Конспект урока по Литературе «И.А.КРЫЛОВ. БАСНИ «ЛЯГУШКИ, ПРОСЯЩИЕ ЦАРЯ» и «ОБОЗ»»

И.А.КРЫЛОВ. БАСНИ « ЛЯГУШКИ, ПРОСЯЩИЕ ЦАРЯ» и « ОБОЗ». ИХ ИСТОРИЧЕСКАЯ ОСНОВА.

ЦЕЛИ УРОКА: расширить имеющиеся знания о баснописце и его баснях; повторить знание терминов.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: чтение басен, беседа по басням.

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ:

Аллегория – вид иносказания; отвлеченная идея или понятие, воплощенное в конкретном образе;

Басня – эпический жанр, в котором художественная образность основывается на приеме аллегории, иносказания;

Иносказание – художественный прием, непрямое, скрытое изображение предметов, явлений, людей и т. п., в иносказании используется замена прямого наименования предмета, явления;

Эзопов язык – (по имени древнегреческого баснописца Эзопа) – система намеков и иносказаний в художественном произведении, дающая возможность обойти цензуру и высказать оппозиционные или запрещенные идеи и взгляды, в основном политического характера.

ОБОРУДОВАНИЕ: иллюстрации разных художников к басням И.А.Крылова.

ХОД УРОКА.

  1. СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

К творчеству И.А.Крылова , баснописца, поэта и мудреца, образованнейшего человека своей эпохи, мы уже обращались в 5 классе. Мы знакомились с различными баснями, терминами, касающимися этого жанра. В 8 классе нам предстоит более сложная работа над баснями.

Поэтому урок начнем с повторения изученного материала.

  1. ВИКТОРИНА.

а ) Где и когда родился И.А.Крылов? (В Москве 2 (13) февраля 1769г.)

б ) Как называлось первое литературное произведение Крылова, написанное в 15 лет? (Комическая опера «Кофейница» 1784г.)

в ) Редактором, автором и издателем каких трех журналов был Крылов? («Почта духов»1789г. ; «Зритель» 1792г.; «Санкт-Петербургский Меркурий» 1793г.)

г ) В каком году был напечатан 1-й сборник басней Крылова? (1809г.)

д )Сколько всего сборников басен было написано Крыловым? ( 9 ).

е ) Как имя скульптора, автора памятника Крылову, который находится в Санкт-Петербурге в Летнем саду? ( Петр Карлович Клодт).

ж ) Из каких басен Крылова взяты эти выражения:

— «Он порча, он чума, он язва здешних мест!» («Кот и повар»).

-«Избави Бог и нас от этаких судей».(«Осел и соловей»).

-«Все прошло: с зимой холодной

Нужда, голод настает». («Стрекоза и Муравей»).

-«Забудем прошлое, уставим общий лад».(«Волк на псарне»).

-«Как ни полезна вещь, цены не зная ей

Невежда про нее свой толк все к худу клонит». («Мартышка и очки»).

-«Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок». («Ворона и Лисица»).

3. СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

— А вот что вам известно об И.А.Крылове?

(Учащиеся вспоминают известные факты из жизни и творчества.)

«Многие в Крылове хотят видеть непременно баснописца,- писал В.Г.Белинский, — мы видим в нем нечто большее. Басни только форма; важен тот дух, который также выражался бы и в другой форме. Басни Крылова, конечно, басни, но сверх того и нечто большее, нежели басни… Басни Крылова – не просто басни, это повесть, комедии, юмористический очерк, злая сатира – словом, что хотите, только не просто басни».

Сам Крылов чтением своих басен подчеркивал простоту, естественность их народной речи, их реализм. Все воспоминания об исполнении им своих басен говорят об этом. Так, С.Жихарев (автор содержательных воспоминаний о своем времени, имеющих особенно большое значение для истории русского театра), выслушав чтение Крылова, записал: «А как читает этот Крылов! Внятно, просто, без всяких вычур и между тем с необыкновенной выразительностью; всякий стих так и врезывается в память. После него , право, и читать совестно».

Естественность и простота его чтения были так велики, что исполнение им своих басен иногда и не называли «чтением» , а говорили, что он «рассказывает свои басни».

Как велики художественные достижения Крылова – баснописца, вернее всего можно судить по отзывам о нем русских писателей и критиков, ему современных и следовавших за ним , а вслед за тем и по использованию его басенного наследия.

