Конспект урока по Литературе «H.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества» 7 класс

Конспект урока по литературе, 7 класс

Тема: H.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества.

Цель деятельности учителя: познакомить с жизнь и творчеством Н.В.Гоголя, дать понятие о повести, познакомить с историй создания повести «Тарас Бульба».

Тип урока: изучение новой темы.

Планируемые образовательные результаты:

1. Предметные: научиться выявлять характерные художественные приемы повествования.

2. Метапредметные:

— коммуникативные: проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач.

— регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики.

— познавательные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме.

3. Личностные: формирование мировоззренческих понятий. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Россию, прошлое и настоящее многонационального народа России.

Методы и формы обучения: беседа, работа с текстом.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность)

— Добрый день! Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать!

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность.

Актуализация знаний (мотивация к деятельности)

— На прошлых уроках мы с вами познакомились с творчеством А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. Предлагаю проверить ваши знания с помощью теста.

Тест

«Жизнь и творчество

А.С. Пушкина и М.Ю.Лермонтова»:

1. Годы жизни А. С. Пушкина:

а) 1799 г.-1837 г.;

б) 1800 г.-1825 г.;

в) 1789 г.-1985 г.

2. Кто из перечисленных поэтов не был лицейским другом А.С. Пушкина:

а) А.А. Дельвиг;

б) В.К. Кюхельбекер;

в) М.Ю. Лермонтов.

3. Кто из литературных деятелей XIX века оказал значительное влияние на формирование таланта А.С. Пушкина?

а) В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков;

б) М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, Н.М. Карамзин;

в) Г.Р. Державин, В.Г. Белинский.

4. Найдите произведение А.С. Пушкина, которое не относится к циклу «Повести Белкина»:

а) «Выстрел»;

б) «Станционный смотритель»;

в) «Метель»;

г) «Гробовщик»;

д) «Дубровский».

5. Какая библейская легенда нашла отражение в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»?

а) сказание об обрах;

б) легенда о блудном сыне;

в) легенда о сеятеле.

6. А.С. Пушкин родился…:

а) в Москве;

б) в Санкт – Петербурге;

в) в Михайловском;

г) в Болдино.

7. Автором какого произведения не является А.С. Пушкин?

а) «Евгений Онегин»;

б) «Песнь о вещем Олеге»;

в) «Повесть временных лет».

8. Кто из нижеперечисленных исторических деятелей описан в произведении А.С. Пушкина «Полтава»?

а) Екатерина Великая;

б) Петр Первый;

в) Иван Грозный.

9. Годы жизни Михаила Юрьевича Лермонтова:

а) 1814 г.-1841 г.;

б) 1824 г.-1849 г.;

в) 1799 г.-1837 г.

10. В каком стихотворении М.Ю. Лермонтова появляется реальная символика, олицетворяющая свободу?

а) «Парус»;

б) «Бородино»;

в) «Поэт».

11. О каком стихотворении М.Ю. Лермонтова А.И. Герцен сказал: «Душу поэта разбудил пистолетный выстрел, убивший А.С. Пушкина?»

а) «Поэт»;

б) «Смерть поэта»;

в) «Журналист, читатель и писатель».

12. М.Ю. Лермонтов родился…:

а) в Санкт-Петербурге;

б) в Москве;

в) в Тарханах;

г) в Пятигорске.

13. Определите средства изобразительности и соотнесите художественные приемы (антитеза, звукопись, сравнение, метафора):

1. «Под ним Казбек, как грань алмаза…»

2. «Чернея на черной скале…»

3. «Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской…»

4. «В пространстве брошенных светил…»

5. «Тучки небесные, вечные странники!»

6. «Но светлая слеза – жемчужина страданья…»

7. «Русалка плыла по реке глубокой…»

8. «И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета как ризой она».

КЛЮЧИ:

1. А

2. В

3. Б

4. Д

5. Б

6. А

7. В

8. Б

9. А

10.А

11. Б

12. Б

13. 1 — сравнение

2 – звукопись

3 – антитеза

4 – метафора

5 – метафора

6 – антитеза

7 – звукопись

8 — сравнение

Включились в учебную деятельность.





Индивидуальная работа учащихся над тестом «Жизнь и творчество А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова».















































































































Взаимопроверка теста и выставление оценок.

Создание проблемной ситуации (включаем проблемный вопрос, создающий ситуацию для учащихся и формирующую у него потребность освоения того или иного понятия)

— Сегодня на уроке мы с вами приступаем к изчкнию жизни и творчества Н.В.Гоголя.

— Глядя на нашу записанную на доске тему, какие цели вы поставите перед собой на урок:

1. Углубить знания о биографии и творчестве Н.В. Гоголя.

