Литературный ринг
по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина.
7 класс
Цели:
Обобщить и углубить знания обучающихся о жизни и творчестве М.Е.
Салтыкова-Щедрина
2.Закрепить знания о приемах сатирического изображения
(гротеск, гипербола, сатира, ирония, эзопов язык, смешение реального
и фантастического).
3. Развивать творческие способности обучающихся, создавать
ситуацию необходимости поиска дополнительной информации
для решения учебной задачи.
Оборудование:
1.Портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина.
2. Эпиграф.
3 .Иллюстрации обучающихся к сказкам Салтыкова-Щедрина.
4. Презентации обучающихся по творчеству писателя.
5. Кроссворды, викторины.
6. Мультипликационный фильм «Как один мужик двух генералов прокормил».
Я люблю Россию до боли сердечной…
М.Е. Салтыков-Щедрин
Ход ринга:
Вступительное слово учителя.
Приятно говорить людям о том, что их радует, доставляет удовлетворение. Намного труднее выговаривать горькие истины. Нужно иметь для этого мужество, быть очень сильным и смелым человеком. Именно таким человеком был М.Е. Салтыков-Щедрин. Он настойчиво обращался к своим современникам, чтобы заставить их думать, чтобы ужаснулись люди тому, как нелепо и жестоко устроена их жизнь. А для этого нужно было очень сильно любить людей, Родину, народ, верить в него. В условиях строжайшей цензуры он беседовал с читателями, прибегая к остроумнейшим иносказаниям, ироническим намекам и умолчаниям, к необычной сказочной форме.
Завершая изучение творчества Салтыкова-Щедрина в 7 классе, мы проводим «Литературный ринг». Это соревнование между двумя командами, которое будет состоять из шести раундов.
Ведущий читает вопросы, играющие слушают, в течение одной минуты советуются, принимают решения, получают очки за правильные ответы. В результате выявится команда- победитель. На «Литературном ринге» вы должны проявить эрудицию, творческие способности, показать свои знания, умение работать в коллективе.
Организационный момент.
Представление жюри (из состава обучающихся), команд друг другу, оглашение последовательности раундов и критериев оценивания выступления команд.
I.Биографический раунд:
1.Конкурс компьютерных презентаций(по одной от команды) обучающихся жизни и творчестве писателя(на2-3 минуты). 5 баллов
2. Блиц — вопросы:
-В каком известном учебном заведении учился Салтыков-Щедрин? (Царскосельский лицей)
-За что писатель был сослан в Вятку на пятнадцать лет? (повесть «Запутанное дело»)
-Чем запомнился в Вятке чиновник губернского правления Салтыков-Щедрин? (не брал взяток)
-На страницах какого журнала появились первые три сказки писателя? («Отечественные записки»)
— Сколько сказок входит в сборник «Сказки для детей изрядного возраста»? (32)
За каждый правильный ответ – 1 балл
II. Литературоведческий раунд:
Одна команда отвечает на вопрос, что сближает сказки Салтыкова-Щедрина с народными; другая – что отличает его сказки от народных.
(Сближает: замысловатый сюжет, зачин, устойчивые сказочные выражения, элементы, фантастики, повторы, понимание о добре и зле…
Отличает: много деталей реального мира, герои не всегда наказаны за свои пороки, не юмор, а резкая сатира, наполнены политическим смыслом…)
За полный ответ – 5 баллов
Назвать приёмы сатирического изображения в данных отрывках:
«Мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне супь варить…» (гипербола)
«Жили-были два генерала… по щучьему велению, по моему хотению очутились на необитаемом острове…» (фантастика)
«…в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали…генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у товарища орден и немедленно проглотил…» (гротеск)
«Отдохни, дружок, только свей прежде верёвочку…Этою верёвкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не сбёг, а сами легли спать.» (ирония)
За каждый ответ — 3 балла
III. Раунд художников:
Конкурс иллюстраций обучающихся к сказкам Салтыкова-Щедрина с комментариями авторов (по одной иллюстрации). 3 балла
IV. Раунд писателей:
Конкурс собственных сатирических сказок обучающихся (по одной сказке) 5 баллов
V. Артистический раунд:
Конкурс инсценированных эпизодов из сказок Салтыкова-Щедрина (по одному эпизоду) . 5 баллов
VI. Риторический раунд:
Короткий спич на тему: «Нужна ли сатира в современном обществе?»
5 баллов
Подведение итогов:
Пока жюри подводит итоги, классу предлагается посмотреть мультфильм «Как один мужик двух генералов прокормил».
Оглашение результатов.
Заключительное слово учителя:
Сегодня вы проверили свои знания сказок Салтыкова-Щедрина, повторили их художественные особенности, проявили сои творческие способности, научились работать в команде.
Протокол литературного ринга по сказкам
М.Е. Салтыкова-Щедрина в 7 классе
1 раунд | 2 раунд | 3 раунд | 4 раунд | 5 раунд | 6 раунд | Итоги | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|