Методическая разработка по литературе (5-6 класс) по теме:
Проектная деятельность на уроках литературы. Разработка урока по творчеству Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена» ( два урока)
Павлова Марина Игоревна, ГБОУ школа №507 г. Санкт-Петербург.
Дидактическая цель урока:
самостоятельно и охотно приобретать недостающие знания из разных источников;
научиться пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
приобретение коммуникативных умений, работая в группах;
повышение мотивации учащихся к учебному процессу.
Цели по содержанию:
Образовательная:
самостоятельно и охотно приобретать недостающие знания из разных источников;
научиться пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
приобретение коммуникативных умений, работая в группах.
повышение мотивации учащихся к учебному процессу
Развивающая:
способствовать развитию системного мышления учеников;
содействовать развитию их речевой деятельности;
способствовать развитию творческих возможностей учащихся, чувств, эмоций; формировать у учащихся навыки проектно-исследовательской деятельности.
Воспитательная:
способствовать воспитанию интереса к предмету,
способствовать воспитанию культуры общения, творческой активности
способствовать воспитанию свободной личности, организуя такое учебно-воспитательное пространство, которое обеспечивает реализацию на практике принципа свободы, предоставляющего учащемуся реальную возможность самостоятельного выбора форм и видов деятельности, формирования чувства ответственности за ее результаты.
Тип учебного занятия: урок- защита проекта.
Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Средства обучения: компьютер для учителя, проектор, творческие проекты учащихся, книга Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена», фломастеры, листы белой бумаги.
Подготовительный этап:
За две недели до намеченного урока учащимся дается задание прочитать книгу Э. Распе и разделиться на 4 группы:
информационная (5-6 человек)
техническая (4-6 человек);
две творческие (по 5-8 человек);
Всем группам дается задание:
Информационная группа готовит презентацию Рower Point о реальном прототипе барона Мюнхгаузена.
В презентацию должна войти информация о городе Буденвердере (можно с картой Германии), фотографии дома-музея барона, его настоящее имя.
Творческая группа готовит рассказ о музее с представлением экспонатов из него.
Техническая группа готовит в виде презентации фото вещей из музея барона Мюнхгаузена (в презентацию должны войти реальные и «литературные» вещи).
В процессе подготовки к занятию работа групп контролируется.
ХОД 1 УРОКА:
1) Вступительная часть
— Любите ли вы путешествовать? А сказки любите?
— Представьте себе, что вы отправляетесь в долгое, трудное и опасное путешествие…
— Кого из известных вам литературных героев вы могли бы взять с собой в попутчики и почему?
— Многие из вас не побоялись взять Барона Мюнхгаузена, т.к. он никогда не растерялся бы в трудной ситуации, он обязательный человек, с ним никогда не соскучишься.
— Кто же такой этот барон?
— Куда надо отправлять ему письмо с приглашением отправиться в путешествие?
Куда: ГЕРМАНИЯ, БУДЕНВЕРДЕР
Кому: КАРЛ ИЕРОНИМ ФРИДРИХ барон фон МЮНХГАУЗЕН.
— Как вы думаете, этого достаточно? (нет, не хватает улицы, номера дома)
— На самом деле, 200 лет назад этого было достаточно. А вот почему, нам расскажут ребята.
2) Работа информационной группы
Группа представляет домашнюю заготовку в виде презентации.
3)Работа творческой группы
Рассказ о музее барона Мюнхгаузена с представлением вещей из этого музея.
4)Работа технической группы. Ребята дают классу задание:
— Распределите в процессе демонстрации вещи барона Мюнхгаузена на две группы:
настоящие и литературные. Если вещь литературная, то надо кратко пересказать историю из книги Э. Распе, связанную с этой вещью:
Скульптура лошади в виде фонтана.
Дверь.
Картины.
Мюнхгаузен в схватке с медведем.
Походный сундук.
Курительная трубка.
Треуголка.
Ядро.
Вишневое дерево.
Восмилапый заяц.
— Итак, это удивительный музей, посвященный и живому человеку и литературному герою! А хотелось бы вам самим создать музей барона Мюнхгаузена?
ХОД 2 УРОКА:
-На этом уроке мы будем создавать свой музей. Нам понадобятся фломастеры, цветные карандаши, бумага и фантазия.
-Мы с вами вновь делимся на 4 группы:
-1 группа техническая должна придумать и нарисовать здание, в котором будет располагаться наш музей.
-2 группа творческая вспомнит, что такое герб, и придумает герб барона Мюнхгаузена.
-3 группа творческая придумает девиз барона Мюнхгаузена.
-4 группа информационная нарисует вещи, которые будут экспонатами нашего музея.
(Если 2 и 3 группы будут испытывать затруднения, можно помочь, показав герб Гюстава Доре и некоторые варианты девизов)
На гербе барона Мюнхгаузена французский художник Гюстав Доре написал девиз «Во лжи — истина».
Ребята работают 15 минут, затем защищают свои проекты.
Итог урока:
— Итак, сегодня мы начали создание музея барона Мюнхгаузена. Я надеюсь, что мы будем приглашать в наш музей на экскурсии.
Павлова Марина Игоревна, учитель ГБОУ школа №507.