2. Познакомиться с исторической основой повести «Тарас Бульба».

3. Познакомиться с понятием «повесть».

4. Узнать о героических, гражданских мотивах в повести Гоголя, прославление им боевого товарищества.

Обсуждают цели урока, которые ставят перед собой.

Открытие нового знания

Николай Васильевич Гоголь – одна из ключевых фигур в литературном процессе первой половины XIX  века, неповторимая писательская индивидуальность. Человеческий и творческий облик Гоголя очень сложен, поэтому вот уже на протяжении полутора столетий не утихают споры о «феномене Гоголя», «загадке» его искусства, «тайнее» его личности, о направлении и смысле духовного и художественного развития.

Гоголь, его творчество и судьба, его вера и идеалы – отнюдь не экспонаты из «исторического музея» русской литературы. Творчество Гоголя, воодушевленное жаждой познания России и русского человека – живое явление современности. Оно и сейчас вызывает столкновение мнений, споры, имеющие общественное и нравственное значение. Загадку личности Гоголя  каждый прикасающийся к нему – «заколдованному месту» русской литературы – может постигнуть, только оставшись наедине с писателем, не просто прочитав, но и пережив его книги.

  – Какие произведения Гоголя вы читали?

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

БИОГРАФИЯ Н.В.ГОГОЛЯ.




Н. В. Гоголь – выдающийся писатель 19 века. Его произведения немногочисленны, но все они трогают душу, заставляют задуматься, а самое главное, до сих пор чрезвычайно актуальны, чего только стоит повесть «Тарас Бульба».

— «Тарас Бульба» (1835 г.) – результат серьезного увлечения Н.В.Гоголя историей. Повесть имеет две редакции (два варианта текста). Впервые вошла в сборник «Миргород» вместе с другими повестями. Гоголь считал «Миргород» своеобразным продолжением «Вечеров на хуторе близ Диканьки», потому что содержанием сборника по-прежнему служила история украинского народа. Но в 1842 году о в 1842 году Н.В.Гоголь переработал текст повести. Стало значительно больше сцен, изображающих жизнь Запорожской Сечи, увеличен объем батальных сцен. Во второй редакции использовались исторические источники – летописные, а не только народные песни.

Действие повести «Тарас Бульба» происходит на Украине в 16 веке, где в это время хозяйничают польские землевладельцы – паны. Послушайте историческую справку об этом времени.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

«ИСТОРИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПОВЕСТИ «ТАРАС БУЛЬБА»

— Интерес к украинской истории возник у Гоголя неслучайно. Он собирался написать серьезный научный труд по истории Украины. Труд этот не был создан, но собранные материалы, относящиеся к жизни казачества, были использованы автором в работе над повестью. О жизни Запорожской Сечи, о борьбе казаков, об их героической смерти во имя Родины, во имя свободы рассказал Н.В.Гоголь в повести «Тарас Бульба».

— Найдите в тексте I главы повести черты исторического времени действия, воссозданной автором на основе действительных источников.





































































































































— Каков лексический ряд, передающий атмосферу времени и обстановки, определяющие судьбы людей?

— Обратим внимание на модельный и глагольный ряды: была опустошена, выжжена, объялся пламенем и т.д.; эпитеты: первобытная Россия (она не была первобытной в научном значении этого слова), неукротимая, широкая и т.д.

— Это время – время исторической катастрофы, меняющей прошлый уклад жизни, формирующей новые качества человека, живущего в условиях угрозы вражеских набегов, качества, помогающие выжить, защититься, довольствоваться ради этого малым.

— В связи, с чем в повествовании автор позволяет широкое отвлечение на историческую тему?

Любая эпоха, в которой появляются герои своего времени, богата разнообразием характеров. Чаще всего характеры соответствуют духу времени. Так, Гоголь выдвигает соответствующих личностей — сильных, мужественных, самоотверженных, воинственных людей, привыкших к сражениям, битвам и готовых защитить свое Отечество от врага. Главной ценностью в человеческих отношениях было чувство веры и патриотизма. Человек, закаляя свой характер, становится решительным в боя, защищая Родину.

— Как вы думаете, реальны главные герои: Тарас Бульба, Остап и Андрий?

Образ и характер – это одно и тоже?




Каков был замысел Н. В. Гоголя при создании повести «Тарас Бульба»? 

Главным образом в этой системе является кто?

— Кто дополняет идеальное представление автора о казаке?

Эти три образа составляют ядро, единство, дополняя друг друга.

 — Кто еще помогает раскрыть качества национального характера?

Запорожцы в повести описываются как товарищество, как единое целое. Где это проявляется наиболее ярко?

— Гоголь выделяет и отдельные образы, воплощающие ту или иную мысль.  Найдите в тексте эти отдельные образы и подумайте,   почему они выделены?



— Чтобы все эти качества проявились, нужны «противовесы»  — образы врагов. Выделяет ли Гоголь конкретно отдельных ляхов, как он выделяет запорожцев?

— Почему нет?


— Что ляхи враги  —  как определяется? 

Кто еще  показан в повести индивидуально? 

Это образ или просто персонаж для сюжета? Она тоже образ врага  или нет?








— Еще женские образы в повести есть?

— Почему у матери нет имени? Как ее называет Тарас?

— Татарка  — это образ или нет?

— Еще кого из людей можно включить в систему образов?

— Кто такой Янкель? Он характер или тип? Какую мысль он воплощает? 














Но образы бывают и   другими. Прочтите отрывок, начиная со слова «Площадь …»

— Какой образ рисует Н. В. Гоголь? 

— Какую мысль воплощает автор в образе этой толпы?  







— Есть в повести еще два образа, которые прямо работают на идею автора о национальном самосознании, подчеркивают важные качества русского народа. Какие это образы? 

— Что главное в образе запорожской степи?


— Найдите описание Днестра. Какова идея этого образа? Почему Гоголь этой картиной заканчивает повесть? 

Почему вводятся описания степи, реки, другие пейзажные зарисовки?

— Можно ли отнести автора к образам? 

— Вот какая картина сложилась у нас при рассмотрении системы образов  повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Смотреть в приложении № 3.

— Зачем важно понимать и представлять систему образов?


Время действия в повести «Тараса Бульба» отнесено к прошлому. Именно там видятся Гоголю духовно свободные и могучие люди. В прошлом были сильные и прекрасные люди, в настоящем он их не видит. Но могут ли они быть? Этот вопрос писатель задает себе и читателю. Показывая, какими были люди, Гоголь внушает читателю мысль: настоящие люди могут и должны быть другими. Герои гоголевской Сечи, с которыми мы уже познакомились и те, с кем еще предстоит познакомиться – это высокий идеал, но каждый человек, живущий позже, имеет достаточно достойных качеств, чтобы приблизиться к этому идеалу.

Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» раскрывает перед читателями страницы давно минувшего прошлого — национально-освободительной войны украинского народа против поляков. В ярких образах запорожских казаков, героев этой войны, писатель воплощает идеал воина-защитника — вольнолюбивого, преданного Родине, товарищам, готового отдать все свои силы в борьбе за правое дело.

— Подвиг, мужество, бескорыстное служение человека  родине, товарищам  навсегда остаются в памяти поколений. О них пишут стихи, поют песни, их подвиг повторяется в следующих поколениях.

Слушают рассказ учителя.







































Отвечают на вопрос учителя.


Учащиеся слушают рассказ учителя о биографии Н.В.Гоголя, основные моменты записывают в тетрадь.

Учащиеся слушают рассказ учителя.








































Учащиеся слушают рассказ учителя, основные моменты записывают в тетрадь.


Учащиеся слушают рассказ учителя.















Зачитывают отрывок из повести:

«…тяжелый ХV век на полукочующем углу Европы, когда вся южная первобытная Россия, оставленная своими князьями, была опустошена, выжжена дотла неукротимыми набегами монгольских хищников; когда, лишившись дома и кровли, стал здесь отважен человек; когда на пожарищах, в виду грозных соседей и вечной опасности, селился он и привыкал глядеть им прямо в очи, разучившись знать, существует ли какая боязнь на свете; когда бранным пламенем объялся древле мирный славянский дух и завелось козачество — широкая, разгульная замашка русской природы, — и когда все поречья, перевозы, прибрежные пологие и удобные места усеялись козаками, которым и счету никто не ведал, и смелые товарищи их были вправе отвечать султану, пожелавшему знать о числе их: «Кто их знает! у нас их раскидано по всему степу: что байрак, то козак» (что маленький пригорок, там уж и козак). Это было, точно, необыкновенное явленье русской силы: его вышибло из народной груди огниво бед. Вместо прежних уделов, мелких городков, наполненных псарями и ловчими, вместо враждующих и торгующих городами мелких князей возникли грозные селения, курени и околицы, связанные общей опасностью и ненавистью против нехристианских хищников. Уже известно всем из истории, как их вечная борьба и беспокойная жизнь спасли Европу от неукротимых набегов, грозивших ее опрокинуть. Короли польские, очутившиеся, наместо удельных князей, властителями сих пространных земель, хотя отдаленными и слабыми, поняли значенье козаков и выгоды таковой бранной сторожевой жизни. Они поощряли их и льстили сему расположению. Под их отдаленною властью гетьманы, избранные из среды самих же козаков, преобразовали околицы и курени в полки и правильные округи. Это не было строевое собранное войско, его бы никто не увидал; но в случае войны и общего движенья в восемь дней, не больше, всякий являлся на коне, во всем своем вооружении, получа один только червонец платы от короля, — и в две недели набиралось такое войско, какого бы не в силах были набрать никакие рекрутские наборы. Кончился поход — воин уходил в луга и пашни, на днепровские перевозы, ловил рыбу, торговал, варил пиво и был вольный козак. Современные иноземцы дивились тогда справедливо необыкновенным способностям его. Не было ремесла, которого бы не знал козак: накурить вина, снарядить телегу, намолоть пороху, справить кузнецкую, слесарную работу и, в прибавку к тому, гулять напропалую, пить и бражничать, как только может один русский, — все это было ему по плечу. Кроме рейстровых козаков, считавших обязанностью являться во время войны, можно было во всякое время, в случае большой потребности, набрать целые толпы охочекомонных: стоило только есаулам пройти по рынкам и площадям всех сел и местечек и прокричать во весь голос, ставши на телегу: «Эй вы, пивники, броварники! полно вам пиво варить, да валяться по запечьям, да кормить своим жирным телом мух! Ступайте славы рыцарской и чести добиваться! Вы, плугари, гречкосеи, овцепасы, баболюбы! полно вам за плугом ходить, да пачкатъ в земле свои желтые чеботы, да подбираться к жинкам и губить силу рыцарскую! Пора доставать козацкой славы!» И слова эти были как искры, падавшие на сухое дерево. Пахарь ломал свой плуг, бровари и пивовары кидали свои кади и разбивали бочки, ремесленник и торгаш посылал к черту и ремесло и лавку, бил горшки в доме. И все, что ни было, садилось на коня».

Высказывают свою точку зрения.
























Читатель начинает понимать характер главного героя, особенности его отношения к основным жизненным ценностям.






















— Это собирательные образы.



— Нет, образ – это мысль автора, воплощенная во что-то конкретное, а характер – это уже качество этого конкретного лица.

Это повесть о национальном самосознании, национальном характере.

— Тарас Бульба.


— Остап и Андрий.






— Запорожцы.



— Когда слушают речи.








Пьяный казак —  образ вольницы, Кирдяга — образ демократичности, Кукубенко  — образ мужества и смелости, Бовдюг — образ мудрости, Мовсий Шило — образ чести и доблести.

— Нет.







— Это для автора не главное, важно, что есть враги.

— По вере – они басурманы.


— Панночка.



— Панночка  не  является  отрицательным героем  — любовь не может быть отрицательной. Образ панночки несет идею права человека на личную жизнь вне политики, кроме любви к родине у человека может быть и другое очень сильное чувство –  любовь к женщине.

— Образ матери.


— Стара. Мать в повести – это обобщенный образ всех матерей и жен.

— нет.


— Янкеля.


— Н В.  Гоголь этим образом  подчёркивает, что евреи —  люди вне Родины, вне идеи. Они везде свои и всем нужны, но в то же время  и чужие для других народов. Их идея — деньги, нажива. Интересный образ «жида» дает Н. В. Гоголь, но  надо сказать, что он хоть  и постоянно подчеркивает презрение козаков к жидам, но сам   снисходительно относится к своему персонажу и не рисует его черными красками. Янкель — вполне симпатичный и полезный для героев повести человек.

Учащиеся зачитывают отрывок.



— Образ толпы.


Дикость и варварство  народа, идущее из глубины веков, — требование кровавых зрелищ. Гоголь явно осуждает эти качества  и, изображая    так выразительно публичную казнь и интерес к ней толпы, показывает себя гуманистом.

— Степь и Днестр.







Зачитывают отрывки с описанием степи днем и вечером.

— Река – символ продолжения жизни.




— Создать образ Родины и передать авторскую позицию.


— Да.


Записывают в тетрадь.






Если  правильно определить систему образов, то   всегда будет легче понять литературное произведение.

Рефлексия

— Оцените свою деятельность на уроке, используя один из вариантов ответа»

1. Мне было трудно понять…».

2. Урок понравился, потому….». 3. «Я усвоил….»

Я оцениваю свои знания…..потому что…

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.




Заполняют бланк самооценки.

Домашнее задание

Читать главы X, XI, составить к ним план; подобрать цитаты к образам Остапа и Тараса; пересказ эпизодов: «Дорога Тараса на Сечь», «Тарас на Сечи», «Путь в Варшаву».

Открывают дневники, записывают домашнее задание.


13


Свежие документы:  Сочинения на тему: "Ни за что бы не подумал, что я..."

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: