6 класс
ТЕМА: Фазиль Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла».
Влияние учителя на формирование детских характеров.
ЦЕЛЬ: 1. Показать нравственные идеалы писателя.
2. Раскрыть философский смысл рассказа.
3. Попытаться раскрыть особенности творческого метода Ф.Искандера.
4. Показать актуальность и вневременную ценность произведения Ф.Искандера.
5. Совершенствовать у школьников навыки анализа художественного произведения
6. Способствовать выработке у ребят самостоятельного, личностного отношения к прочитанному, актуализация личностных смыслов у учащихся.
7. Воспитывать у школьников чувство совести и человеческого достоинства, стремление воспринимать нравственные проблемы общества как свои собственные. Познание личностью субъективной реальности – своей и чужой.
8. Стимулирование интереса к диалогу как способу разрешения гуманитарных проблем.
9. Поиск личностью значимого для себя в предмете.
ТИП УРОКА: Комбинированный.
ОБОРУДОВАНИЕ: Книжная выставка произведений Ф.Искандера; репродукции видов Абхазии; сюжетные рисунки детей; портрет Ф. Искандера; стихотворение Валентины Лиджиевой об учителях; компьютер; учебник; доска; карточки оценки урока (золотая, серебряная, черная), рефлексия.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
Эпиграф
Звенят все чаще в памяти моей
Тугие трели школьного звонка.
Все чаще голоса учителей
Я слышу в сердце, грустные слегка.
Они мне на дорогах бытия
Желают только счастья и добра.
И тем роднее мне учителя,
Чем дальше я от школьного двора.
— Многие люди, уходя из школы, вспоминают всю жизнь учителей.
— (Рефлексивная пауза). Мне хотелось бы, чтобы вы сегодня на уроке подумали, а что для вас значит слово «УЧИТЕЛЬ».
— Посмотрим, как вспоминает о своем учителе автор рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла» Фазиль Искандер.
— Кто же такой Фазиль Искандер? Презентация на компьютере.
«Я русский писатель, но певец Абхазии».
Фазиль Абдулович Искандер родился в 1929 году в Сухуми. Говорят, что дерево может вырасти лишь на высоту своих корней. По корням Фазиля Искандера можно судить о том, какая это могучая личность. Детство его прошло в горном селе и в сухумском дворике дедушки, куда он приезжал на лето. Посмотрите, какая природа его окружала! (Демонстрация слайдов с видами Абхазии).
— Отец его был персом по происхождению. Но в одну ненастную ночь восьмилетний Фазиль простился с отцом и больше его не увидел никогда. Высланный в Иран, отец умер на чужбине.
— Воспитывала его одна мама, которую он очень любил и высоко ставил, хотя она была простая крестьянская женщина и не прочла в своей жизни ни одной книги. Она была от природы по-настоящему умна. Но главным воспитателем был дедушка. Главным, если не считать Абхазии и суровых, но справедливых нравственных заповедей гор.
— Самое заметное свойство Ф.Искандера — юмор. Довольно редкой разновидности, очень… настоящий, что ли. Смешное у него рождается словно из ничего, является всегда неожиданно. Суть творчества не зависит от того, что он описывает: империю или маленькое село. А смысл его творчества в том, что он приблизил страну, существующую уже сорок лет, где между небом и землей расположилось горное село Чегем, к нам, и мы почувствовали важность и значимость маленького народа, любого народа.
— Посмотрите, вот она «Страна Ф.Искандера». (Выставка книг).
Сегодня вместе с героями Ф.Искандера мы совершим путешествие в прекрасный и неповторимый мир детства.
III. Восстановление сюжета и композиции по рисункам.
— Итак, к сегодняшнему уроку вы прочитали рассказ и проиллюстрировали его. (Опережающее задание). Давайте вспомним, о чем он.
Рисунки детей (восстановление сюжета) 1.Математик – экспозиция
2.Футбол
3.Докторша завязка
4.Укол
5.У доски – кульминация
— Сюжет, как видим, очень прост (как мальчик пытался обвести вокруг пальца учителя).
— Но развитие этой, казалось бы, простой истории преображает ее в глубоко философский рассказ о том, что такое смех, и как он противостоит обману.
Философия – любовь к мудрости, проникновенная бесстрашная мысль, стремящаяся охватить все стороны бытия.
IV. Беседа с комментированным чтением.
1. Вспоминая о своем учителе математики, автор подчеркивает незаурядность его личности: «Не знаю, был ли он гениален, сейчас это трудно установить. Я думаю, скорее всего, был». (Стр. 323)
2. Как звали учителя? Случайно ли отчество (связь с мифами). У героев Искандера «говорящие» имена. Используя эту традицию русской литературы, писатель дает героям характеристику, в которую вкладывает свое отношение к ним.
