Конспект урока по Литературе «игра по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»» 4 класс







Смирнова Екатерина Анатольевна


МКОУ ООШ с.Никола Яранского района Кировской области


Учитель русского языка и литературы









































Итоговый урок — игра по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».

Цели урока:

  • обобщить, повторить и систематизировать полученные знания по поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души”,

  • повысить интерес учащихся к литературе.

Развивающие задачи: формировать умение проводить литературные аналогии и прогнозировать ситуацию.

Воспитательные задачи: воспитывать активную жизненную позицию, умение объективно оценивать явления жизни.

Оборудование: портреты помещиков и Чичикова, раздаточный материал (листочки с элементами диалога, высказывания героев), кусочки сахара, шашки, книга с закладкой, калач чёрный ящик, конверт с карточками.



Ход урока.


I.Орг. момент. Дорогие ребята, вот мы и закончили изучение поэмы Гоголя Н.В. «Мёртвые души». Сегодня урок необычный: я предлагаю вам поиграть.

Для этого давайте разделимся на 2 команды.

За каждый правильный ответ команда получает балл.


II. Актуализация знаний по теме.


1 конкурс: «Узнай героя».

Учитель зачитывает отрывки из текста (описание героя). Учащиеся должны назвать героя, показать его портрет. Приложение №1.


2 конкурс: «Театральный».

Учащиеся должны разыграть диалог (можно использовать любые отрывки).

3 конкурс: «Чёрный ящик».


В ящике находятся предметы, имеющие отношение к какому – либо герою. Учитель зачитывает загадки о предмете. Учащиеся должны назвать предмет и сказать, с каким из помещиков он связан. Приложение №2.


4 конкурс: «Ключевые слова».

Учитель раздает пять карточек с опорными словами – словесными рядами, – по которым учащиеся должны опознать литературный персонаж, дать ему краткую характеристику. Приложение №3







5 конкурс: «Вопрос — ответ». Представитель каждой команды должен ответить на 10 вопросов.

Приложение №4

III. Подведение итогов. Подчитывается общее количество баллов. За урок каждому ученику, в зависимости от работы, ставится оценка.

VI. Рефлексия. Ребята, я предлагаю вам закончить данные предложения (их можно записать на доске):

  1. Уроки в такой форме ……..

  2. Для себя я сделал вывод:……

  3. Особенно запомнилось…..

  4. Мои пожелания: ……



V. Домашнее задание: написать сочинение – рассуждение «Актуальна ли поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души» в наше время»?


























Приложение №1.

Описание героев.


  1. Известно, что есть много на свете таких лиц, над отделкою которых натура недолго мудрила, не употребляла никаких мелких инструментов, как –то: напильников, буравчиков и прочего, но просто рубила со своего плеча: хватила кирпичом раз – вышел нос, хватила в другой – вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не оскобливши, пустила на свет, сказавши: «Живёт!» (Собакевич).

  2. На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приёмах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами (Манилов).

  3. В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод (Чичиков).

  4. Женщина пожилых лет, в каком – то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещённые по ящикам комодов(Коробочка).

  5. Они называются разбитными малыми, слывут ещё в детстве и в школе за хороших товарищей и при всём том бывают весьма больно поколачиваемы. В их лицах всегда видно что-то открытое, прямое, удалое. Они скоро знакомятся, и не успеешь оглянуться, как уже говорят тебе «ты» (Ноздрёв).

  6. Лицо его не представляло ничего особенного; оно было почти такое же, как у многих худощавых стариков, один подбородок выступал очень далеко вперёд, так что он должен был всякий раз закрывать его платком, чтобы не заплевать; маленькие глазки ещё не потухли и бегали из –под высоко выросших бровей, как мыши, когда, высунувши из тёмных нор остренькие морды, насторожа уши и моргая усом, они высматривают, не затаился ли где кот или шалун мальчишка, и нюхают подозрительно самый воздух (Плюшкин)














Ноздрёв Манилов




Собакевич Плюшкин



Чичиков Коробочка



Приложение №2.


1. Книга с закладкой на 14 странице (Манилов).


  • Вопрос в 2 балла: в Древней Руси они были очень тяжёлыми, часто украшались драгоценными камнями.

  • Вопрос в 1 балл: у неё есть переплёт;

  • Вопрос в 0,5 балла: источник знаний.


2. Калач (Плюшкин).


  • Вопрос в 2 балла: является хлебо – булочным изделием;

  • Вопрос в 1 балл: в России есть одноимённый город;

  • Вопрос в 0,5 балла: по – другому бублик.

3. Шашки (Ноздрёв).


  • Вопрос в 2 балла: в игре – 2 участника;

  • Вопрос в 1 балл: игра проводится на чёрно – белом поле.

  • Вопрос в 0,5 балла: в игре можно «рубить».


4. Сахар (Манилов).


  • Вопрос в 2 балла: бывает рассыпчатым и кусковым;

  • Вопрос в 1 балл: добывают из тростника или свёклы.

  • Вопрос в 0,5 балла: добавляют в чай






















Приложение №3.

Карточка №1 “Кусочек яблочка, конфетка, орешек, душенька, ротик, бисерный чехольчик, сигарка, именины сердца, извольте проходить, удостоили посещением, прелюбезнейший, дух наслажденья”. (Манилов).

Карточка №2 “Невмочь, плачутся, деньжонки, пестрядевые мешочки, распоротый салоп, поизотрутся,, батюшка, отец мой, святители, страсти, почивали, я чай, маненько повременю, авось, ахти.” (Коробочка).

Карточка №3 “Продулся в пух, убухал четырех рысаков, свинтус, тресну со смеху, жидомор, отыграл бы, просадил бы, эх, брат, юркость характера, брудастая, бранный задор” (Ноздрев).

Карточка №4 “Вековое стояние, крепкий дуб, неуклюжий порядок, бараний бок, христопродавцы, индюк ростом с теленка, обгрыз, обсосал, машинища, силища, омедведило” (Собакевич).

Карточка №5 “Дряхлым инвалидом, лишенные верхушек, забиты, остановившийся маятник, заросший, заглохший, плесень, паутина, пыль, навоз, гниль, прореха” (Плюшкин).























Приложение №4.


Вопросы для 1 команды:


  1. Фамилия главного героя (Чичиков).

  2. Фамилия помещика, которого Чичиков посетил последним (Плюшкин).

  3. Кто из чиновников рассказал историю о капитане Копейкине? (Почтмейстер).

  4. Имя слуги Чичикова (Петрушка).

  5. Кто из помещиков похож на медведя? (Собакевич).

  6. Чичикова обвиняли в изготовлении …. (фальшивых денег).

  7. Кто из помещиков не продал Чичикову душ? (Ноздрёв).

  8. В какую игру согласился сыграть Чичиков с Ноздрёвым? (В шашки).

  9. Где работал Чичиков до того, как решил покупать мёртвые души? (На таможне).

  10. Рубашки у Чичикова были … (голландскими).



Вопросы для 2 команды:


  1. Имя Чичикова (Павел).

  2. Похороны какого чиновника встретил Чичиков, выезжая из города? (Прокурора).

  3. Имя кучера (Селифан).

  4. Кто из помещиков был часто бит? (Ноздрёв).

  5. В городе говорили, что Чичиков хочет похитить и обвенчаться с … (губернаторской дочкой).

  6. Кто из помещиков предлагал Чичикову вместо душ купить пеньку и мёд? (Коробочка).

  7. Чьих советов и наставлений придерживался Чичиков с детства? (отца)

  8. У кого из помещиков в доме были одни сапоги для всех работников? (у Плюшкина)

  9. Кого из помещиков посетил Чичиков первым? (Манилов).

  10. Умывался Чичиков … мылом (французским).









Свежие документы:  Литературная гостиная «Я искал в этих женщинах счастье…» 11 класс (о русском поэте С.Есенине)

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: