Тема: Двоеверие в православных праздниках
Цели:
Предметно – практическая: ввести учащихся в ситуацию празднования большого религиозного праздника.
Развивающая – продолжить работу с учащимися над формированием умений и навыков анализа исторических событий и их влияния на развитие духовной культуры русского народа.
Образовательная – сформировать у учащихся представление о христианстве как о религии, вобравшей себя пережитки язычества, подвести учащихся к выводу о том, что Пасха – это «праздник праздников» в христианстве; познакомить с пасхальными легендами, обрядами, играми.
Воспитательная – подвести учащихся через чувственное восприятие к осознанию необходимости духовного самовоспитания и становления как личности путем соприкосновения с духовными и культурными ценностями русского народа.
Оборудование: изображения языческих богов и праздника Пасхи, храмов и русских церквей в том числе и нашей Порожненской церкви Шипуновского района Алтайского края, репродукции икон « Троица», « Распятие», картин на библейские сюжеты, фрагмент фонограммы» Распятие Христа»,
музыкальное сопровождение – М. И. Глинка « Жаворонок», П. И. Чайковский « Времена
года», март, апрель.
Ход урока.
Урок начинаем со знакомства с темой и целями урока, вспоминаем о том, какая религия
была на Руси до появления Христианства, называем языческих богов, даем определение
христианства и язычества.
Ставлю перед ребятами задачу: выявить в христианских праздниках проявления язычества и по ходу урока работать по заполнению таблицы, в которой в одной графе
они фиксируют признаки христианства, а в другой – признаки язычества в одном и том же празднике и в конце сделают вывод о том. действительно ли православные праздники на Руси вобрали в себя пережитки язычества.
/Образец таблицы, с заполненными первыми графами, висит на доске/.
Задаю ребятам вопрос
1. В каких праздниках мы можем увидеть самое яркое проявление язычества?
-в весенних, потому что приход весны отмечался в язычестве и христианстве, причем
зазывали весну в два этапа, первым из которых была Масленица, последним Пасха.
2. Что же это за праздник – Масленица?
— у древних славян существовал миф о том, что в конце зимы, ворча и огрызаясь, убегает прочь Морана, языческая богиня зимы и смерти. И едет на санях богиня весны светлая Лада искать своего сына Леля, замерзшего в снегах, оцепеневшего. По пути в веках белокурая Лада превратилась в Масленицу. Это один из самых древних народных праздников, возникших еще в дохристианский период, но принятый Русской православной церковью и обозначенный в православном календаре как «мясопустная»
неделя. В эту неделю не ели мяса, постепенно настраиваясь на Великий пост перед Пасхой.
— Назовите символы этого праздника и скажите, какие языческие традиции сохранились в этом празднике?
символы праздника – это блины, чучело масленицы, костер.
—традиции язычества – это поминание умерших, поклонение душам умерших – первый блин клали на подоконник для умерших родителей; прощение друг другу обид, вольных или невольных, это был день очищения и объединения людей. Перед тем, как ставить опару на блины или пироги, обращались к Месяцу
Месяц ты, Месяц,
Золотые твои рожки,
Серебряные ножки
Выгляни в окошко,
Подуй на опару.
—Что означало ритуальное сжигание чучела?
-Ритуальное сжигание чучела Масленицы тоже имело древний языческий смысл: уничтожение символа зимы было необходимо для воскрешения его силы небесной в злаках; по представлению древних славян взошедшие зерна как бы воскресший покойник; гибель зерна в почве необходима для его жизни в колосе.
Ребята делают вывод, что в православном празднике Масленице сохранились многочисленные языческие традиции.
Учитель: Может быть кто – нибудь из вас слышал о празднике, который празднуется
на Руси 22 марта?
—22 марта на Руси праздновался день сорока мучеников или Сороки. Согласно церковной легенде это событие произошло около 320 года. Убежденный язычник Ликиний решил расправиться с отрядом христиан из 40 человек, чтобы заставить их
отречься от веры в Христа, над ними устроили суд, но воины были непреклонны.
Их попытались закидать камнями, камни пролетали мимо. Тогда, чтобы сломить воинов
нагими их вывели на лед озера на ночь. В третьем часу ночи лед растаял, вода стала теплой.
Наутро их вывели из озера, после издевательств убили, а тела сожгли на костре.
-Какие языческие традиции сохранились в праздновании этого праздника?