3. Чем же отличался Харлампий Диогенович от своих коллег? (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.
4. Наверное, этот учитель знал какой-то особый секрет воспитания. Но какой? Найдите ответ на вопрос по тексту (работа с текстом).
— Главное оружие Харлампия Диогеновича – это делать человека смешным… (стр. 326)
5. А почему Харлампий Диогенович обращается к пятиклассникам на вы? (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.
— Наверное, хочет подчеркнуть, что уважает их так же, как взрослых.
6. А не слишком ли жестоко выставлять ученика на посмешище перед всем классом? (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.
— Вспомните: «Все смеются против одного. Если над тобой смеётся один человек, то можешь еще как-то с этим справиться. Но невозможно пересмеять весь класс».
— Все понимают, что учитель поступает справедливо. Ведь он высмеивает ученика не из-за личной неприязни. Просто он не терпит, когда к делу относятся спустя рукава, не выносит разболтанности, разгильдяйства, обмана. А самое главное у него нет любимчиков. «Смешным мог оказаться каждый».
— Конечно, мало приятного, когда над тобой смеются, но если в этом смехе нет ни оскорбления, ни унижения, то и обижаться особенно не на что. Во всяком случае, «пострадавшему» от Харлампия Диогеновича хотелось бы, во что бы то ни стало доказать, что он «не такой уж окончательно смехотворный».
7. И все-таки жутковато ждать, когда на тебя обрушатся раскаты смеха. Помните, с кем сравнивает своего учителя не решивший задачу пятиклассник?
— С палачом, выбирающим жертву.
8. Тогда можно только порадоваться за ученика, нашедшего способ перехитрить учителя. Что придумал герой, чтобы избежать наказания? Вспомним, как это было.
Сценка (Восстановление сюжета). Проигрывание ситуации, театрализация. (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.
9. Почему учитель после показанных событий рассказал о подвигах Геракла? А кто такой Геракл?
— Геракл – герой древнегреческих мифов.
— Учитель догадался, что мальчик специально вернул докторшу, так как не знал урок. Он догадался о трусости мальчика, и иронично называет его поступок тринадцатым подвигом Геракла. (Ирония (от греч. еironeia – притворство, насмешка) – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние).
10. Представьте другого учителя, как бы он отреагировал на такой поступок? (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.
— Накричал, поставил «2».
— Начал бы ругаться, спрашивать.
— Вызвал родителей.
— Повёл к директору.
11. Как поступил Харлампий Диогенович?
— выразительное чтение кульминации.
12. Почему же эта история подействовала на «бесстрашного малярика» сильнее всех внушений? (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.
— Потому что учитель перед всем классом открыл то, что мальчик таил сам от себя: все его хитроумные действия были продиктованы трусостью. И возразить было нечего.
13. Учитель говорит спокойно, негромко, уважительно. Как же воспринимает его слова провинившийся? (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.
— Я почувствовал, как от его взгляда сердце мое с размаху влепилось в спину.
— Двойка, которой он так старательно пытался избежать, была бы для него просто спасением, но и это было несбыточно. Лучше двойка, чем смех всего класса. Долгожданный звонок, «как погребальный колокол, продрался сквозь хохот класса».
— Не потускневшие со временем впечатления свидетельствуют о том, что событие это имело большое значение для будущего писателя. Как вы думаете почему? (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.
Выразительное чтение (стр. 336).
ВЫВОД: Итак, по мысли Ф. Искандера, закалка смехом – это своего рода прививка, которую необходимо получить в детстве, чтобы суметь вовремя уловить горькую правду о себе и не сбиться в пути. В1992 году Ф.Искандер был удостоен Международной Пушкинской премии за вклад в мировую литературу. Мы понимаем, что премия заслуженна: этот писатель обладает удивительным стилем, в котором мягкая и тонкая ирония переплетается с лучшими традициями русской литературы.
— Каким, по вашему мнению, должен быть учитель? (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.
— Каждый человек учится в школе, из многих будней складываются годы жизни. Очень непросто превратить эти будни в радость себе и другим.
— Смех открывает человека и поэтому общение учителя и ученика должно быть радостным, взаимообогащающим.
— Взрослые – это выросшие дети, а дети – будущие взрослые. И жить нам надо, взявшись за руки.
V. Домашнее задание. Написать творческую работу «Мой мир детства»
VI. Оценки. Рефлексия.
— Спасибо! Положите, пожалуйста, карточки в конверты: золотая – понравилось; серебряная – не очень; черная – не понравилось.
— Напишите: «Нужен ли в моей жизни данный учебный предмет, и в какой мере?»