Володина Людмила Дмитриевна
Перовский УВК «общеобразовательная школа I—III ступеней-гимназия», Симферопольский район, Республика Крым
Директор, учитель русского языка и литературы
Урок литературы, 9 класс
Тема «Глубина чувств в сонетах Шекспира. Вклад Шекспира в мировую литературу»
Цели урока:
-познакомить учащихся с сонетами Шекспира, помочь понять глубину чувств в них, помочь определить всемирное значение творчества поэта и драматурга
— дать представление о сонете как лирическом жанре
— закрепить навыки выразительного чтения и анализа лирического произведения, перевода с английского языка на русский язык
— формировать читательскую культуру и воспитывать любовь к литературе
Межпредметные связи: английский язык /творчество Шекспира/, психология /эффект ореола/
Оборудование: выставка книг, рефератов, тексты сонетов, портрет поэта, высказывания и крылатые слова на английском языке, карточки для опроса
Ход урока
Оргмомент.
Проверка домашнего задания. Срез знаний литературоведческих терминов, связанных с драматическими произведениями / карточки для опроса/
Объяснение нового материала
-Объяснение какого из терминов вызвало затруднение при ответе?
Или
Какой из терминов не связан с драматургическими произведениями?
Попробуйте предположить тему нашего урока
Как вы думаете, каковы цели нашого урока?
— Что такое сонет?
Запись в тетрадь определения сонета
СОНЕТ – стихотворение из 14 строк, образующих два четверостишия и два трёхстишия. Или выписать из учебника, стр.105.
— Для иллюстрации этого термина я выбрала сонет поэта начала 20 века.
Чтение учителем сонета М.Волошина из цикла «Киммерийские сумерки», IV [ 5, стр. 243]
— Кто автор этих строк? Как вы это определили?
— Приятно, что наша поездка в Коктебель осталась у вас в памяти…
Возник сонет в Италии, точнее, на Сицилии, в начале 13 века, особенно был популярен в поэзии Возрождения. В то время утвердились три основных типа европейского сонета:
— итальянский
— французский
английский: упрощённая модель, которая состояла из трёх четверостиший и заключительного двустишия.
— Я повторю заключительное трёхстишие, а вы определите стихотворный размер
Размер – ямб.
Английский сонет называют также шекспировским.
— Почему?
К концу 16 века увлечение сонетом было очень модным в Англии, не остался в стороне и Шекспир, который создавал свои стихи в период 1592-1598 годов, а вышел сборник в 1609 году.
Условно его можно разделить на три части: первая /1-126 сонеты/ посвящена другу, вторая /127-152/ написана в честь возлюбленной, в третью /153, 154/ вошли сонеты, воспевающие красоту любви.
— О каких же чувствах говорит Шекспир в сонетах?
Чтение сонета №66 на английском языке /индивидуальное задание/
Как поняли содержание?
Чтение сонета русском языке в переводе С.Маршака / индивидуальное задание/ с элементами анализа
В страшное время живёт поэт, безобразен мир, окружающий его, и хочется умереть, чтобы не видеть «мерзости» века. И только «милый друг» способен спасти, помочь одержать победу над жестоким и мерзостным веком.
Сонет настолько силён в прославлении дружбы, способной не только помочь преодолеть удары судьбы, но и вдохновить на творчество, что привлёк к себе внимание известного русского поэта Бориса Пастернака, чей перевод помещён у вас в хрестоматии / чтение учителя/.
— Какова главная мысль сонета?
ВЫВОД / записать в тетрадь/ Творчество неподвластно силам зла, оно бессмертно.
Чтение сонета №116 на английском и русском язиках / подобная работа/
— Сравнить чтение ученицы с чтением актёра /грамзапись/
— Одинаково ли читают? Почему?
— От чего зависят интонации, акценты чтеца?
Любовь – вечное чувство. Кто же она, «смуглая леди» шекспировских сонетов? Предположения высказывались разные: придворная дама королевы Елизаветы, дочь придворного музыканта. Сегодня, по прошествии пяти веков, это не важно. Важно другое: великое чувство любви, которое испытывал поэт, помогло ему создать прекрасные стихи.
Работа над анализом и выразительным чтением сонета №130 / в группах/
— Я умышленно не даю вам образец чтения, мне интересно услышать ваше восприятие стихотворения
Можно ли прочитать выразительно стихотворение, не сделав его анализ?
Устный анализ сонета с использованием Памятки
— вид лирики
— тема
— главная мысль
— как построено / описание/
изобразительные средства языка / эпитеты, отрицательные сравнения/
Обратить внимание учащихся на особенности описания любимой /отсутствие “эффекта ореола” у влюблённого лирического героя/
— рифма
— размер
— синтаксические конструкции
дополнительные свободные размышления
Согласны ли вы c предложенным анализом? Какие будут дополнения у других групп?
Расстановка партитурных знаков / на доске можно записать основные, желающий ученик /
Выразительное чтение учащихся.
Любовь у Шекспира – это и восторг, и грусть, и боль, и счастье, это реальные чувства реального человека, и именно поэтому сонеты так близки и понятны нам.
Вывод: / в тетрадь/
Два дивных чувства: любовь и дружба – переполняют сонеты Шекспира, именно они помогают человеку жить, творить, верить и побеждать.
4. Закрепление.
Составить диалог «У полки с книгами Шекспира», отметив мировое значение творчества Шекспира. Я думаю, в этом вам помогут высказывание русского демократа А.Герцена и стихотворение английского поэта, современника Шекспира, Джона Мильтона, а также цитаты из драм Шекспира.
— О чём свидетельствует тот факт, что многие из них стали крылатыми? Включите ответ на мой вопрос в свой диалог.
Во время подготовки диалога звучит грамзапись песни на сонет № 40 / в исполнении А.Пугачёвой/.
5. Домашнее задание
Выразительное чтение наизусть и анализ сонета Шекспира /по выбору учащихся/, прочитать по учебнику и использовать для анализа стр.110-114, 128-129.
Продолжите диалог, начатый на уроке, со своими родителями.