-В народе говорили, что в этот день зима кончается, весна начинается, крестьяне считали,
что весну приносили на крыльях прилетавшие в этот день в юга 40 птиц, первой из которых был жаворонок.
/далее на фоне музыки М.Глинки «Жаворонок» /
Жаворонки, жаворонки,
Прилетите к нам,
Принесите весну – красну,
Весну красную.
Не лежать снежкам во чистом поле,
Растопиться, растопиться,
В сине море, в сине море
Укатиться, укатиться.
На сороки хозяйки пекли из ржаной или овсяной муки сорок шариков и по одному выбрасывали каждый день за окошко, приговаривая:
Мороз, Красный нос,
Вот тебе хлеб и овес,
А теперь убирайся
Подобру – поздорову.
Верили, что Мороз, наевшись хлебных шариков, уйдет до следующего года.
На сороки пекли жаворонков с распростертыми крыльями. Дети закликали жаворонков, насадив их на длинные шесты или забравшись на крыши сараев. Кормили
Этими фигурками домашний скот, крошили печенье в поле.
. / Во время подготовки урока выяснилось, что в семье одной из учениц до сих пор
соблюдается эта традиция: мама печет жаворонков, а дочь закликает их .Я попросила девочку, чтобы она принесла нам на урок этих печеных птиц, многие , и я в том числе, видели их впервые в жизни, надо еще добавить, что маме – то всего 38 лет./
И в этом празднике ребята обнаружили древние языческие традиции.
Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года»/апрель». На доске висят репродукции с изображением березового леса, рисунки детей.
Учитель: Наступает месяц апрель, в народе его называли «Березол», что означает «зол для берез». В апреле собирали березовый сок, нанося дереву глубокие раны.
Далее продолжаем разговор о том, как правильно надо собирать березовый сок, чтобы не повредить дерево.
Учащиеся приводят народные приметы, относящиеся к этому месяцу: « Апрель — с водою, май — с травою».
Анализируя многовековую связь, зависимость человека от природы, укоренившуюся в традициях и обрядах русских людей, учащиеся переходят к выявлению пережитков язычества в религиозных праздниках.
В апреле празднуется один из двенадцати значительных праздников русской православной церкви – Благовещенье. Вошло оно в христианский календарь в 4 веке
На Русь Благовещенье пришло с древними христианскими праздниками и обрядами в конце 10 века. Отмечается 7 апреля в память о сообщении архангелом Гавриилом Деве Марии благой вести о грядущем рождении сына Божьего Иисуса Христа.
Благая Весть, Благая Весть…
Она – как радостная песнь:
Родится скоро Иисус и мир собой спасет
Благая Весть, Благая Весть…
Марии трудно произнесть,
Что с нею ангел говорил, что сердце сына ждет…
Учащиеся вспоминают об обряде отпускать на волю в этот праздник птиц.
Только темной ночью прекращались веселые сборища. В ночь на Благовещенье крестьяне сжигали свои постели, прыгали через огонь, окуривали свои платья. Считалось, что это спасало от порчи и сглаза. Во многих селениях оставалось верование в очищающую силу огня. Пожилые женщины прокаливали в печи соль, которая, по их мнению, оказывает чудеса при разных болезнях. Из хлебного теста пекли с солью «бляшки» — небольшие булочки, предназначенные для лечения скота.
Учащиеся делают вывод о том, как глубоко проникли и укоренились в православных праздниках языческие верования.
/обращаемся к рисункам учащихся по теме урока/.
В следующем микромодуле учащиеся рассказывают об обрядах, предшествующих и сопровождающих Вербное воскресенье, празднующееся на Руси с 12 века. Как и ива, верба на Руси – символ начала новой жизни. У нас верба заменяет пальмовые ветви, которые бросали под ноги Христу, когда он вступил в Иерусалим, зная о грядущем Голгофском кресте.
В последнее воскресенье перед Пасхой церковь празднует Торжественный вход Господень в Иерусалим. Этот великий праздник называется Вербным Воскресеньем потому, что в этот день за всенощным бдением молящимся раздаются священные ветви вербы. В старину зелеными ветвями встречали царей, возвращавшихся с торжеством после победы над врагами. Люди, держа в руках первые распустившиеся ветви, прославляют Спасителя как победителя смерти, потому что он воскрешал умерших и в этот день входил в Иерусалим для того, чтобы умереть за грехи людей, воскреснуть и, тем самым спасти, людей от вечной смерти и от вечных мук. Таким образом, ветка вербы у нас служит знаком победы Христа над смертью и напоминает о будущем воскрешении из мертвых.
-В народе говорят: Верба плес-
Бьет до слез,
Верба бела –
Бьет за дело,
Верба красна –
Бьет напрасно.
Крестьяне вели многолетние наблюдения за погодой: если хорошо цветет верба – пашня будет удачной. Сережки вербы считались целебными, наделенными особой силой; скармливали скоту запеченные в тесте шишечки вербы. Ветки, принесенные из церкви,
Хранились и во время летней грозы выбрасывались во двор, считалось, что гроза прекратится и град не побьет посевы. В Тамбовской губернии считали, что святая верба, брошенная в порыв ветра, прогоняет бурю, брошенная в пламя, останавливает огонь, воткнутая в поле – оберегает посевы.
По сообщенной информации учащиеся показывают репродукции сюжетов и библейских рассказов.
Свой рассказ учащиеся продолжают переходом к празднованию Пасхи.
Ученик читает детские воспоминания писателя И.С.Шмелева о праздновании Пасхи в доме его родителей.
/ На доске находятся изображение храмов, пасхальных
куличей, крашеных яиц, старинные изображения празднования Пасхи на Руси./
От образа праздника Пасхи учащиеся переходят к анализу, разбирают символику праздника: что означает яйцо и почему его красят, значение креста, особо приготовленного хлеба « Артоса»..
В религиозном смысле яйцо –символ постоянного возрождения. Но оно также выполняет функцию символа плодородия, что явно указывает на связь с языческими верованиями.
Говоря о традиции окрашивания яиц, учащиеся отмечают обычай красить яйца в красный
Цвет. Красный цвет пасхального яйца имеет особый смысл – оно окрашено кровью Христа.
У крестьян существовало поверье, что на Пасху солнце играет. И многие старались подкараулить это мгновение. Дети обращались к солнцу с песенкой:
Солнышко, ведрышко,
Выгляни в окошечко,
Солнышко покатись,
Красное, нарядись!
Молодые люди взбирались на крыши, чтобы встретить солнце. В Великий Четверг накануне Пасхи ходили на реку, окунались в ее воды, считалось, что соприкосновение с
водой даст силу на всю сельскую работу.
Звучит запись « Библейская легенда о распятии Христа»:
Христос Воскрес ! Пасхальным звоном
Поют, гудят колокола,
И весть та – радостна, светла –
Над миром носится волной,
И мир внимает вести той.
Так как праздничные службы происходят в храме, то учащиеся разбирают символику внутреннего устройства храма, анализируют символику значения слова « купол» и количества куполов на церкви. Внешнюю символику куполов ребята анализируют на примере нашей Порожненской церкви Святого Пророка Божия Илии, Которая была открыта в 1908 году, а в 1936 была закрыта. В прошлом году мы с ребятами провели работу по восстановлению внешнего и внутреннего убранства нашей церкви, опрашивая старожилов села, и по их рассказам нарисовали эскизы и в конце концов сделали рисунки. Готовясь к уроку, я просила ребят расспросить своих бабушек и дедушек о том, как праздновался праздник Пасхи у нас в селе в далекие времена. На уроке прозвучали рассказы о самом красивом, самом впечатляющем празднике, атмосфера необыкновенной радости и ликования осталась в памяти пожилых наших односельчан.
Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение Е.Горчаковой .
Воскресение Христово
В день Пасхи, радостно играя,
Высоко жавронок взлетел,
И в небе синем исчезая,
Песнь воскресения запел.
И песнь ту громко повторяли
И степь, и холм, и темный лес.
« Проснись, земля, — они вещали,-
Проснись: твой Царь, твой Бог воскрес
Проснитесь горы, долы, реки.
Хвалите Господа с небес.
Побеждена им смерть вовеки.
Проснись и ты, зеленый лес,
Подснежник, ландыш серебристый,
Фиалка – зацветите вновь,
И воссылайте гимн душистый
Тому, Чья заповедь – любовь.
Учащиеся делают вывод: как показано в стихотворении слияние двух религий – православия и язычества.
В заключение ребята рассказывают об играх и развлечениях, сопровождавших
Великий праздник.
В ходе урока достигнута реализация всех целей. Построение структуры урока на основе модульной технологии (образ – анализ – действи) позволяет более полно реализовать все учебные цели, почувствовать значимость религиозных праздников в жизни людей, увидеть в религиозных обрядах и праздниках элементы языческих пережитков, а также показать учащимся богатство и многообразие русской культуры.