Тема: Исторические народные песни. Предания «о Пугачеве», «о покорении Сибири Ермаком»
Цели: повторить жанры устного народного творчества; показать особенности жанра народной песни, вызвать интерес учеников к этому жанру; развивать навыки выразительного чтения, навыки анализа текста.
Методические приемы: сообщения учащихся; работа в группах, беседа, рассказ учителя, работа с учебником, выразительное чтение, элементы анализа текста.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
1. Пересказ статьи учебника «русская литература и история».
2. Ответы на вопросы учебника
Фольклора.
II. Беседа с учащимися
— каковы особенности жанра сказки? Какие мечты народа воплощены в сказках?
— какие свойства характера воспеваются в народных сказках?
— какие типы сказок вам известны?
— чем отличается былина от сказки и что между ними общего?
— какие циклы былин вы знаете?
— вспомните героев былин. Расскажите о некоторых из них, используя иллюстрации к былинам и. Билибина, репродукции с картин в. Васнецова.
— что такое пословицы, поговорки? Приведите примеры, объясните их смысл.
— что общего у пословиц и поговорок и чем они различаются?
— что вы знаете об обрядовом фольклоре? Чему посвящаются произведения обрядового фольклора?
III. Рассказ учителя о народных песнях
Мы знакомы уже со многими жанрами устного народного творчества. В основном это эпические жанры. Особый пласт в русском фольклоре составляют народные песни. В песнях отображен и внешний мир, и внутренний мир человека. Одни песни посвящались историческим событиям, героям, выдающимся историческим личностям, другие — переживаниям, связанным с любовными отношениями, семейной жизнью, с солдатской долей и т. Д. Известны бурлацкие, рекрутские, разбойничьи, ямщицкие песни.
Исторические песни часто не только изображают события или отдельные их эпизоды, но и отражают чувства, переживания героев так, как это понимает народ. Частые герои исторических песен цари — иван грозный, петр первый, герои-воины — суворов, кутузов, народные вожди — ермак, разин, пугачев.
Народные песни в отличие от былин, исполнявшихся обычно сказителями, былинниками, создавались самыми разными людьми в минуты, когда душевные переживания, потрясения требовали выражения в словах и мелодии. Песни передавались из уст в уста, от одного исполнителя к другому, от одного поколения к другим, при этом шлифуясь и изменяясь. Среди множества безвестных певцов иногда появлялись талантливые народные поэты и исполнители.
Лирические песни изображают переживания, связанные с теми или иными жизненными обстоятельствами лирического героя. Этот герой безвестен, но каждый находил отклик чувствам, выраженным в песне. Исполнялись песни и в одиночку, и хором. Чаще всего лирические песни передают грустное, печальное настроение. Вся жизнь русского человека от рождения и до смерти сопровождалась песней.
Первые записи русских народных песен относятся еще к xvii веку. Интересно, что записаны они для английского путешественника ричарда джемса в 1619-1620 гг.
Особенно активно собиранием исторических и лирических песен, как и других видов фольклора, заинтересовались на рубеже xviii-xix веков. Среди собирателей — имена а.с. Пушкина, н.в. Гоголя, м.д. Чулкова, а.в. Кольцова, п.н. Рыбникова. Изучением песен занимались о.ф. И в.ф. Миллеры, а.н. Веселовский, б.н. Путилов, а.х. Востоков, а.н. Веселовский, в.я. Пропп и другие. Собиратели и исследователи песен оставили нам богатство, которое могло быть безвозвратно утеряно: ведь песни существовали в устной форме, лишь немногие из них поются до сих пор.
IV. Изучение темы «исторические песни и предания»
1. Слово учителя.
Мы ознакомимся сегодня с произведениями устного народного творчества, близкими по тематике, но различающимися по жанровым признакам; сопоставим исторические песни и предания, посвященные конкретным историческим личностям — пугачеву и ермаку.
Предание — жанр устной несказочной прозы, рассказ об исторических лицах, событиях, отражающий восприятие их современниками.
Вспомним, что признаком жанра исторической песни тоже является рассказ об определенных исторических лицах и событиях, в этих песнях тоже выражено отношение к ним народа.
В чем же различие этих жанров?
Сопоставив тексты исторических песен и преданий, попробуем ответить на этот вопрос.
2. Выразительное чтение исторических песен о пугачеве и предания о пугачеве
3. Беседа.
— что вы знаете о пугачеве, о восстании под его предводительством?
— что вы узнали нового о пугачеве из предания?
— каким народ представляет себе пугачева?
— что общего в исторических песнях и предании о пугачеве? (общий герой, общее отношение к нему и событиям, связанным с его именем, как к реально существовавшим.)
— в чем вы заметили разницу между исторической песней и преданием о пугачеве? (предание «о пугачеве» напоминает обычный бытовой рассказ, он лишен ритма, присущего народной песне, включает диалоги. Предание, скорее всего, более вариативно: при передаче его из уст в уста, из поколения в поколение произошло столько дополнений и изменений текста, что потеряна логика событий, предание представляет собой набор отрывочных и часто противоречащих друг другу сведений.)
— каковы различия в художественных особенностях жанров исторической песни и предания о пугачеве?
Ответ. Исторические песни о пугачеве близки по форме к лирическим песням, так как они ритмичны, напевны, хотя в них отсутствует рифма, в стихах (строках) разное количество слогов и ударений. Встречаются образы, присущие лирической песне: «добрый молодец», «родный батюшка», «сироты горемычны», постоянные эпитеты: «лес темный», «садик зеленый», «добрый молодец», «родный батюшка», «красное солнышко», «сироты горемычны», «крепку думушку»; повторы, анафоры (одинаковое начало строк), ряды синонимов: «выше леса темного, / выше садика зеленого», «кандалы мои, кандалики, / кандалы мои тяжелые», «как во темнице, во тюремнице». Характерен для лирической песни и параллелизм: пугачев умер — «красное солнышко закатилось».
В песнях явно выражено народное сочувствие пугачеву, сострадание. Это заметно и по множеству уменьшительных суффиксов: «звездочка», «садик», «кандалики», «тятенька», «маменька», и по обилию обращений, и по оценочной лексике: «добрый молодец», «походы удалые», «житье свободное», «народный заступник», «родный батюшка», «красное солнышко», «сироты горемычны». Пугачев изображается в песне как народный заступник, который отстаивал интересы народа, думал о нем и за него.
Песня «пугачев казнен» напоминает жанр плача, включает типичные для этого жанра устойчивые выражения: «на кого ты нас покинул?», «некому за нас заступиться».
Из художественных особенностей предания можно отметить наличие диалогов, сочетание реалистичных деталей с полусказочными образами: «итальянская барышня», «княгиня», «оборотни казаки». Лексика предания приземленная: «сошелся», «скинула», «выпивка», «водка», «набегался», «народился». Для предания характерны обороты разговорной речи, разговорные частицы: «пугачев-то был-то был», «в конце-то концов», «ну вот», «мол». Достоверность предания прямо подчеркивается: «это все точно было».
— есть ли сходство исторических песен и предания о пугачеве с другими жанрами устного народного творчества? (исторические песни имеют общее с былинами: отсутствие рифмы, речитативный стих, в котором разное количество слогов и ударений. Как и былина, песни исполняются напевной речью. Повторы, постоянные эпитеты, параллелизм тоже присущи былинам. Предание напоминает о жанрах легенды и сказки сочетанием реального и вымышленного.)
III. Чтение предания «о покорении сибири ермаком» и беседа
— к эпохе чьего царствования относится это предание?
— как проявляется в предании отношение народа к ермаку?
— внимательно посмотрите на репродукцию картины в. Сурикова «покорение сибири ермаком». Так ли вы представляли себе эпизод покорения сибири, как его изобразил художник суриков?
— есть ли отличие в изображении ермака в предании и в исторической справке? Если да, то в чем? Приведите примеры из текста.
— какой из текстов преданий вам понравился? Какими народ представлял себе пугачева и ермака?
— уверены ли рассказчики, что говорят правду? Подтвердите примерами.
IV. Работа с пособием «читаем, думаем, спорим…»
1. Чтение преданий «петр и плотник», «царь петр и солдат».
2. Беседа по вопросам с. 13 («продолжаем знакомиться с преданиями…»).
Домашнее задание
1. Подготовить пересказ предания «о покорении сибири ермаком», включив характерную для этого предания лексику.