тетради. |
|
|
| 6. Постановка проблемного вопроса. — Итак, «око за око», смерть за смерть – высшая справедливость? — Согласны ли вы с такой позицией? |
Устно отвечают на вопрос (возможна дискуссия) |
|
|
| 7. Работа с нравственными понятиями. — А что есть
Слово учителя: -это краеугольные камни православия. Именно на его каноны и на народное понимание христианских ценностей ориентировался Некрасов, а народное понимание не всегда совпадает с христианскими законами и главными заповедями «Не убий!» и «Прощай своих врагов». — «И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме»- сказано в Нагорной проповеди Христа. — Как вы понимаете эти слова? /Христос в своей проповеди говорит о любви и сострадании к ближнему, человек должен стать человеком – добрым и прекрасным. Главное, по Христу, открыть сердце каждого для каждого/. |
Дают свое понимание этих понятий.
Отвечают на вопрос.
|
Слайд: слова: словарь понятий
Слайд: слова из Нагорной пропове-ди
|
Закрепление полученных знаний.
| 1. Беседа: — Какие проблемы ставит Некрасов в легенде? — Какова идея легенды? — Какие фольклорные традиции использовал Некрасов? — Какие христианские мотивы звучат? -Отличается ли позиция Некрасова от истинно христианских? -А вам какая позиция ближе? |
Отвечают на поставленные вопросы. |
| |
2. Работа со вторым эпиграфом (слова Н.А.Некрасова). Прочитайте второй эпиграф к уроку – слова Некрасова. — Как вы понимаете слова поэта? Вывод: Есть зло, творимое людьми. Но есть и раскаяние в содеянном, а значит, есть и надежда.
|
Читают эпиграф.
Отвечают на вопрос. | Слайд. | ||
6. | Подведение итогов, рефлексия. | 1. — Что узнали на уроке? — Что показалось трудным? Интересным?
2. А теперь творческое задание. Дайте письменный ответ на вопрос: «О чем заставила задуматься легенда Некрасова?»
| Устно отвечают на вопросы.
Дают письменный ответ на вопрос.
|
|
7. | Информирование о домашнем задании.
| Творческое задание: сопоставьте легенду Н.А.Некрасова и притчу Платона Каратаева Л.Н.Толстого из романа «Война и мир». «Мотивы покаяния, прощения, справедливого суда… Какими они предстают у Н.А.Некрасова и Л.Н.Толстого?» | Записывают домашнее задание. |
|
Панина Г.Ю. МАОУ СОШ№1, г.Верхняя Пышма