УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ХАБАРОВСКА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖНТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 55
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:
ГНЕВНЫЙ ОБЛИЧИТЕЛЬНЫЙ ПРОТЕСТ
М.Ю. ЛЕРМОНТОВА ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ УСТОЕВ САМОДЕРЖАВНОЙ РОССИИ
В СТИХОТВОРЕНИИ «СМЕРТЬ ПОЭТА»
Учитель первой квалификационной категории
Ткаченко Валентина Павловна
2012
ТЕМА:
Гневный обличительный протест М.Ю. Лермонтова против общественно-политических устоев самодержавной России в стихотворении «Смерть поэта».
ЦЕЛЬ:
Раскрыть идейное содержание стихотворения «Смерть поэта» и доказать, что голос Лермонтова, «звучал, как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных».
ОБОРУДОВАНИЕ:
Плакат с непонятными словами в стихотворении «Смерть поэта»;
Грамзапись «К творческой истории стихотворения «Смерть поэта»;
Грамзапись «Смерть поэта»;
Портрет М.Ю. Лермонтова
ЭПИГРАФ:
… Во всей нашей литературе найдется не много стихотворений, полных такими живыми раскатами благородного гнева против аристократических паразитов, как великое стихотворение Лермонтова.
А.В. Луначарский
РАБОТА НА УРОКЕ
1. Мотивация учебной деятельности. Речь о том, что узнали учащиеся на предыдущем уроке.
2. Проверка домашнего задания.
2.1. Рассказать, какую роль в становлении характера М.Ю. Лермонтова сыграли годы жизни, проведенные в имении бабушки Арсеньевой?
2.2. На какие темы подразделяется лирика М.Ю. Лермонтова? (см. уч-ся в конспект урока за 16/П)
2.3. В каких ранних произведениях Лермонтова выражена боль и горечь поэта за судьбу человека?
Вывод учителя.
М.Ю. Лермонтов пришел в литературу, когда жестокое самодержавие после подавления декабристского движения, чумного бунта 1830 года, восстаний среди крестьян в военных поселениях настолько бесчеловечно карало всякое свободное слово и даже мысль, что образованная дворянская интеллигенция изменила своим высоким помыслам и убеждениям. Их жизнь задыхалась в тисках или в раздумьях. Именно в эту пору реакции е стране Лермонтов, чутко, остро реагирующий на малейшую несправедливость, нашел в себе волю, силы, смелость говорить в стихотворениях правду о пагубном влиянии самодержавия на жизнь трудового народа, о жестоком беззаконии и тиранстве, царящем в стране. Именно в эту пору М.Ю. Лермонтов глубоко задумывается над ролью поэта и поэзии и горит желанием познакомиться с великим гением Пушкиным. Поэт восторженно относился к Пушкину, очень хорошо знал произведения Пушкина и понимал значение его гения для русской поэзии. В первых поэмах М.Ю. Лермонтова заметно стремление подражать Пушкину. Но Лермонтов не хотел будничного знакомства с Пушкиным, он хотел с ним встретиться, как поэт.
4. Прослушивание в грамзаписи «К творческой истории стихотворения «Смерть поэта» от слов:» … Я сел в карету.., и кончая словами: «Домой! Домой! «
5. Слово учителя.
Лермонтов был настолько возмущен и потрясен убийством Пушкина на дуэли, что даже заболел. Бабушка пригласила к внуку врача Николая Федоровича Арендта, который лечил умиравшего. Пушкина. От Арендта Лермонтов узнал подробности о последних днях жизни любимого поэта. И на следующий день после дуэли Пушкина с Дантесом (28/1 1837г.) было написано стихотворение «Смерть поэта».
6. Чтение учителем 1 части стихотворения «Смерть поэта».
7. Лекция учителя.
