Конспект урока по Литературе «Исторические народные песни. Предания «о Пугачеве», «о покорении Сибири Ермаком»»

Тема: Исторические народные песни. Предания «о Пугачеве», «о покорении Сибири Ермаком»


Цели: повторить жанры устного народного творчества; пока­зать особенности жанра народной песни, вызвать интерес учеников к этому жанру; развивать навыки выразительного чтения, навыки анализа текста.

Методические приемы: сообщения учащихся; работа в груп­пах, беседа, рассказ учителя, работа с учебником, выразительное чтение, элементы анализа текста.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Пересказ статьи учебника «русская литература и история».

2. Ответы на вопросы учебника

Фольклора.

II. Беседа с учащимися

— каковы особенности жанра сказки? Какие мечты народа во­площены в сказках?

— какие свойства характера воспеваются в народных сказках?

— какие типы сказок вам известны?

— чем отличается былина от сказки и что между ними общего?

— какие циклы былин вы знаете?

— вспомните героев былин. Расскажите о некоторых из них, используя иллюстрации к былинам и. Билибина, репродук­ции с картин в. Васнецова.

— что такое пословицы, поговорки? Приведите примеры, объ­ясните их смысл.

— что общего у пословиц и поговорок и чем они различаются?

— что вы знаете об обрядовом фольклоре? Чему посвящаются произведения обрядового фольклора?

III. Рассказ учителя о народных песнях

Мы знакомы уже со многими жанрами устного народного твор­чества. В основном это эпические жанры. Особый пласт в русском фольклоре составляют народные песни. В песнях отображен и внешний мир, и внутренний мир человека. Одни песни посвящались историче­ским событиям, героям, выдающимся историческим личностям, дру­гие — переживаниям, связанным с любовными отношениями, семейной жизнью, с солдатской долей и т. Д. Известны бурлацкие, рекрутские, разбойничьи, ямщицкие песни.

Исторические песни часто не только изображают события или от­дельные их эпизоды, но и отражают чувства, переживания героев так, как это понимает народ. Частые герои исторических песен цари — иван грозный, петр первый, герои-воины — суворов, кутузов, народные вожди — ермак, разин, пугачев.

Народные песни в отличие от былин, исполнявшихся обычно ска­зителями, былинниками, создавались самыми разными людьми в ми­нуты, когда душевные переживания, потрясения требовали выражения в словах и мелодии. Песни передавались из уст в уста, от одного испол­нителя к другому, от одного поколения к другим, при этом шлифуясь и изменяясь. Среди множества безвестных певцов иногда появлялись талантливые народные поэты и исполнители.

Лирические песни изображают переживания, связанные с теми или иными жизненными обстоятельствами лирического героя. Этот герой безвестен, но каждый находил отклик чувствам, выраженным в песне. Исполнялись песни и в одиночку, и хором. Чаще всего лирические песни передают грустное, печальное настроение. Вся жизнь русского человека от рождения и до смерти сопровождалась песней.

Свежие документы:  Внеклассное мероприятие по Литературе "Литературный калейдоскоп" 8-10 класс

Первые записи русских народных песен относятся еще к xvii веку. Интересно, что записаны они для английского путешественника ри­чарда джемса в 1619-1620 гг.

Особенно активно собиранием исторических и лирических песен, как и других видов фольклора, заинтересовались на рубеже xviii-xix веков. Среди собирателей — имена а.с. Пушкина, н.в. Гоголя, м.д. Чулкова, а.в. Кольцова, п.н. Рыбникова. Изучением песен занимались о.ф. И в.ф. Миллеры, а.н. Веселовский, б.н. Путилов, а.х. Востоков, а.н. Веселовский, в.я. Пропп и другие. Собиратели и исследователи песен оставили нам богатство, которое могло быть безвозвратно утеряно: ведь песни существовали в устной форме, лишь немногие из них поются до сих пор.

IV. Изучение темы «исторические песни и предания»

1. Слово учителя.

Мы ознакомимся сегодня с произведениями устного народного творчества, близкими по тематике, но различающимися по жанровым признакам; сопоставим исторические песни и предания, посвящен­ные конкретным историческим личностям — пугачеву и ермаку.

Предание — жанр устной несказочной прозы, рассказ об историче­ских лицах, событиях, отражающий восприятие их современниками.

Вспомним, что признаком жанра исторической песни тоже яв­ляется рассказ об определенных исторических лицах и событиях, в этих песнях тоже выражено отношение к ним народа.

В чем же различие этих жанров?

Сопоставив тексты исторических песен и преданий, попробуем ответить на этот вопрос.

2. Выразительное чтение исторических песен о пугачеве и предания о пугачеве

3. Беседа.

— что вы знаете о пугачеве, о восстании под его предводитель­ством?

— что вы узнали нового о пугачеве из предания?

— каким народ представляет себе пугачева?

— что общего в исторических песнях и предании о пугачеве? (общий герой, общее отношение к нему и событиям, связан­ным с его именем, как к реально существовавшим.)

— в чем вы заметили разницу между исторической песней и преданием о пугачеве? (предание «о пугачеве» напоми­нает обычный бытовой рассказ, он лишен ритма, присущего народной песне, включает диалоги. Предание, скорее всего, более вариативно: при передаче его из уст в уста, из поколе­ния в поколение произошло столько дополнений и изменений текста, что потеряна логика событий, предание представ­ляет собой набор отрывочных и часто противоречащих друг другу сведений.)

каковы различия в художественных особенностях жанров исторической песни и предания о пугачеве?

Ответ. Исторические песни о пугачеве близки по форме к лири­ческим песням, так как они ритмичны, напевны, хотя в них отсутст­вует рифма, в стихах (строках) разное количество слогов и ударений. Встречаются образы, присущие лирической песне: «добрый молодец», «родный батюшка», «сироты горемычны», постоянные эпитеты: «лес темный», «садик зеленый», «добрый молодец», «родный батюшка», «красное солнышко», «сироты горемычны», «крепку думушку»; по­вторы, анафоры (одинаковое начало строк), ряды синонимов: «выше леса темного, / выше садика зеленого», «кандалы мои, кандалики, / кандалы мои тяжелые», «как во темнице, во тюремнице». Характерен для лирической песни и параллелизм: пугачев умер — «красное сол­нышко закатилось».

Свежие документы:  Конспект урока по Литературе «Извините, я, право, не виноват» 8 класс

В песнях явно выражено народное сочувствие пугачеву, сострада­ние. Это заметно и по множеству уменьшительных суффиксов: «звез­дочка», «садик», «кандалики», «тятенька», «маменька», и по обилию обращений, и по оценочной лексике: «добрый молодец», «походы уда­лые», «житье свободное», «народный заступник», «родный батюшка», «красное солнышко», «сироты горемычны». Пугачев изображается в песне как народный заступник, который отстаивал интересы народа, думал о нем и за него.

Песня «пугачев казнен» напоминает жанр плача, включает типич­ные для этого жанра устойчивые выражения: «на кого ты нас поки­нул?», «некому за нас заступиться».

Из художественных особенностей предания можно отметить на­личие диалогов, сочетание реалистичных деталей с полусказочными образами: «итальянская барышня», «княгиня», «оборотни казаки». Лексика предания приземленная: «сошелся», «скинула», «выпивка», «водка», «набегался», «народился». Для предания характерны обороты разговорной речи, разговорные частицы: «пугачев-то был-то был», «в конце-то концов», «ну вот», «мол». Достоверность предания прямо подчеркивается: «это все точно было».

есть ли сходство исторических песен и предания о пугачеве с другими жанрами устного народного творчества? (исторические песни имеют общее с былинами: отсутствие рифмы, речитативный стих, в котором разное количество слогов и ударений. Как и былина, песни исполняются напевной ре­чью. Повторы, постоянные эпитеты, параллелизм тоже присущи былинам. Предание напоминает о жанрах легенды и сказки сочетанием реального и вымышленного.)

III. Чтение предания «о покорении сибири ермаком» и беседа

— к эпохе чьего царствования относится это предание?

— как проявляется в предании отношение народа к ермаку?

— внимательно посмотрите на репродукцию картины в. Сури­кова «покорение сибири ермаком». Так ли вы представляли себе эпизод покорения сибири, как его изобразил художник суриков?

— есть ли отличие в изображении ермака в предании и в исто­рической справке? Если да, то в чем? Приведите примеры из текста.

— какой из текстов преданий вам понравился? Какими народ представлял себе пугачева и ермака?

— уверены ли рассказчики, что говорят правду? Подтвердите примерами.

IV. Работа с пособием «читаем, думаем, спорим…»

1. Чтение преданий «петр и плотник», «царь петр и солдат».

2. Беседа по вопросам с. 13 («продолжаем знакомиться с пре­даниями…»).

Домашнее задание

1. Подготовить пересказ предания «о покорении сибири ермаком», включив характерную для этого предания лексику.

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: