МБОУ «Гимназия №3 г. Горно – Алтайска»
Разработка урока по теме: «И. А. Крылов. Обличение человеческих черт в басне «Волк и Ягненок».
(5 класс).
Автор: Самажанова Гульдана Николаевна, учитель русского языка и литературы.
Горно-Алтайск
2014
Пояснительная записка.
Данный урок разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на. На уроке формируется совокупность универсальных учебных действий (УУД). На уроке используется современная технология развития критического мышления, которая отличается четкой структурой, алгоритмичностью, схематичностью и наглядностью ее приемов, графической организацией материала, которая позволяет не только разнообразить урок, сделать его нестандартным, но и достичь конкретных образовательных результатов.
Системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности учащихся, их возрасту и индивидуальным особенностям, является одним из эффективных в обучении, в том числе и на уроках литературы. А применение в системно – деятельностном подходе технологии развития критического мышления способствует формированию нового стиля мышления (открытость, гибкость, рефлексивность, осознанность, альтернативность); развитию базовых качеств личности (креативность, коммуникативность, критическое мышление, мобильность, самостоятельность, ответственность); формированию культуры чтения и письма; формированию умения задавать вопросы, формулировать гипотезу; стимулированию самостоятельной поисковой творческой деятельности; запуску механизмов самообразования и самоорганизации.
Таким образом, структура урока выглядит следующим образом:
Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.
Мотивация к учебной деятельности. (Вызов).
Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи. (Осмысление).
Практикум. Аналитическая работа с текстом басни.
Закрепление полученных знаний.
Подведение итогов урока (Рефлексия).
Класс: 5
Предмет: литература
Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2010 г
Название раздела, темы: Русская литература XIXвека. И.А. Крылов. Басни.
Номер урока в системе уроков: первый урок
Тема урока: «И. А. Крылов. Обличение человеческих черт в басне «Волк и Ягненок».
Цели урока:
Образовательные: познакомить с биографией И. А. Крылова, дать понятие о басне как эпическом жанре, прочитать басню «Волк и Ягненок» и проанализировать её;
Развивающие: развивать образное мышление, речь, память, навыки работы с текстом художественного произведения;
Воспитывающие: формировать способность оценивать свою собственную деятельность на уроке; формирование мировоззрения в связи с моралью басни.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал.
Предварительное задание:
1 группа: приготовить проект по теме: «Предшественники И.А. Крылова».
2 группа: приготовить проект по теме: «Биография И.А. Крылова».
3 группа: приготовить проект по теме: «Литературная деятельность И.А. Крылова».
4 группа: приготовить выразительное чтение по ролям басни «Волк и Ягнёнок».
5 группа: найти в тексте басни «Волк и Ягнёнок» непонятные слова и объяснить их значение.
6 группа: найти в тексте басни «Волк и Ягнёнок» непонятные слова и объяснить их значение.
Цель этапа | Формируемые УУД | Используемые методы, приемы, формы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.
| |||||
Организация начала урока. (2 минуты)
| Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала. | личностные: внимание, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: саморегуляция. | Словесный, метод мотивации к учебной деятельности. | Психологический настрой детей на урок. -Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю. | Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность. |
Сообщение темы урока. Постановка учебных задач. (2 минуты).
| Создание проблемной ситуации; актуализация имеющих знаний; пробуждение интереса к получению информации; постановка учениками целей и задач урока. | познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные УУД:целеполагание. | Проблемный, метод фронтальной организации учащихся, прогнозирование.
| Задание: Обратим внимание на слайды (слайд №1, 2). Кто изображен на них? Кому поставлен памятник? Попробуем сформулировать тему и задачи нашего урока.
Учитель корректирует и дополняет ответы учащихся.
| Отвечают на вопросы. Определяют тему урока, записывают в тетрадь (слайд №3). Постановка учебной задачи на этот урок.
|
| |||||||||
Проверка домашнего задания. (4 минут).
| Контроль качества выполнения Подготовка к дальнейшему восприятию учебного материала.
| познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, извлечение необходимой информации из рассказа, умение доказывать и анализировать; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами урока. личностные УУД: умение находить ответ на вопрос «Какое значение имеет для меня учение? » регулятивные УУД: прогнозирование и получение конкретного результата. | Словесный, познавательный, эвристический. | Проверяет заполнение маркировочной таблицы “ЗХУ” (слайд № 4 ). Ребята, вам было дано дома: 1. Вспомнить уже известные сведения о жизни И.А. Крылова и заполнить 1 колонку. 2. И написать во 2 колонке, что хотите узнать на уроках, посвященных творчеству баснописца. | Чтение 2 – 3 учениками таблицы «ЗХУ», 1-2 колонки. Остальные дополняют, исправляют. |
| |||
Изучение биографии И.А. Крылова (7 минут). | Раскрыть личный жизненный опыт баснописца, преломленный в его творчестве, осветить характер его деятельности, условия, в которых она протекала, ее историческую роль. | Наглядный, словесный, поисковый, познавательный. Прием «ЗХУ». | Трем группам дано предварительное задание: 1 группа: приготовить небольшой проект по теме: «Предшественники И.А. Крылова». 2 группа: приготовить небольшой проект по теме: «Биография И.А. Крылова». 3 группа: приготовить небольшой проект по теме: «Литературная деятельность И.А. Крылова». — В процессе слушания заполните 3 колонку таблицы «ЗХУ». Что вы узнали нового про И.А. Крылова. — Вы все получили ответы на ваши вопросы со 2 колонки таблицы “ЗХУ»? — Какие вопросы остались для вас открытыми? | Защита проектов.
Заполнение 3 колонки таблицы «ЗХУ».
Отвечают на вопросы. |
| ||||
Работа с литературоведческими понятиями. (4 минуты).
| Прочитать определения терминов, вычленить ключевые слова и заполнить «понятийное колесо».
| познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, извлечение необходимой информации из рассказа, умение доказывать и анализировать; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами урока. личностные УУД: умение находить ответ на вопрос «Какое значение имеет для меня учение? » регулятивные УУД: прогнозирование и получение конкретного результата. | Исследовательский, частично – поисковый, словесный. Работа в группах и выступление перед аудиторией. | Обратите внимание на слайды (слайд № 5, 6, 7). Здесь даны определения терминов «басня», «аллегория», «мораль». Вам нужно их прочитать и составить понятийное колесо (слайд №8).
Корректирует, поясняет, дополняет. | Работа в группах. Читают определение терминов и составляют понятийное колесо: 1 и 4 группа с термином «басня»; 2 и 5 группа с термином «аллегория»; 3 и 6 группа с термином «мораль». Представитель из каждой группы защищает свое понятийное |
| |||
Физминутка «Две руки» (1 минута).
| Профилактика утомления, нарушения осанки, и психоэмоциональная разрядка. | личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя. коммуникативные УУД: умение работать в группе, взаимодействуя с товарищами. | Игровой метод. | Включает презентацию с сопровождающей музыкой. Дает установку на повторение физических упражнений, проецирующихся на презентации. | Смотрят на слайды и повторяют упражнения. |
| |||
Этап 4. Практикум. Аналитическая работа с текстом басни. |
|
|
| ||||||
Работа с текстом басни. (3 минуты). | Знакомство с текстом басни. Выявление ассоциативного ряда. | личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа; познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста. коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
| Проблемный, метод фронтальной организации учащихся, словесный.
| Стратегия «Ассоциации». Детям показываем картинки волка и ягненка ( слайд № 9) и спрашиваем: Какие ассоциации вызывают у вас эти животные? -Какую черту человеческого характера олицетворяет волк? -А ягненок? -Давайте проверим, действительно ли они таковы? Беседа по прослушанному. -Понравилось ли вам чтение басни Крылова? — Подтвердилось ли ваше предположение о героях басни? — Удалось ли ребятам передать характерные черты персонажей басни? –Происходит ли такое в жизни? Как можно назвать это явление? — Можно ли его описать аллегорически? -Где мораль басни?
| Дети слушают, дают свои оценки. Отвечают на вопросы учителя.
Предварительно подготовленная группа читают выразительно басню по ролям. Остальные наблюдают, слушают. |
| |||
Словарная работа над текстом басни. (2 минуты). | Прояснить значение непонятных слов, употребленных в басне. | Словесный, проблемный. | — При прочтении басни вам встретились непонятные слова? — Какие? Сейчас нам пояснят значения этих слов.
|
Отвечают на вопросы. Предварительно подготовленные группы объясняют значения непонятных слов дополняя друг друга: Тьма -много; Надобно — надо; Рыскать — бегать в надежде найти что-нибудь; На добычу: добыча- старое ударение; Святейший — в царской России почётное обращений к князю; Донесть- старинная форма — донести, доложить, сказать; В запрошлом лете — 2 года тому назад; Разведаться -отомстить; Досуг -свободное время; Недосуг — некогда. |
| ||||
Анализ басни. Работа со сводной таблицей. (7 минут). | Выявить проблемы, поставленные автором. Определить тему, идею, композицию. | личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа; познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста. коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Проблемный, познавательный, словесный. Прием «Учебный мозговой шторм». Работа в группах. | Обсудите в группах ответы на вопросы (слайд №10) и заполните сводную таблицу (слайд №11): Сформулируйте тему басни. Сколько персонажей в басне? Назовите их. Посмотрите: в каких строках заключена идея? Как называется этот элемент басни? Рассмотрите композицию: определите завязку событий, кульминацию и развязку. Стратегия «Зигзаг». Всем группам дается одинаковое задание составить сводную таблицу героев, обсудить в группе, затем поделиться с другими группами, а также дополнить свои записи. | Обсуждение вопросов. Обсуждение и групповое заполнение таблицы. Выступление групп. Корректировка и дополнение таблицы.
