Открытый урок по литературе в 7-м классе. Ф.Абрамов. «О чем плачут лошади«
Тема: “Ф.Абрамов. “О чем плачут лошади”
Цели урока:
познакомить с биографическими данными Ф.Абрамова; продолжить формирование умений анализировать на примере рассказа “О чём плачут лошади”; проследить, как решается автором проблема нравственного выбора.
продолжить развивать у школьников умения выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли; развивать эмоции учащихся, их коммуникативные умения, навыки чтения, рассказывания; активизировать познавательный интерес.
содействовать в ходе урока гуманистическому характеру обучения личности (воспитание у учащихся доброжелательности друг к другу, уважения к мнению других, умения чувствовать и слышать собеседника)
Средства обучения: текст рассказа Ф.Абрамова “О чём плачут лошади”, Т.Ф.Курдюмова. Литература. 7 класс: учебник- хрестоматия. – М.: Дрофа, 2003, мультимедийный проектор с экраном, слайды, магнитофон.
Эпиграф:
“Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?
Структура урока
I. Организационный этап.
Приветствую учащихся, определяю присутствующих, проверяю готовность к уроку, организую внимание учащихся.
II. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала.
Формулирование темы урока и определение учебных задач.
— Прочитайте тему урока, запишите её в тетрадь. По ходу урока можете в тетради фиксировать то, что сочтете важным. Слайд №1
Исходя из данной темы, поставьте перед собой учебные задачи.
… будем анализировать рассказ Ф. Абрамова “О чём плачут лошади”;
… выясним, от чего лошади плачут;
…будем сравнивать, обобщать, выделять главное.
После высказываний учащихся обобщаю задачи. Слайд №2
III. Этап усвоения новых знаний.
Выявление первоначального читательского восприятия (опережающее задание).
— Дома вы прочитали рассказ Федора Александровича Абрамова “О чем плачут лошади”. Понравился ли вам этот рассказ?
— Что чувствовали, когда читали?
— Что больше всего вас затронуло, взволновало?
— Какие проблемы, на ваш взгляд, поднимает автор?
Создание диалоговой ситуации.
— Ребята, какие слова-ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово “лошадь”?
Слайд№3. … доброе, нежное, красивое, преданное животное;
…незаменимая помощь в хозяйстве;
… быстрое средство передвижения.
Слайд №4.
— Каким вы представляете автора этого произведения?
(Учащиеся высказываются)
Монолог учителя.
Рассказ о писателе.
Слайд № 5, 6, 7, 8.
Родился Федор Александрович 29 февраля 1920 года в далёкой северной деревне Верколка, отгороженной от города бескрайними лесами, болотами, озёрами.
В Пинеге, как в зеркале,
Отразилась Верколка,
Отразилась Верколка –
Русское село.
Тишина заветная,
Терема столетние.
Семьи многодетные –
Так уж повелось.
Лесом заворожено,
Снегом припорошено,
Дождиком умытое,
Богом позабытое
Русское село.
Поздно как-то, рано ли,
Но в семье Абрамовых
Появился сын.
Родился он с норовом,
Прозывался Федором.
К Пинеге он с вёдрами
За водой ходил.
Чистая водица,
Сполохи зарницы,
Сиверко, метели –
Годы пролетели.
Только в 18 лет будущий писатель впервые увидел город, железную дорогу, поезд, трамвай, театр. Его поразило и надолго насторожило городское многолюдье, где даже в одном доме люди не знают друг друга.
Детство и юность, проведённые в далёкой таёжной глуши, были нелёгкими. Большая многодетная, рано осиротевшая семья. Отец умер, когда мальчику не было и двух лет. Трудное полуголодное детство и юность закалили характер. Трудолюбие, воля, упорство – от тех детских лет. А душу Абрамова формировали требовательная мать, староверка, ещё более набожная тетушка и местный святой – отрок Артемий Праведный, убитый молнией в 12 лет, известный своим благочестием, послушанием, кротостью, трудолюбием. Поначалу Федор Абрамов хотел во всём походить на Артемия.
Но жизнь сложилась иначе. Школьные годы, комсомольская юность заглушили на время детские впечатления. Романтика революции, героика гражданской войны вошли в сознание подростка.
Затем Абрамов поступает на филологический факультет Ленинградского университета. Но начинается ВОВ, и Абрамов уходит защищать Ленинград. Получает тяжелое ранение, и его через Ладогу отправляют в тыл.
Был наукой учёный,
Был войной измученный,
Чуть не похороненный,
Только повезло:
Птица деревянная,
Счастье окаянное
Иль здоровье славное –
Что тогда спасло?
После госпиталя получает отпуск по ранению и едет в родное Пинежье (1942г.).
Но дома он не находит душевного покоя, так как видит, как голодные, разутые дети, женщины и старики взвалили на себя всю мужскую работу в поле, в лесу, на сплаве.
После войны окончил университет, аспирантуру, работал на кафедре советской литературы. Писал только по вечерам и в выходные дни.
Трудной была и писательская судьба. Он говорил: “Меня били! Крепко били”. Первый роман был одобрительно встречен критикой. Последующие книги восторженно принимались читателями и негативно официальной критикой. А сколько произведений не было опубликовано при жизни, “зарезано” цензурой! А сколько было сделано цензурных изъятий в опубликованных книгах! Каждое цензурное изъятие писатель воспринимал трагически. Это и было главной причиной того, что Федор Абрамов так рано ушёл из жизни. А произошло это 14 мая 1983 года.
— Почему же Федора Абрамова не печатали, многое вырезали из текста?
Абрамов большинство своих творений посвятил деревне, простому человеку. Многие авторы создавали произведения, в которых говорилось, что в деревне всё хорошо. Это не соответствовало действительности. Эти писатели признавались официальной критикой. Федор Абрамов критиковал такие произведения, а в своих романах и повестях рассказывал правду. Он всегда трезво смотрел на народ, не идеализировал его, но и не преуменьшал его достоинств: “Нет, и народ, как сама жизнь, противоречив. И в народе есть великое и малое, возвышенное и низменное, доброе и злое”. (При подготовке использовала материал, помещенный в журнале “Литература в школе” № 2 , 2000 г.: статью Л. В. Крутикова – Абрамова “Ищите праведный путь”, стихотворение В. Токман).
— За свою творческую жизнь Федор Абрамов написал много произведений, но сегодня мы поговорим только об одном рассказе.
Подбор цитат.
— Какие чувства вызывали у рассказчика лошади, когда он приходил к ним на луг?
— Почему автор чувствует вину перед лошадьми?
— Какие слова помогают понять, что автор сочувствует животным?
… “нелегко жилось беднягам”.
— Каким образом рассказчик и деревенские жители стремились скрасить жизнь бедным животным?
Диалог.
— Заслужили лошади такое отношение к себе? (Высказываются)
— Где и в чём лошадь помогала человеку? Слайд №9,10
— Почему произошло так, что о лошадях стали плохо заботиться?
— Подумайте, может быть, Абрамов ещё что-то хотел сказать, показывая жизнь лошадей?
— Вспомните произведение, в котором была показана похожая ситуация: герой обижает лошадь, после чего на землю спускается лютый холод?
… К. П. Паустовский “Тёплый хлеб”.
Подбор цитат.
— Зачитайте, какой показана Рыжуха?
Чем она отличается от других лошадок? (Зачитывают отрывки из рассказа)
— Как вы думаете, с какой целью автор сравнивает Рыжуху с остальными кобылками?
…автор сравнивает людей с лошадьми: многие, попав в одинаковые условия ведут себя по-разному. Кого-то трудности изменяют в худшую сторону, а кто-то сохраняет неунывающий характер и внешне отличается от первых.
— Почему на этот раз Рыжуха не встретила рассказчика так, как делала это раньше?
Художественный пересказ.
— Расскажите, как жилось лошадям раньше. Слайд №11
Подбор цитат.
— Зачитайте, как отреагировали остальные лошади на рассказ Рыжухи?
Релаксация.
Волшебный цветок добра
Положите цветок Добра и хорошего настроения на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка (включаю спокойную музыку). И вам хочется её послушать. Мысленно поместите всё добро и хорошее настроение этого цветка в своё сердце.
Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием. Как приятно вашему лицу, как хорошо становится вашей душе…
Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.
Я хочу, чтобы вы запомнили то, что сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из этой комнаты. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами…
Откройте глаза.
Посмотрите по сторонам.
Пошлите друг другу добрые мысли.
Создание диалоговой ситуации.
— Вы когда-нибудь допускали мысль, что животным может быть “тошно”. Такое состояние бывает у человека, когда ему очень трудно, плохо.
А что лошадей привело к такому состоянию?
… отношение к ним;
… ненужность.
— Только ли для работы нужна была лошадь? Слайд №12, 13 (Высказываются)
— Как описывает это автор? Зачитайте. Слайд №14 (Зачитывают)
— Почему деревенские избы украшали конской подковой?
Дискуссия.
— Какие отношения были раньше между героем и Рыжухой?
— На чём основывается дружба?
— Почему в конце рассказа дружба между лошадью и человеком разладилась?
— Неужели герою так трудно было сказать, что времена, о которых рассказала старая лошадь, были?
— Легко ли даётся герою это молчание?
— Так о чём плачут лошади?
— Сергей Есенин говорил:
“Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?
Согласны вы с автором этих строк? Слайд № 15.
— Нужны ли сейчас лошади? Какую пользу они приносят человеку?
Слайд № 16, 17,18.
— К чему может привести плохое отношение к лошадям?
— Этот рассказ о 30-х годах XX века. Можем ли мы сказать, что Ф.Абрамов прав был, предполагая, что между людьми отношения не всегда человечные. Приведите примеры.
— В конце рассказа автор говорит, что ощутил себя существом “из той же лошадиной породы”. Что это значит?
…герой рассказа ощущает страдания лошадей, поэтому он
не способен на жестокость.
— О чём заставил вас задуматься этот рассказ?
IV. Этап подведения итогов
Инструкция о домашнем задании.
— Ребята, вы прекрасно работали на уроке, показали хорошее знание текста, приводили примеры из жизни, а дома я предлагаю вам написать сочинение “Братья наши меньшие” или подготовить рассказ о писателе. Слайд № 19.
При подготовке домашнего задания вы можете воспользоваться статьёй учебника, помещенной на странице 423. Выполняя первое задание, вы можете в своей работе привести примеры равнодушного или жестокого отношения человека к животным.
Приведите сейчас примеры такого отношения.
Рефлексия.
— Итак, вспомните, какие задачи были поставлены нами в начале урока? Удалось ли нам их реализовать? Прокомментируйте. Слайд №2.
— Что вы чувствовали во время урока?
— Что вам понравилось?
— Есть ли у вас чувство неудовлетворённости?
— Выскажите, пожалуйста, свои впечатления, замечания, пожелания.
— А теперь все вместе выставим оценки тем, кто работал на уроке.
Подвожу общий итог, отмечаю яркие высказывания, индивидуальные успехи каждого.
Слайд №20.
Презентация