Бабушка Лермонтова (Арсеньева Елизавета Алексеевна) отметила, что покойный Александр Сергеевич не в свои сани сел и, севши в них, не умел ловко управлять своенравными лошадками, мчавшими его и намчавшими, наконец, на тот сугроб, с которого одна дорога, была только в пропасть. Со старушкой Лермонтов не спорил, а только кусал ногти и уезжал со двора на целые сутки. Через несколько дней после похорон Пушкина к Лермонтову приехал его брат камер-юнкер Столыпин. Он отзывался о Пушкине невыгодно, что он себя неприлично вел среди людей большого света, что Дантес обязан был поступить так, как поступил. Разгорелся спор о том, что даже иностранцы должны щадить людей замечательных в государстве. Но Столыпин сообщал мнения света, что иностранцам дела нет до поэзии Пушкина, что дипломаты свободны от влияния законов и не подлежат ни законам, ни суду русскому. Лермонтов отметил Столыпину, что какую бы обиду Пушкин не сделал ему, он бы снес ее, во имя любви своей к славе России, и никогда не поднял бы на этого великого представителя всей интеллектуальности России своей руки. Столыпин засмеялся, сказав, что у Мишеля раздражение нервов. Но Мишель не слушал его. Схватил лист бумаги, что-то быстро на нем чертил карандашом, ломая один за другим и переломав так с полдюжины. Через четверть часа Лермонтов набело написал 16 строк своего стихотворения «Смерть поэта», в которых выразил свое отношение к царю и придворной знати.
Прослушивание грамзаписи 2 части стихотворения «Смерть поэта».
Слово учителя.
Новые стихи стали распространяться в рукописи. На одном экземпляре, который представили царю, была надпись: «Воззвание к революции». Лермонтова ждала ссылка.
10. Перед повторным прочтением стихотворения «Смерть поэта» поставить перед классом вопрос:
Какие образы предстают перед вами в данном стихотворении?
11. Ответы учащихся на поставленный вопрос.
12. Беседа.
1.1. Какие черты поэта, гражданина и человека отмечает
Лермонтов в Пушкине?
(гениальность- угас, как светоч, дивный гений, замолкли звуки чудных песен;
любовь к свободе и смелость — свободный, смелый дар; сердце вольное и пламенные страсти; восстал против мнения света;
независимость- поникнув гордой головой;
знание людей — он, с юных лет постигнувший людей;
доверчивость- зачем поверил он словам и ласкам ложным; зачем он руку дал клеветникам ничтожным).
1.2. Какие черты отмечает Лермонтов в Дантесе? (как человека бессердечного (пустое (оцен.) эпитет) сердце), (безжалостная рука); карьериста (на ловлю счастья и чинов заброшен к нам); как иностранца, презирающего русскую культуру (он дерзко презирал земли чужой язык и нравы).
1.3. Что можно сказать об отношении Лермонтова к героям стихотворения? И какими художественными средствами это достигается? (Какие средства выразительности показывают глубокую взволнованность поэта?)
1.4. Кого винит Лермонтов в гибели Пушкина, и какими средствами выражается обвинение и протест Пушкина против придворной толпы под покровительством царя?
(Придворную толпу под покровительством царя)
Каков идейный смысл стихотворения?
(Поэт возмущен несправедливостью и обращается к царю с просьбой наказать убийцу, но Лермонтов скоро понял связь света, с царским троном и в последних 16 строках грозит справедливым судом самодержавию).
13. Вывод учителя (запись в тетрадь).
«Лермонтов действительно понял песнь Пушкина, понял её значение, и один он проводил гроб поэта криком злобы, тоски и мести». Дантес — только оружие в руках истинных убийц Пушкина, и против них обращены последние 16 строк стихотворения. Это — «надменные потомки известной подлостью прославленных отцов» — Бенкендорфы, Васильчиковы, Орловы, помогавшие Николаю I расправиться с декабристами. Это и сам царь — палач, под сенью жестоких законов которого прячутся «Свободы Гения и Славы палачи». Поэт грозит им судом, призывая народ к мести. «Правительство услыхало этот призыв к мести, поняло его общественное значение и сослало поэта прапорщиком на Кавказ».
14. В пору реакции Лермонтов четко определил свою жизненную жизненная позиция? Подумайте над этим.
15. Задание. П стр. 171-173, 2) Наизусть «Смерть поэта».