| ||||
Знакомство с иллюстрациями басни Крылова. (3 минуты). | Познакомиться и выявить особенности иллюстрации к басне. |
| Наглядный, частично-поисковый | Посмотрим на иллюстрации на слайдах (слайд № 12, 13 ). -Изменилось ли ваше восприятие басни?
| Дают развёрнутый ответ на вопросы. |
Составление вопросов по басне (3 минуты). | Формировать умения составлять простые и сложные вопросы. | Личностные: соотношение своей части работы с общим замыслом. Регулятивные: умение самостоятельно и рационально работать. Познавательные: проявление активности в решении творческой задачи. Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками
| Исследовательский, частично – поисковый, словесный. Работа в группах и выступление перед аудиторией. | Каждая группа должна составить по 2 тонких и по 2 толстых вопросов по басне «Волк и Ягненок» (слайд № 14). Проверка выполнения работы. Корректировка и исключение повторяющихся вопросов. | Работа в группах. Составляют вопросы.
Каждая группа задают вопросы, остальные группы по желанию отвечают. |
| ||||||
Обобщение изученного (3 минуты). | Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности. | Личностные: соотношение своей части работы с общим замыслом. Регулятивные: умение самостоятельно и рационально работать. Познавательные: проявление активности в решении творческой задачи. Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
| Даёт задание: написать письмо по кругу по теме урока и согласовывать свое мнение с членами группы. У каждого члена группы – лист бумаги и ручка, каждый записывает несколько предложений на заданную тему, затем каждый передает лист соседу, который должен продолжить его размышления, листы передаются до тех пор, пока каждая листочек не вернется к своему хозяину.
| Работа в группах. Обсуждают, согласовывают и записывают письмо.
Чтение группами писем. |
|
|
|
|
|
|
| |
Рефлексия (2 минуты). | Применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. | Метод контроля, познавательно-рефлексивный. | Дает установку по группам продолжить фразы (слайд № 15, 16): сегодня я было интересно… было трудно… узнал… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…
| Придумывают концы предложении, выступают по группам. |
| |
Самооценка (1 минута). | Оценивание своей работы в группе, выставление оценок. | Самоанализ. | Оцените свою работу на уроке и работу членов вашей группы. Поставьте оценки в дневники. | Оценивают свою работу и работу членов своей группы. Ставят оценки в дневники. |
| |
Домашнее задание (1 минута). | Отработка основных знаний и умений и актуализация знаний для дальнейшего изучения материала. | Метод контроля. | Дома напишите мини – сочинение на тему: «Чему научила меня басня И.А. Крылова «Волк и Ягненок». (слайд № 17). Объясняет ход выполнения домашнего задания. | Записывают домашнее задание. |
|
Список использованной литературы
Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении. Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред.А.П.Тряпицыной. – СПб., 2006.
Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб., 2003.
Столбунова С.В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо // Первое сентября. Русский язык. – 2005. — №18. – С.5-11.
Сабельникова С.И., Муреева Н.М. ФГОС: изменения в деятельности участников образовательного процесса
// Управление начальной школой. — 2011. — № 8. — С. 19-2.
Приложение №1.
Иван Андреевич Крылов
Волк и Ягненок
У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в Истории мы тьму примеров слышим,
Но мы Истории не пишем;
А вот о том как в Баснях говорят.
___
Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться;
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк.
Ягненка видит он, на добычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье
Мое
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву». —
«Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью
От Светлости его шагов я на сто пью;
И гневаться напрасно он изволит:
Питья мутить ему никак я не могу». —
«Поэтому я лгу!
Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете!
Да помнится, что ты еще в запрошлом лете
Мне здесь же как-то нагрубил:
Я этого, приятель, не забыл!» —
«Помилуй, мне еще и отроду нет году», —
Ягненок говорит. «Так это был твой брат». —
«Нет братьев у меня». — «Tak это кум иль сват
И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.
Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
Вы все мне зла хотите
И, если можете, то мне всегда вредите,
Но я с тобой за их разведаюсь грехи». —
«Ах, я чем виноват?» — «Молчи! устал я слушать,
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». —
Сказал и в темный лес Ягненка поволок.