План-конспект урока-диспута «Два лика человечества»
(по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
1. Предмет: литература
2. Класс: 11 класс
3. Тип урока: закрепление пройденного материала
4. Базовый учебник: ?
5. Цели и задачи урока:
Образовательные:
Повторить тему: роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита»
Развивающие:
Научить формулировать мысль, доказывать свою точку зрения;
Обсудить мнение автора о человечестве, добре и зле;
Развить междисциплинарные связи между русским языком, историей, риторикой и литературой
Воспитательные:
Научить излагать свое мнение; организовывать работу в группе; преодолевать конфликты
6. Используемые образовательные технологии:
Технология «Дебаты» (закрепление изученного материала)
Технологии групповой деятельности (в ходе дебатов)
7. Форма работы учащихся: групповая
8. Необходимое оборудование: портреты М.Булгакова разных периодов жизни, иллюстрации к произведениям писателя, выставка рисунков учеников к роману «Мастер и Маргарита», вопросы по теме диспута, художественная литература (произведения писателя), письма, критическая литература, словари, памятка: культура проведения диспута (Культура спора).
9. Ход урока:
Предварительная подготовка учащихся к уроку: Повторение биографии М.Булгакова, содержания романа «Мастер и Маргарита», подготовка рисунков.
I. Организационный момент, объяснение правил дебатов (группы находятся в равном положении, задается один вопрос для всех групп, ответы даются по порядку от каждой группы, отвечающие меняются, дополнения обязательны, порядок ответов групп меняется). Предполагается 4 группы. Вопросы для обсуждения даны за 2 недели.
II. Мотивация учащихся к теме диспута. Вступительное слово учителя. Обращение к словарям, прочтение лексического значения слова «диспут», памятки «Культура проведения диспута».
III. Диспут. Каждая группа отстаивает свою позицию, отвечая на вопросы учителя (некоторые вопросы задаются намеренно провокационного характера. Это ни в коей мере не учительская точка зрения).
Кто прав в споре о человечестве? Воланд? Иешуа?
Одна из важных основ жизни человека – христианская вера. Становятся ли в романе зло и справедливость синонимами?
Я помню фразу П.П.Лужина из «Преступления и наказания»: «Возлюби прежде всех одного себя, ибо на свете все на личном интересе основано». Каково ваше мнение? Может, это истина?
Мне кажется, что человеку должна быть дана абсолютная свобода-вседозволенность для осуществления своих замыслов. Причем я думаю, свобода и вседозволенность – слова-синонимы. Вы согласны?
И в произведениях Булгакова, Достоевского, да и в современной жизни люди разделены на «сильных» и «слабых». Добро и зло подчас неразличимы. Нужно вынести приговор человечеству. Получается, чтобы искоренить пороки, нужно быть жёстким или даже жестоким. Можно ли сделать человечество счастливым, а мир добрым, если бороться со злом со всей безжалостностью?
Согласны ли вы с мнением Воланда, что человек грешен, а история человечества – история преступлений?
Никогда добро окончательно не победит зло. Значит, наступит апокалипсис для человечества?
Кто же, по мнению Булгакова, прав в споре о добре и зле? В чём истинное добро? Что правит миром?
Каково лицо современного человечества?
Какие законы правят людьми? На чьей стороне они находятся. Каковы духовные возможности человека? Способно ли материальное разрушить духовное?
Нарисуйте схему развития человечества.
IV. Заключительное слово учителя: с вопросами диспута справились все участники. Ответы были глубоки, откровенны, подкреплены реальными примерами и примерами из произведений М.Булгакова, Ф.М.Достоевского и других авторов. Спасибо всем за работу.
Определение лучшей группы по активности, находчивости, количеству примеров из художественной литературы, дополнительных материалов и жизненных наблюдений.
V. Домашнее задание: написать сочинение-эссе на тему: «Два лика человечества».
Эпиграф к уроку:
Как беден наш язык! – Хочу и не могу –
Не передать того ни другу, ни врагу,
Что буйствует в груди прозрачною волною.
Звучит романс на стихотворение А.Фета «Я тебе ничего не скажу».
Слайды с высказываниями современников об А.Фете
III. Ученики читают стихотворения: «Сияла ночь», «Шопену», «Чайковскому», «Романс», «Певице». Отвечают на вопросы: какой темой связаны стихотворения; какие слова и почему повторяются в стихотворных текстах.
IV. Обсуждение истории создания стихотворения «Сияла ночь»
V. Самостоятельная работа учащихся. Анализ стихотворения «Сияла ночь». После выполнения задания ученики обосновывают письменные ответы устно.
Вопросы для анализа:
— Назовите темы стихотворного текста Фета;
— Расскажите о композиции;
— Какой характер имеет образ-переживание в лирическом стихотворении: статичный или динамичный? Как развитие образа-переживания связано с содержанием произведения?
— Найдите аллитерацию в стихах первой строфы. Что достигается повтором тех или иных согласных звуков и как это связано с содержанием первой строфы?
— Обратите внимание на синтаксическое строение третьего стиха первой строфы. Влияет ли синтаксис на напевное звучание поэтической строки? Почему?
— С какой целью используется синтаксический параллелизм во второй строфе?
— Что даёт повтор союза «что» во втором стихе второй строфы? Как это связано с содержанием строфы?
— Зачем Фет использует однородные члены предложения в четвертом стихе второй строфы?
— Как часто встречается аллитерация в третьей строфе? Определите её функции;
— Расскажите о синтаксисе третьей строфы. С какой целью использует Фет анафору, прием повтора стиха?
— Какие приемы создания мелодического образа преобладают в четвертом стихе третьей строфы: фонетические или синтаксические? Почему?
— Как связаны между собой третья и четвертая строфы?
— Проанализируйте синтаксическое строение заключительной строфы: зачем поэт использует синтаксический параллелизм, анафору, однородные члены предложения?
— Проанализируйте фонетический строй строфы и сделайте выводы о ведущих приемах мелодизации четверостишия;
— Каково значение эпифоры в стихотворении? Как она связана с композицией, динамикой, содержанием фетовской лирической миниатюры?
-Определите стихотворный размер стиха.
VI. Домашнее задание: письменный анализ законов мелодики в выбранном напевном стихотворении А.А.Фета.