Басенная традиция продолжена в творчестве поэтов нашей эпохи – В. Маяковского, С. Михалкова и , конечно, Д. Бедного, который в 1944 г. писал о Крылове: «Как же народу было не полюбить своего родного заступника, который в некоторых случаях отваживался так дерзить народным угнетателям, что только диву даешься, как могли подобные дерзостные басни увидеть свет».

  1. ЧТЕНИЕ СТАТЬИ УЧЕБНИКА.

В истории басенного творчества Крылова первым большим событием было напечатание первых басен в журнале, а вслед за тем и появление первой книги его басен в 1809г.

По содержанию первая книга басен Крылова самая интересная из всех его басенных сборников. Это объясняется тем, что здесь он целенаправленно проводит те же идеи, те же взгляды на жизнь, что и в 18 веке. Тогда Крылов убеждал читателей в том, что для организации жизни страны царь абсолютно не нужен («Почта духов», «Каиб»). В таком же освещении выводится царь в баснях первой книги. Вот он в «Лягушках, просящих Царя»:

Царь на диво был им дан

Не суетлив, не вертопрашен,

Степенен, молчалив и важен;

Дородством, ростом великан.

Ну, посмотреть, так это чудо!

Одно в Царе лишь было худо:

Царь этот был осиновый чурбан.

На смену ему появляется другой, этот:

Не любит баловать народа своего:

Он виноватых ест, а на суде его

Нет правых никого.

С утра до вечера их Царь по царству ходит

И всякого , кого ни встретит он,

Тотчас засудит и — проглотит.

Лягушки просят нового царя, но получают ответ, что новый будет еще хуже: лучший царь – «пустое место», хороших царей «нет и быть не может».

Это наиболее резкая и социально острая басня первой книги Крылова. В эти годы мечтаний монархии о конституции, во времена Сперанского, Крылов позволяет себе быть откровеннее в печати, чем когда бы то ни было в своей жизни.

Лягушкам стало неугодно

Правление народно,

И показалось им совсем не благородно

Без службы и на воле жить.

Чтоб горю пособить,

То стали у богов Царя они просить.

Хоть слушать всякий вздор богам бы и не сродно,

На сей однако ж раз послушал их Зевес:

Дал им Царя…

Здесь , в начале басни «Лягушки, просящие Царя», Крылов единственный раз в своем творчестве использовал возможность- выразить свой идеал государственного правления, свое предпочтение «народного правления» монархическому. Крылов говорит, что это вздор: вздор,нелепость – променять вольную жизнь, народную свободу на жизнь под ярмом безгранично возрастающего угнетения. Богам, пишет он, не следовало бы и слушать такой вздор. Но они поспешили, появился царь… и вот от одного царя к другому жизнь все тяжелее и тяжелее. Мечтать о лучшей жизни при каком-то лучшем, «хорошем» царе – нелепо.Всякий новый царь будет только хуже и хуже. «Так в чем же выход?» — может спросить себя читатель и вспомнить, прочитав басню до конца, о ее начале, о вольной жизни лягушек при народном правлении.

— Что нового вы узнали о взглядах великого баснописца?

— С чьим именем прочно связывалось начало басенного творчества Крылова?

— О каких новых баснях вы узнали?

5. ЧТЕНИЕ БАСНИ «ЛЯГУШКИ, ПРОСЯЩИЕ ЦАРЯ».

6. БЕСЕДА ПО БАСНЕ,

— О чем эта басня?

(Крылов выразил свой единственный раз свой идеал государственного правления, свое предпочтение «народного правления» монархическому).

— Что же происходит в басне?

— Почему нам смешно и грустно одновременно?

(Лягушки просят себе царя: … и вот от одного царя к другому жизнь все тяжелее и тяжелее: «В Лягушках каждый день великий недочет. С утра до вечера их Царь по царству ходит. И всякого, кого не встретит он, Тотчас засудит – и проглотит». Значит, мечтать о лучшей жизни при каком-то лучшем, хорошем царе- нелепо.)

— В чем заключалось управление Царей, которые были посланы к Лягушкам?

— В каких строчках заключена мораль басни?

— Кто ее произносит?

7. ЧТЕНИЕ БАСНИ «ОБОЗ».

— О чем эта басня?

— Какова мораль басни «Обоз»?

— К каким жизненным обстоятельствам она может быть применима?

8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

а ) Выучите наизусть басню по выбору.

б ) Нарисуйте иллюстрации к любой басне.

в ) Подумайте и ответьте, каков смысл иносказаний в этих баснях?

Свежие документы:  Конспект урока для 5 класса на тему «Вот сказка моей жизни. Рассказал я её здесь открыто и чистосердечно, как бы в кругу близких друзей». Г.-Х. Андерсен»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: