Конспект урока по Литературе «Глубина чувств в сонетах Шекспира. Вклад Шекспира в мировую литературу» 9 класс

Володина Людмила Дмитриевна

Перовский УВК «общеобразовательная школа IIII ступеней-гимназия», Симферопольский район, Республика Крым

Директор, учитель русского языка и литературы


Урок литературы, 9 класс

Тема «Глубина чувств в сонетах Шекспира. Вклад Шекспира в мировую литературу»

Цели урока:

-познакомить учащихся с сонетами Шекспира, помочь понять глубину чувств в них, помочь определить всемирное значение творчества поэта и драматурга

— дать представление о сонете как лирическом жанре

— закрепить навыки выразительного чтения и анализа лирического произведения, перевода с английского языка на русский язык

— формировать читательскую культуру и воспитывать любовь к литературе


Межпредметные связи: английский язык /творчество Шекспира/, психология /эффект ореола/


Оборудование: выставка книг, рефератов, тексты сонетов, портрет поэта, высказывания и крылатые слова на английском языке, карточки для опроса


Ход урока

  1. Оргмомент.

  2. Проверка домашнего задания. Срез знаний литературоведческих терминов, связанных с драматическими произведениями / карточки для опроса/

  3. Объяснение нового материала

-Объяснение какого из терминов вызвало затруднение при ответе?

Или

  • Какой из терминов не связан с драматургическими произведениями?

  • Попробуйте предположить тему нашего урока

  • Как вы думаете, каковы цели нашого урока?

— Что такое сонет?

Запись в тетрадь определения сонета

СОНЕТ – стихотворение из 14 строк, образующих два четверостишия и два трёхстишия. Или выписать из учебника, стр.105.

— Для иллюстрации этого термина я выбрала сонет поэта начала 20 века.

Чтение учителем сонета М.Волошина из цикла «Киммерийские сумерки», IV [ 5, стр. 243]

— Кто автор этих строк? Как вы это определили?


— Приятно, что наша поездка в Коктебель осталась у вас в памяти…

Возник сонет в Италии, точнее, на Сицилии, в начале 13 века, особенно был популярен в поэзии Возрождения. В то время утвердились три основных типа европейского сонета:

— итальянский

— французский

  • английский: упрощённая модель, которая состояла из трёх четверостиший и заключительного двустишия.

— Я повторю заключительное трёхстишие, а вы определите стихотворный размер

Размер – ямб.

Английский сонет называют также шекспировским.

— Почему?


К концу 16 века увлечение сонетом было очень модным в Англии, не остался в стороне и Шекспир, который создавал свои стихи в период 1592-1598 годов, а вышел сборник в 1609 году.

Условно его можно разделить на три части: первая /1-126 сонеты/ посвящена другу, вторая /127-152/ написана в честь возлюбленной, в третью /153, 154/ вошли сонеты, воспевающие красоту любви.

— О каких же чувствах говорит Шекспир в сонетах?


Чтение сонета №66 на английском языке /индивидуальное задание/

  • Как поняли содержание?

Чтение сонета русском языке в переводе С.Маршака / индивидуальное задание/ с элементами анализа


В страшное время живёт поэт, безобразен мир, окружающий его, и хочется умереть, чтобы не видеть «мерзости» века. И только «милый друг» способен спасти, помочь одержать победу над жестоким и мерзостным веком.

Сонет настолько силён в прославлении дружбы, способной не только помочь преодолеть удары судьбы, но и вдохновить на творчество, что привлёк к себе внимание известного русского поэта Бориса Пастернака, чей перевод помещён у вас в хрестоматии / чтение учителя/.

— Какова главная мысль сонета?

ВЫВОД / записать в тетрадь/ Творчество неподвластно силам зла, оно бессмертно.


Чтение сонета №116 на английском и русском язиках / подобная работа/

— Сравнить чтение ученицы с чтением актёра /грамзапись/

— Одинаково ли читают? Почему?

— От чего зависят интонации, акценты чтеца?


Любовь – вечное чувство. Кто же она, «смуглая леди» шекспировских сонетов? Предположения высказывались разные: придворная дама королевы Елизаветы, дочь придворного музыканта. Сегодня, по прошествии пяти веков, это не важно. Важно другое: великое чувство любви, которое испытывал поэт, помогло ему создать прекрасные стихи.


Работа над анализом и выразительным чтением сонета №130 / в группах/

— Я умышленно не даю вам образец чтения, мне интересно услышать ваше восприятие стихотворения

  • Можно ли прочитать выразительно стихотворение, не сделав его анализ?

Устный анализ сонета с использованием Памятки

— вид лирики

— тема

— главная мысль

— как построено / описание/

  • изобразительные средства языка / эпитеты, отрицательные сравнения/

Обратить внимание учащихся на особенности описания любимой /отсутствие “эффекта ореола” у влюблённого лирического героя/

— рифма

— размер

— синтаксические конструкции

  • дополнительные свободные размышления

  • Согласны ли вы c предложенным анализом? Какие будут дополнения у других групп?

Расстановка партитурных знаков / на доске можно записать основные, желающий ученик /

Выразительное чтение учащихся.

Любовь у Шекспира – это и восторг, и грусть, и боль, и счастье, это реальные чувства реального человека, и именно поэтому сонеты так близки и понятны нам.


Вывод: / в тетрадь/

Два дивных чувства: любовь и дружба – переполняют сонеты Шекспира, именно они помогают человеку жить, творить, верить и побеждать.


4. Закрепление.

Составить диалог «У полки с книгами Шекспира», отметив мировое значение творчества Шекспира. Я думаю, в этом вам помогут высказывание русского демократа А.Герцена и стихотворение английского поэта, современника Шекспира, Джона Мильтона, а также цитаты из драм Шекспира.

— О чём свидетельствует тот факт, что многие из них стали крылатыми? Включите ответ на мой вопрос в свой диалог.

Во время подготовки диалога звучит грамзапись песни на сонет № 40 / в исполнении А.Пугачёвой/.


5. Домашнее задание

Выразительное чтение наизусть и анализ сонета Шекспира /по выбору учащихся/, прочитать по учебнику и использовать для анализа стр.110-114, 128-129.

Продолжите диалог, начатый на уроке, со своими родителями.





Свежие документы:  УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ "Беседа по сказке Л. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: